«Траст» не всегда означает «доверие»

Как действуют аферисты в наши дни и как с этим бороться

Масштаб действий телефонных мошенников приобрёл огромные размеры. Почти каждому из нас поступал звонок от якобы работника банка с просьбой поделиться персональными данными и перевести денежные средства. Сотрудники полиции предупреждают, но мы часто наступаем на одни и те же грабли. Другое дело — кредитные истории, про которые мы тоже не всегда всё знаем. Не так давно в редакцию «Северного рабочего» обратилась читательница Ольга с историей о кредите, который, как оказалось, действует уже почти 10 лет.

Оплати и забудь
В далёком 2012 году сын нашей героини взял кредит в банке «Траст». Как свойственно молодёжи, он ничего не сказал родителям, а речь шла о сумме 150 тысяч рублей. Через какое-то время он уехал в командировку в тёплый Сочи, был год Олимпиады, заработать можно было очень хорошо. С зарплаты Алексей перевёл маме деньги на оплату нескольких ежемесячных платежей, но про просрочку не сообщил. Ежемесячные платежи были внесены, но внезапно из банка позвонили и пригласили Ольгу к себе.
Начальник службы безопасности вызвал её на разговор, сообщил, что пропущено два месяца платежей и необходимо за-крыть просрочку. В разговоре он не стеснялся в выражениях и убеждал женщину, что сын теперь числится злостным должником, не сможет вернуться домой, введены санкции и дело передано в суд. Он сказал, что необходимо погасить сразу всю сумму взятого кредита. Ольга была в замешательстве и согласилась с озвученными аргументами. Она взяла деньги в другом банке и погасила всю задолженность. Кроме оплаты долга начальник безопасности потребовал дополнительно 15 тысяч рублей якобы на закрытие дела и приостановку передачи его в суд. Когда оказалось, что у Ольги осталось всего пять тысяч, великодушный начальник службы безопасности согласился на рассрочку в несколько месяцев. Причём если 150 тысяч рублей за кредит прошли через кассу с чеком и бумагами, то эти 15 тысяч передавались без каких-либо подтверждений. Остальную сумму передать не удалось: в следующем месяце банк уже закрылся. Ольга и Алексей забыли про банк «Траст», а при переезде через три года выкинули бумаги и чек об оплате полной суммы кредита.

А был ли суд?
История на этом не закончилась, и в сентябре 2020 года внезапно без предварительного сообщения у Алексея одной транз-акцией сняли большую часть зарплаты. Было непонятно, по какой причине, никаких извещений до этого не было. Стали разбираться, и оказалось, что денежные средства снимали по судебному решению, направленному коллекторской фирмой «Филберт». От судебных приставов узнали, что в июне в Архангельске состоялся суд из-за непогашенного кредита. Однако уведомлений о судебном заседании и о судебном решении Алексей не получал. Уже позже Ольга и Алексей вспомнили историю с отказом в ипотеке в связи с какой-то задолженностью, но внимания на ситуацию они тогда не обратили.
Алексей подключил к делу юриста. Оказалось, что обращения с той же проблемой из нашего города уже были и связаны они с банком «Траст». Как предположил специалист, деньги при оплате были перечислены на счёт, с которого ежемесячно снимали платежи. То есть официально кредит банк не закрыл. В 2014 году у «Траста» сменилось руководство, все средства были изъяты, вносить каждый месяц деньги стало некуда. Так в течение шести лет копился долг. Причём банкротом банк так и не был признан, но управляет им сейчас конкурсный
управляющий. Сам же банк под своё крыло, или, как сказала юрист, под финансовую санацию, взял банк «Открытие». Все долги перешли коллекторскому агентству «Филберт», которое официально и собирает деньги с бывших заёмщиков, выступая в качестве истца. Запрашиваемая коллекторами сумма была всего на 10 тысяч больше изначально взятой Алексеем в 2012 году. Причём два месяца приходили СМС, в которых писали: «Верните всю сумму сразу, и мы простим 40% долга». Великодушно и очень щедро.
Так как документов на руках уже не было, данные восстанавливали из архива, благо информация хранится очень долго.
С судебным заседанием тоже была странная ситуация: кроме того что про него не знал ответчик и уведомление ему не приходило, в базе заседаний оно также не числилось. Возникает вопрос: а был ли вообще суд? Срок исковой давности уже истёк. Следовательно, само судебное решение, по которому с карты Алексея списывали деньги, как рассказала Ольга, не имеет юридической силы.
Сейчас дело уже выиграно, и Алексею должны вернуть все незаконно снятые деньги. На то, чтобы урегулировать ситуацию, ушло меньше месяца, но сколько ещё пострадавших от таких действий банка в нашем городе? А в масштабе всей страны?
По мнению юриста Ольги Блиновой, которая вела дело Алексея, однозначно сказать, почему так вышло, нельзя. Это могла быть как некорректно переданная информация, банальная ошибка сотрудника, так и продуманная схема. Если сего-дня заглянуть на официальный сайт Октябрьского районного суда города Архангельска, по запросу «Траст» можно увидеть 1938 дел. Часть из них закрыта, и ответчики обязаны выплатить крупные суммы.

Немного статистики
По статистике Центрального банка России, с января по сентябрь 2020 года им на рассмотрение поступило 212,8 тысячи жалоб от потребителей финансовых услуг. Это на 15,1% больше, чем за такой же период прошлого года. Количество заявлений на кредитные организации выросло на 41,5% по сравнению с прошлым годом и составляет 70,2%. Всего за первые девять месяцев этого года было принято 149,4 тысячи обращений, касающихся потребительских кредитов (41,8%), карт, переводов, вкладов, исполнительного производства и многого другого.
Если говорить о потребительском кредитовании, чаще всего обращались с вопросами, связанными с положениями закона № 230-ФЗ (он же закон о коллекторах), реструктуризацией долга в связи с пандемией, отказом в кредитных каникулах, а также с проблемами с погашением кредитов.
А сколько ещё людей, не вникнув в ситуацию, пускают её на самотёк или выплачивают деньги необоснованно?

Как не допустить такой ситуации
Главное, по словам юриста Ольги Блиновой, необходимо контролировать письма и корреспонденцию: официальные бумаги всегда направляются по месту прописки.

А если произошло?
Если вы столкнулись с мошенничеством в банке, обязательно следует подать официальную претензию руководству.
В претензионном документе указывают причину обращения и требования. Если есть необходимость, указывается сотрудник, которого надо привлечь к ответственности. В случаях когда ответ банка вас не удовле-творил или же заявление не принимают, не выбрасывайте бумаги, они могут понадобиться в суде. В любом случае, если такая проблема вас коснулась, необходима консультация юриста, потому как вероятность благополучного исхода дела, по словам специалистов в области права, целиком зависит от материалов данного дела.
Ирина ВАСИЛЬЧЕНКО

ЦитатаКак не допустить махинаций с кредитами и вашими средствами

Обязательно проверяйте рейтинг выбранной финансовой организации. Это можно сделать не только по рекомендациям знакомых, но и на множестве сайтов с отзывами. На сайте Центрального банка России можно узнать полные сведения об организации, включая отчёты о денежном обороте компании. Если после изучения информации о компании у вас появились сомнения, не стоит обращаться в организацию, поищите другую — более надёжную.
Не разглашайте личные данные и внимательнее относитесь к паспорту и прочим документам. Не оставляйте копии в неизвестных организациях. В случае потери паспорта следует срочно уведомить об этом УМВД.
Проверяйте, смотрите и читайте всё, что подписываете! Если при оформлении кредита вам навязывается страхование, помните, что оно не обязательно. Оформлять страховку или нет — это ваш выбор.
Контролируйте собственную кредитную историю, а также включите функцию СМС-оповещения о всех операциях и изменениях.
Если вы погасили долг по кредиту или прочим услугам, запросите справку о полном погашении и закройте счёт. Отключите СМС-оповещения и дополнительные услуги. Даже если платёж перечислили вовремя, возможен внезапный технический сбой. Если деньги поступят позже обозначенной даты, может образоваться просрочка, за которую будут снимать проценты. Если речь о кредитной карте, денежные средства могут снимать за обслуживание.

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей