Кому — эпидемия, кому — сверхприбыли

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2021/06/3055-e1622757952871.jpg

Как и на чём заработали производители и продавцы продовольственных товаров в 2020 году

Согласно исследованию Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, минувший год стал особенно удачным и прибыльным для розничной торговли продуктами питания и производственных цепочек как в производстве, так и переработке в отдельных секторах агрорынка. В том числе и для производителей сахара и растительного масла, в отношении которых Правительство РФ вынуждено ввело временное регулирование цен. Согласно исследованию, во всей агропереработке доходы от реализации выросли на 11 %, прибыли от продаж — на 20 %. Поэтому обвинения правительством отдельных участников этого рынка в «жадности» и эксплуатации ажиотажного спроса на продовольствие справедливы: только за весну-лето 2020 года агрокомпании заработали не менее 11 млрд рублей дополнительной чистой прибыли.

Основанием для анализа в исследовании РЭУ им. Плеханова стала открытая отчётность крупнейших компаний российской сельхозперерабатывающей и пищевой промышленности и розничной торговли продуктами питания в минувшем году.

Однако данные Росстата о финансовом результате, в том числе в отраслевом аспекте, дают довольно поверхностное представление о происходившем на продовольственном рынке в разгар коронавирусной эпидемии в 2020 году: оценки даются исходя из формальной отраслевой принадлежности компаний и только по агропрому, пищевой промышленности и розничной торговле продуктами питания в целом. В этом плане более показательны данные корпоративной отчётности за 2020 год, появившиеся в конце марта 2021-го. Аналитики университета использовали первичные данные из отчётности базы «СПАРК-Интерфакс» с крупнейшими компаниями агропереработки и продовольственного ритейла, объединив в среднеотраслевые цифры в выборке оценки валовой и чистой прибыли и рентабельности продаж по отдельным товарным группам.

В отличие от других агропромышленная отрасль почти ничего не потеряла во время полных запретов, это было ясно ещё в прошлом году по цифрам промпроизводства в сельском хозяйстве. Так же как и то, что компании и розничная торговля продуктами питания неплохо заработали на ажиотаже на продукты за весну-лето.

Остаётся спорным вопрос, получены ли были такие прибыли после начала роста цен на мировых рынках и внутри России, поскольку агропром и розничная торговля продуктами питания ссылались на рост издержек из‑за пандемии.

Однако исследование РЭУ отвечает на большинство вопросов: сверхприбыли в сложившейся обстановке были, причём заведомо выше дополнительных расходов из‑за коронавируса и именно по тем товарным группам, по которым правительство ввело мягкое госрегулирование ценообразования через пошлины и квоты на экспорт. Эти дополнительные доходы были особенно велики.

По словам доцента кафедры экономической статистики РЭУ Ольги Лебединской, по итогам работы в 2020 году прибыль активов производителей продуктов питания в нашей стране почти в два раза превысила среднероссийское значение рентабельности активов в промышленности. Красноречив следующий факт: доходы от реализации по отрасли по сравнению с 2019 годом выросли на 11 %, прибыль от продаж — на 20 %. И если первая цифра частично включает в себя рост инфляции, вторая значительно увеличивает чистые прибыли.

Данные компаний выборки университета показывают, что крупнейшие по динамике выручки производители продовольствия в России в прошлом году увеличили продажи к 2019 году на 32 % — на 145 млрд рублей, до 596 млрд. Чистая прибыль компаний выборки выросла на 69 % — на 11 млрд рублей, до 27 млрд.

Средняя прибыль продаж продовольствия производителями выросла на 1,5 %. Это говорит о том, что агросектор, воспользовавшись дополнительным спросом, в разгар кризиса чувствовал себя более чем уверенно. По некоторым организациям рост показателя был более чем в два раза.

В розничной торговле продуктами питания дела шли ещё лучше. Согласно аналитике университета, в 2020 году прибыль активов в отрасли торговли практически в два раза превысила среднероссийский показатель, доходы от реализации в целом по отрасли по отношению к 2019 году выросли на 41 %, прибыль от продаж увеличилась практически в 1,5 раза. Дела шли настолько хорошо, что некоторые компании из категории убыточных перешли в прибыльные, некоторые группы увеличили прибыли с продаж более чем в два раза. Выручка от реализации продовольственных товаров в сетях составила 4,9 %, что на 1,4 процентного пункта больше, чем в 2019 году, а доходность активов — 8,0 %.

Наиболее наглядный пример — динамика в производстве растительного масла и сахара. Все помнят, что соглашения о фиксации цен в 2021 году, инициированные правительством, действовали только в отношении этих двух продуктов. В университете открыто используют в отношении производителей и продавцов в этой товарной группе термин «сверхмаржинальность/высокая маржинальность»: ограничения, которые в отчёте правительства Госдуме 12 мая оправдывались «жадностью» отдельных игроков, в действительности лишь ограничили размер разницы между ценой и себестоимостью при реализации этих продуктов, сдержав таким образом их розничные цены для конечного потребителя — населения.

В долгосрочном периоде такая «жадность» малоосмысленна, как и постоянное госрегулирование цен — как неоднократно отмечал Банк России, нарастают дисбалансы в отрасли, меняется структура потребления.

Кроме того, она снижает стабильность производителей других продуктов питания. Поэтому критика в адрес производителей сахара и растительного масла была молчаливо поддержана производителями других продуктов в отраслевых ассоциациях. Но как краткосрочная тактика «снятия сливок» она сверхвыгодна, особенно средним производителям и слабой розничной торговле с коротким горизонтом планирования.

В Российском экономическом университете им. Плеханова не конкретизируют названия отдельных сверхмаржинальных компаний, заработавших в разгар коронавируса на масле и сахаре, но отраслевым аналитикам они известны не хуже, чем правительству, которое сейчас в отличие от кризисов прошлых лет способно отслеживать и экспортные потоки, и внутренние операции, и цены конечных продаж.

Так или иначе, сверхприбыли временны, а рынок продовольствия высококонкурентен, но долгосрочные вложения средств в нём окупаются небыстро, а вот проблемы с репутацией запоминаются надолго.

Итоги I квартала 2021 года

По данным Архстата, за три месяца цены на продовольственные товары в Поморье выросли на 2,6 %.

Наиболее заметен скачок цен на плодоовощную продукцию. К примеру, виноград подорожал на 35,2 %, капуста белокочанная — на 32,9 %, картофель — на 29,7 %, морковь — на 23,8 %, свежая зелень — на 23,2 %, лук репчатый — на 17,8 %, бананы — на 16,5 %, свёкла — на 15,8 %, мясо птицы — на 7,6 %. Алкогольные напитки выросли в цене на 2,7 %.

Однако апельсины стали дешевле на 18,9 %, а огурцы — на 13 %. На 2,3 % снизилась цена на рыбное филе, на 1,9 % — на мясные консервы и на 1,8 % — на сахар.

Соответственно, стоимость условного (минимального) набора продуктов питания с начала года увеличилась на 4,9 % и на конец марта составила 5 839 рублей в месяц.

Как прогнозируют эксперты, к концу года в России рост цен на продукты питания будет на уровне 10 %.

Комментарии:

О росте цен с 1 июля 2021 года и региональной сети местных производителей рассказал генеральный директор АО «Северодвинск-Молоко» Михаил Меньшиков:

— На уровень отпускных цен на готовую молочную продукцию влияет множество факторов. Если говорить об уровне затрат, входящих в себестоимость продукции и максимальным образом сказывающихся на её изменении, то это в первую очередь стоимость молока-сырья и упаковки. Уже вторично влияет изменение тарифов на коммунальные услуги, рост коммерческо-управленческих, производственных и иных расходов.

Также необходимо отметить, что рынок молочной продукции в нашем регионе отличается высокой конкуренцией, представлен множеством местных и федеральных производителей, характеризуется широким ассортиментом в различных ценовых категориях. АО «Северодвинск-Молоко» уже на протяжении многих лет аккуратно и сбалансированно подходит к вопросам ценообразования на готовую продукцию, учитывая все факторы, в том числе уровень платёжеспособности населения. Поэтому маловероятно, что рост тарифов на коммунальные услуги как отдельно взятый фактор сможет вызвать рост отпускных цен в ближайшей перспективе.

На сегодняшний день вопрос об участии нашего предприятия в работе единой региональной сети местных производителей находится на стадии переговоров. Давать какие‑либо развёрнутые оценки до их окончания считаю несколько преждевременным. В то же время отмечу, что в целом проект интересен.

О росте цен

Виктор Казаринов, предприниматель, учредитель ООО «Северодвинский агрокомбинат»:

— Почему у нас растут цены на самые основные продукты — растительное масло, яйца, сахарный песок?
Падение курса рубля — это основная причина роста цен. Подавляющая часть оборудования для сельхозпродукции зарубежного производства. У большинства сельхозпредприятий взяты долгосрочные кредиты или оборудование в лизинг в валюте. Все платежи оплачиваются не в рублях, соответственно, тратится больше денег в рублях.

