MENU

Без имени-1_1

07.01.2021 • Актуальное

Олег Химаныч: «На этих судах держался мост ленд-лиза»

Ещё одним свидетельством, что Молотовский порт полноценно принимал стратегические грузы от наших союзников, является регулярное посещение его крупнотоннажными судами, по-строенными в США, Великобритании и в Канаде. И подобные визиты не были единичными, а практиковались с самого начала Великой Отечественной, едва сам термин «ленд-лиз» вошёл в обиход, и вплоть до окончания войны. Уже в самом первом

Ещё одним свидетельством, что Молотовский порт полноценно принимал стратегические грузы от наших союзников, является регулярное посещение его крупнотоннажными судами, по-строенными в США, Великобритании и в Канаде.
И подобные визиты не были единичными, а практиковались с самого начала Великой Отечественной, едва сам термин «ленд-лиз» вошёл в обиход,
и вплоть до окончания войны. Уже в самом первом конвое PQ-0 «Дервиш» в Советский Союз прибыл британский транспорт Llansstephan Castle водоизмещением 11 348 тонн. В по-следующем водоизмещение союзных кораблей постепенно возрастало. Но если поначалу это были транспорты разных проектов, то по мере роста поставок в Советский Союз отправлялись уже крупные транспорты массовой серийной постройки.

837_d1104_3 838_d1104_2 839_d1104_1По заказу англичан
В 1940 году англичане, уже понёсшие от германских подлодок значительные потери в своём торговом флоте, заказали судостроителям США 60 транспортов.
За основу проекта они предложили взять тип транспортных судов, которые строились в Великобритании компанией Silver Line ещё в тридцатых годах. На этих для своего времени довольно крупных, но конструктивно очень простых судах главное управление, машина и каюты экипажа располагались в середине корпуса, имевшего к тому же вместительные трюмы. Котлы главной машины парохода питались углём.
Единственное, но очень важное дополнение с учётом военного времени заказчики новых судов внесли относительно водоизмещения, которое предложили увеличить на 800 тонн. Первое судно американские корабелы спустили на воду 16 августа 1941 года.
Поименовали его Ocean Vanguard, и уже впоследствии вся серия подобных транспортов получила название Ocean.
Надо отметить, что уже в ходе постройки головного судна англичане увеличили свой заказ сначала до 200 пароходов, а потом вообще замахнулись на 306 кораблей.
Иными словами, заказчикам первые суда нового класса понравились, и впоследствии многие из них участвовали в перевозках грузов ленд-лиза на Советский Север.
Тем не менее ещё на стадии конструкторской разработки Ocean в американской комиссии по военно-транспортным судам (United States Maritime Commission) родилась идея создать новый проект грузового судна.
Сначала он именовался Emergency Cargo, type 2, а 27 сен-тября 1941 года, в день спуска на воду первых четырнадцати судов, с лёгкого языка президента США Франклина Рузвельта проект получил название Liberty (Свобода).

Крестники Рузвельта
В новой серии имелся принципиально важный момент: работая над новым проектом, американские специалисты предложили не только внести конструктивные изменения, но ещё и поменять технологическую схему производства.
Она предполагала массовое строительство судов на пото-ке и широкое использование методов стандартизации, что, кстати, во многом удешевило создание пароходов.
Трудоёмкую клёпку их корпусов решили заменить на сборку сварными секциями,
а главные котлы кораблей перевести на мазут.
Водоизмещение пароходов при длине корпуса 134,5 метра теперь составляло уже порядка 14 400 тонн (здесь и далее приводятся средние цифры по серии), мощность машин —
2500 л.с., возросла и скорость до 11,5 узла — оптимальная для движения в транспортных конвоях начала войны.
Педантичные американцы даже подсчитали и практическую вместимость новых судов: 2840 джипов, или 525 бронеавтомобилей типа М-8, или 525 санитарных фургонов, 400 лёгких или 260 средних танков, 651 000 снарядов калибра 76 мм или 200 000 калибра 105 мм. Хотя на практике груз в трюмах пароходов, как правило, комплектовался сборным образом.
Заказы на новые суда первоначально получили шесть американских верфей, принадлежавших Генри Кайзеру. Головной пароход Patrick Henry назвали в память американ-ского революционера Патрика Генри (1736—1799), который вошёл в историю США фразой «Дайте свободу или дайте смерть!».
И в последующем суда класса Liberty стали получать имена в память известных американских патриотов.
Позже практику поименований пароходов дополнили новой инициативой: всякий, кто предоставлял американскому правительству займы на сумму более
двух миллионов долларов, мог рассчитывать, что на борту нового парохода появится либо его имя, либо название, предложенное им.
Строительство первых четырнадцати судов класса Li-berty заняло около 230 дней. Однако вскоре за счёт последовательных усовершенствований срок от закладки пароходов до спуска на воду стали сокращать. В ноябре 1942 года американцы вообще поставили рекорд: 4 дня, 15 часов и 29 минут!
Чуть позже на постройке судов класса Liberty, не считая субподрядчиков, было занято уже 18 американских верфей, которые в 1943-м выпускали в среднем по три парохода в день.
Правда, первое время к серии предъявляли претензии моряки: мол, в корпусах судов часто возникают трещины. Поначалу корабелы поставили под подозрение качество сварки при поточном производстве.
Однако вскоре с этим дефектом разобрались металловеды. Оказалось, для первых кораблей неудачно выбрали сорт стали, которая в арктических условиях низких температур становилась хрупкой. В течение 1942 года американцы этот недостаток устранили.
Всего же в годы Второй мировой войны и после неё было построено более 2500 пароходов данного типа. Они затем эксплуатировались во всех океанах планеты и по праву даже сегодня считаются одной из самых массовых серий грузовых транспортов мирового торгового флота.

И вот какая любопытная деталь, имеющая прямое отношение к Молотовску военной поры. Из состава конвоя PQ-18, которым союзники возобновили поставку грузов ленд-лиза в Советский Союз, в сентябре 1942 года четыре парохода, а в их числе тот самый Patric Henry, ошвартовались в Молотовске.
Пароходы класса Liberty также передавались Советскому Союзу по ленд-лизу и впоследствии работали в нашем торговом флоте и после войны, причём почти во всех пароходствах. Более всего их досталось морякам-дальневосточникам: «Александр Нев-ский» (Herbert W. Corbett), «Баку» (David Douglas), «Брянск» (William E. Ritter), «Валерий Чкалов» (Loves Agassis), всего 33 корабля.
Мы же расскажем о тех судах, что трудились у нас, на Севере.
В списках Мурманского пароходства находим «Александра Суворова» (Elijan P. Lovejoy) и «Тунгуса» (Sieur Duluth). Причём последний, переданный со временем объединению «Мурманрыба», находился в эксплуатации вплоть до 1970 года.
Под флагом Архангельска ходили «Сергей Киров» (Charlies Gordo Curtis) и некоторое время «Тбилиси» (John Langdon). «Тбилиси» 30 декабря 1944 года был торпедирован немецкой подлодкой
U-956, корпус его разломился на две части — носовая затонула, а кормовую удалось прибуксировать в Мурманск.
В 1959 году в Архангельске мастера «Красной кузницы» сумели состыковать кормовую часть «Тбилиси» с носовой другого американского парохода — Hores Grey. В результате транспорт «Тбилиси» продолжил свои плавания.
И вот ещё любопытная деталь: капитан Анатолий Алексеевич Качарава — капитан героического «Александра Сибирякова» во время войны — уже после Победы, вернувшись из фашистского плена, бывал в Молотовске. Об этом рассказывал мне ветеран Севмаша Валентин Васильевич Таскаев. Однажды он случайно встретил знаменитого капитана в сберегательной кассе города, когда тот получал здесь зар-плату на свой экипаж. Известно, Анатолий Алексеевич руководил на Севере двумя судами — ледокольным пароходом «Дежнёв» и грузовым «Тбилиси», а последний как раз и относился к серии Liberty. Жаль, правда, не удалось точно выяснить, какое из упомянутых судов в те дни Анатолий Качарава привёл в Молотовск.

Прибавьте ход!
Богатый опыт создания пароходов Liberty корабелы учли при постройке следующей серии транспортов Второй мировой — Victory (Победа). В целом она составила 534 парохода.
Конструктивно суда данного типа представляли собой усиленный вариант Liberty. Корпус уже имел большие параметры — 135 метров в длину и 19 метров в ширину, что сказалось на осадке — 8,5 метра. Расстояние между шпангоутами конструкторы увеличили на 150 мм, что сделало корабль менее жёстким и более устойчивым к трещинам корпуса. Объём возможной за-грузки парохода тоже увеличили, в среднем он составлял уже 15 200 тонн.
Наконец, было выполнено одно из главных требований заказчика — увеличена скорость полного хода. Суда типа Liberty развивали максимальную скорость в 11 узлов и порой не поспевали за быстроходными военными кораблями, чем порой тормозили движение конвоя и часто становились добычей быстроходных немецких подлодок.
Поэтому серьёзной модернизации подверглась энергетическая установка нового проекта. Теперь на кораблях могли использоваться либо возвратно-поступательные паровые двигатели Ленца, паровые турбины, либо дизельные двигатели. Общая мощность энергетической установки достигала уже 6000—8500 л.с.
(в зависимости от типа двигателя).
В основном же на кораблях типа Victory использовались паровые турбины, а топливом для котлов служил мазут. Впрочем, корабли, изготовленные на канадских верфях, использовали и уголь, и нефть.
Для достижения более высокой скорости была частично изменена и форма корпуса. В итоге новые суда теперь развивали скорость от 15 до 17 узлов, к тому же и дальность их плавания тоже возросла.
Изменились и грузовые устройства — пароходы типа Victory оборудовались подъёмными кранами. Это позволяло грузить и выгружать содержимое из трюмов и с палуб в портах, не имеющих кранового хозяйства. При этом часть кораблей имели электрический, а не паровой привод вспомогательного оборудования.
Экипаж новых транспортов комплектовался из 12 офицеров и 87 матросов. При наличии вооружения на судне находились также и расчёты орудий из военнослужащих ВМС.
Головное судно типа Victory строилось очень быстро —
с 12 января по 28 февраля 1944 года. Считается, судьба пароходов нового класса оказалась более удачливой, чем у Liberty: из 531 судна, построенного во время войны, погибло всего пять.
Вклад Канады
Практику строительства американцами военно-транспортных судов по заказу англичан подхватили и корабелы Канады.
В целом они дали флоту 198 кораблей, и все они имели наименования с префиксом Fort (Форт). Головное судно назвали Fort Sent-James, заложили его на стапеле 23 апреля 1941 года и спустили на воду 15 октября того же года.
Канадские пароходы имели длину сварного корпуса 129,3 метра и осадку 8,2 метра. Тоннаж их составлял 7130 регистровых тонн.
Паровые двигатели с тройным расширением (компаунд) для судов серии Fort изготовляли семь различных заводов. К слову, мощность паровой установки каждого парохода составляла от 2000 до 2500 л.с. Главный движитель — четырёхлопастной гребной винт. Скорость такая же, как и у судов серии Liberty, 11 узлов.
Транспорты канадской постройки упоминаются в составе заключительных конвоев ленд-лиза на нашем Севере,
в частности: Fort Island, Fort Verchers, Fort Crevekur, Fort Massak, Fort Ukon, Fort Boyce, Fort Hifield и другие…
Вообще пароходы канад-ской серии Fort оказались морскими долгожителями. Считается, последнее из зарегистрированных судов было сдано на слом в 1985 году, а ещё два корабля, бывшие Fort Sent-James и Fort Sent-Paul, упоминались в регистре Ллойда вплоть до 1992-го.

Олег ХИМАНЫЧ,
морской историк
Фото из личного архива автора

Comments are closed.

« »