На субботник становись!
В советский период директора «Звёздочки» уделяли большое внимание молодёжи, опираясь на комсомол. В 1954 году на предприятии было всего несколько десятков комсомольцев, создали комсомольское бюро, куда вошёл первый бригадир предприятия Алексей Косенко, впоследствии кавалер ордена Трудового Красного Знамени. В октябре на предприятие для ремонта и переоборудования под плавбазу пришло первое судно — ледокольный пароход «Прончищев».
В декабре у заводского причала на ремонт ошвартовались подводная лодка С-101 и два больших охотника. Молодому трудовому коллективу с первыми задачами было справиться нелегко, но его директор Т. В. Сафонов в самые сложные периоды обращался к заводской молодёжи и комсомолу. На одной из встреч в заводском музее первый бригадир вспоминал: «Особенно нам трудно было на «Прончищеве». Объём работ большой, людей не хватало, а задания срывать нельзя. Вот по просьбе директора мы и выходили на субботники, и моя бригада тоже. Заказы сдавали своевременно». Улыбнувшись, добавил: «Наверное, поэтому мне как бригадиру и члену заводского комсомольского бюро вручили почётную грамоту под номером один».
В 1968 году завод ремонтировал сразу шесть атомных подводных лодок, и все заказы надо было сдать, в том числе АПЛ К-50. Ответственным сдатчиком заказа назначили Ю. Н. Корепанова, сдаточным механиком —
В. Н. Терёхина, будущего лауреата Государственной премии РФ.
Директор предприятия пригласил нас, комсоргов подразделений, к себе в кабинет, кратко рассказал о положении дел на заводе и произнёс: «А теперь, ребята, послушайте меня внимательно. Завод сдаёт сразу шесть лодок, такого у нас ещё не бывало. На некоторых из них создалась тревожная обстановка, к примеру на заказе Корепанова. Надо срочно помочь по очистке корпуса от остатков резинового покрытия и покраске некоторых внутренних систем. Без субботников не обойтись, думаю, заводской комсомол вместе с молодёжью нас не подведёт и достойно встретит 50-летие ВЛКСМ». Просьба Григория Лазаревича, будущего Героя Социалистического Труда, была выполнена. На торжествах, посвящённых этой дате, сдаточный механик В. Н. Терёхин поблагодарил комсомольскую организацию завода за вклад, внесённый в субботники и в сдачу АПЛ К-50.
Во второй половине 1960-х годов заводская комсомолия отличилась на субботниках при ремонте и сдаче первого в мире атомного ледокола «Ленин», где пример подавали бригады, в том числе и бригада слесарей-монтажников цеха 10 будущего Героя Социалистического Труда Г. М. Толстоногова. На ягринском доме, где он жил, установлена памятная доска.
Заводская комсомолия принимала активное участие в субботниках по сдаче в эксплуатацию производственных цехов, ДК им. 50-летия Октября (ныне НТЦ «Звёздочка»), санатория профилактория, зданий МСЧ-2, базового ГПТУ-28, спорткомбината «Беломорец» и других объектов. Здесь не раз себя проявляли бригады лауреатов премии Ленинского комсомола — сборщиков цеха 10 Владимира Елисеева, маляров цеха 45 Виктора Михеева.
Комсомольская организация «Звёздочки» по численности всё время занимала в городе второе место, уступая Севмашу. Зато была одной из лучших. Здесь уместно сказать, как заводская комсомолия добивалась своего авторитета. Не секрет, что во все времена на предприятиях страны были и сегодня имеются проблемы с жильём, особенно у молодёжи. Естественно, наблюдались они и на «Звёздочке», потому что предприятие активно развивалось и число вновь прибывших увеличивалось. Помочь руководству завода решить эту проблему взялся комитет ВЛКСМ, который тогда возглавлял Андрей Чурсанов.
25 июля 1986 года на Яграх состоялся митинг комсомольцев и молодёжи предприятия, посвящённый открытию первого на Северо-Западе СССР молодёжного жилого комплекса (МЖК) на проспекте Бутомы.
Председателем МЖК избрали Андрея Чурсанова. Первый пятиэтажный дом под номером 32 должны были строить сами комсомольцы и молодёжь. И энтузиасты Розового острова принялись за работу.
На стройку выходили в период отпусков, в рабочие дни и отгулы, на субботниках и воскресниках. Дом был рассчитан на 69 молодых семей. Для завода это было сверхплановое жильё. Ход продвижения работ контролировали директор предприятия А. Ф. Зрячев и его заместитель по капстроительству А. Н. Алешкин.
Вот как о том периоде вспоминал Андрей Чурсанов: — На заводе сначала заявляли о нереальности создания МЖК в Северодвинске. Директор предприятия также к инициативе комитета ВЛКСМ отнесся с некоторым недоверием, мол, молодёжь быстро загорелась этой идеей, но может и остыть. А осечки в таком ответственном деле быть не должно. Убедившись в решительности и серьёзности намерений комсомолии, Александр Фёдорович сказал, что руководство предприятия будет оказывать в строительстве дома любую помощь.
При этом директор проявил государственное мышление, поставив перед оргкомитетом МЖК два обязательных условия: во-первых, в МЖК должна селиться только семейная молодёжь; во-вторых, все должны проживать в комнатах. Таким образом, свои жилищные условия улучшат не 69 семей, а 138!
Почему? Так как это было внеплановое жильё, то централизованных средств на строительство МЖК не выделялось.
В начале февраля 1987 года МЖК «Звёздочки» посетил министр судостроительной промышленности СССР И. С. Белоусов. Высокий гость из Москвы был в восторге от увиденного и, повернувшись к директору завода, громко произнёс: «Ну, Александр Фёдорович, обычно ничего ещё не строят, а уже просят денег. А у вас всё наоборот». И тут же распорядился выделить средства на строительство МЖК на других домах острова Ягры. Комитет ВЛКСМ предприятия, оргкомитет МЖК своё дело продолжили. В результате на острове Ягры выросли ещё два дома МЖК на проспекте Бутомы.
Вот так заводская комсомолия оставила о себе память на долгие-долгие десятилетия, внеся большой вклад в историю заводской и городской комсомольских организаций.
Публикация подготовлена по материалам Анатолия Попова, бывшего члена комитета ВЛКСМ «Зёздочки», кавалера почётного ордена «100 лет Ленинскому комсомолу».