Вторая причина: в этом году проблема с продовольствием есть везде, мировые цены растут. Мы живём в частично рыночной, но открытой экономике, и у производителей есть возможность продавать продукцию за рубеж. Задача бизнеса — своё развитие, повышение оплаты труда сотрудникам, расширение производства.
Третий момент: на отдельные виды продукции существенно поменялся спрос.

Четвёртая причина: это наш ответ на санкции. На российский рынок запрещён вход большому количеству европейских производителей, и, как следствие, пропадает конкуренция с западными производителями. Итог — наши компании повышают цены.

На мой взгляд, правительство не должно делать никаких ограничений. А оно делает: установлен максимальный размер тарифов на экспорт зерна. Это приведёт к тому, что фермеры не получат прибыли для своего развития, затем они сократят или притормозят посевные, и опять произойдёт повышение цен. Правительству можно и правильно улучшать условия для ведения деятельности путём льготных кредитов. На сегодня мы занимаем первое место в мире по производству зерновых культур. Российское сельское хозяйство, в особенности южное, экспортоориентированное — сахар, подсолнечник, кукуруза растут сумасшедшими темпами и показывают хорошие результаты.

Кстати

Минимальное годовое потребление продуктов первой необходимости для взрослых, детей
и пенсионеров:

— хлебобулочные, макаронные изделия и крупы: для взрослых — 126 кг, для пенсионеров — 98 кг,
для детей — 77 кг;
— картофель: для взрослых — 100 кг, для пенсионеров — 80 кг, для детей — 88 кг;
— овощи: для взрослых — 114 кг, для пенсионеров — 98 кг, для детей — 112 кг;
— фрукты: для взрослых — 60 кг, для пенсионеров — 45 кг, для детей — 118 кг;
— сахар и кондитерские изделия: для взрослых — 23 кг, для пенсионеров — 21 кг, для детей — 21 кг;
— мясо: для взрослых — 58 кг, для пенсионеров — 54 кг, для детей — 44 кг;
— рыба: для взрослых — 18 кг, для пенсионеров — 16 кг, для детей — 18 кг;
— молочные продукты: для взрослых — 290 кг, для пенсионеров — 257 кг, для детей — 360 кг;
— яйца: для взрослых — 210 кг, для пенсионеров — 200 кг, для детей — 201 кг;
— масла и жиры: для взрослых — 11 кг, для пенсионеров — 10 кг, для детей — 5 кг;
— чай и специи: для взрослых — 5 кг, для пенсионеров — 4 кг, для детей — 3 кг.

Между тем

Основным статистическим показателем, помимо структурного состава, выступает стоимость потребительской корзины. Исходя из этого, рассчитывается размер прожиточного минимума для россиян. Начиная с 2018 года от ценового размера продуктового набора зависит и устанавливаемый Правительством РФ минимальный уровень заработной платы. Связано это с привязкой прожиточного минимума к МРОТ, который должен составлять соотношение 1 к 1.

Расчёт денежной стоимости продуктового набора изначально производится территориальными статистическими управлениями. Поскольку стоимость продуктов в разных федеральных округах значительно отличается, то и стоимость потребительской корзины в 2021 году различна, несмотря на одинаковый перечень. Спорный момент состоит в том, что денежная стоимость высчитывается Росстатом на основании минимальной цены на продукты питания для каждого региона. Между тем реальная стоимость продуктового набора может быть несколько выше цен, представленных статистическим управлением.

Цена потребительской корзины на 2021 год по федеральным округам выглядит таким образом:

— Северо-Запад — 11,7 тыс. руб.;
— Центральный ФО — 8,2 тыс. руб.;
— Южный ФО — 8,5 тыс. руб.;
— Северный Кавказ — 8,4 тыс. руб.;
— Приволжье — 8,5 тыс. руб.;
— Урал — 9,7 тыс. руб.;
— Сибирь — 9,3 тыс. руб.;
— Дальний Восток — 10,2 тыс. руб.;
— Санкт-Петербург — 10 тыс. руб.;
— Москва — 14,4 тыс. руб.

Исходя из этих данных, Росстат высчитывает среднероссийские ценовые показатели продовольственной корзины населения. Размер потребительской корзины 2021 года для разных групп граждан РФ в денежном исчислении составляет:

— взрослые трудоспособные лица — 10  800 руб.;
— пенсионеры — 8 200 руб.;
— дети — 9 900 руб.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Май 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей