Ценят и помнят по делам

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2020/12/460_d1104__c.jpg

1 ноября исполнилось 85 лет заслуженному ветерану СПО «Арктика» Владимиру Ивановичу Мусорину

Сиротское военное детство
Уверен ветеран: если бы не война, жизнь была бы несколько иной. До войны семья Мусориных жила в деревне Погореловской Красноборского района Архангельской области. Отец работал на запани на формировании плотов для сплава леса, мать — домохозяйка. Война разрушила семейную идиллию. Отец ушёл на фронт, мать свалила тяжёлая простуда, и вскоре её не стало. Отец попросил бабушку сберечь ребят. Было трудно, голодно, всё время хотелось есть, но всё равно это счастье — у бабушки, а не в детском доме. Отца с фронта так и не дождались — пропал без вести.
В северных деревнях в основном были начальные школы, поэтому семилетку Володя окончил в посёлке Лименда, что рядом Котласом. Володя старался хорошо учиться, много читал и точно знал, какую профессию приобретёт. После семилетки родственница увезла подростка в Архангельск и устроила в ремесленное училище в Цигломени учиться на электромонтёра. После первого курса училище расформировали, а учеников отправили в Молотовск в РУ № 1, которое Владимир успешно окончил в 1953 году.
Выучившись на электромонтажника судового 4-го разряда, трудоустроился в ЭМП-8. Рабочие университеты в «Арк-тике» начались с работы на крейсере проекта 68 бис, где он получил большую практику по затяжке кабелей со свинцовой оболочкой: поломка оболочки недопустима, иначе — перетяжка всего кабеля. Были и командировка в Мурманск на ремонт крейсера «Александр Нев-ский», и работа на бахтинской лодке с первым ракетным вооружением (проект В611).

В дозоре на краю России
Но в 1956 году Владимира призвали на срочную службу. После прохождения трёхмесячных курсов молодого бойца и школы сержантов во Львове был отправлен на Дальний Восток, на Курилы, в погранкомендатуру острова Парамушир. Служба во Львове запомнилась тем, что за границы училища поодиночке и без командира запрещалось выходить, т. к. по-сле окончания войны ещё несколько лет бандеровцами просто кишели местные леса. Эти «хлопцы из леса» нападали на военных и по ночам вырезали семьи, сочувствующие советской власти.
До места службы на Дальнем Востоке служивый добирался на паротурбоходе «Советский Союз», бывшем «Альберте Баллине», переданном по репарации Германией. Огромный красавец-лайнер после ремонта был поставлен на экспрессную каботажную линию Владиво-сток — Петропавловск-Камчатский. Примечательно, что «Советский Союз» в 1982 году разделали «на иголки» под именем «Тобольск». Не могли иначе.
А через восемь лет не стало и страны Советский Союз.
Много трудностей пришлось пережить молодому парню в суровом дальневосточном краю. Начались пограничные будни, особенно трудные для новобранцев. В обычное время («в нормальном варианте границы») часовые находились на посту по восемь часов. При «усиленном варианте границы» — по десять, такой вариант применялся при угрозе провокаций. Сколько весило снаряжение — представить сложно. Требовались сноровка и опыт. Много интересного может вспомнить пограничник. И чувствуешь, что воспоминания для него — предмет особой гордости. Ведь, как говорят, пограничников бывших не бывает.
Вспоминая военное сиротское детство, службу, Владимир Иванович считает, что вместе с тем это время стало отличной школой жизни, оно закалило характер. Он научился бороться за себя, быть сильным, отстаивать своё мнение и принимать решения.

Когда работа в удовольствие
После окончания службы в 1958 году — снова родная «Арктика» и работа на заказах проекта 627А и совершенно новом проекте 661 с титановым корпусом. Заказ шёл трудно. Проблем было много. «Сходишь на плаз, посмотришь макет — всё красиво. Приходишь в отсек, где переборки титановые, а не фанерные и кабельные трассы — не верёвки, как на макете, и получается не всё так красиво и качественно. Но с рабочими рядом постоянно трудились проектанты, и проблемы устранялись», — вспоминает ветеран.
Были и курьёзные случаи. На ходовых испытаниях заказа 287 проекта 627 произошёл обрыв кабеля у выдвижного устройства антенны. Лодка пришла к Никольскому устью, а на акваторию завода по какой-то причине не пустили. На военном корабле сопровождения посылают на берег за кабелем самого молодого из сдаточной команды — Мусорина. С этим заданием он должен был прибыть к директору завода Е.П. Егорову. Время позднее, почти ночь. Директор вышел из заводоуправления, сел в «Волгу», пригласил сесть в машину и доложить о случившемся. Вскользь обратил внимание на робу с надписью СБ (спецбельё), но не высадил из машины, а разъяснил дальнейшие действия и приказал водителю довезти до дома. Жена с маленьким ребёнком на руках, увидев мужа поздно ночью в робе на пороге, всполошилась: ты откуда сбежал? Не сказал он тогда жене, откуда он «сбежал». А ведь лодка была на ходовых испытаниях с запущенным реактором. Вот такие были времена.
Одновременно с работой Владимир Иванович продолжал учиться: вечерняя школа, техникум, университет марксизма-ленинизма. Успевал заниматься спортом, общественной работой. После техникума переведён мастером ОТК. Наступил новый этап карьеры. Надо было досконально изучить инструкции,
ГОСТы, технические условия, формуляры и паспорта оборудования, навести мосты с военной приёмкой.
Годы и заказы, как чётки, нанизываются на нитку жизни: кроме проектов 627, 661 была работа на заказах проекта 705К. Строил и «Комсомолец» проекта 685 «Плавник». Очень жаль, что такой уникальный корабль, недосягаемый для любых средств наблюдения и любого оружия, затонул в Норвежском море в 1989 году. Где-то на глубине 1,5 км плачет неподнятый корабль, а вместе с ним — 27 спасшихся моряков и кораблестроители, так и не узнавшие причину пожара.
Рассказывая о трудовых годах, Владимир Иванович с уважением и благодарностью вспоминает наставников, учивших азам электромонтажного ремесла, руководителей. «Никогда не слышал грубого слова, окрика. Всегда подскажут, как поступить в той или иной ситуации», — подчёркивает ветеран. Только один раз из его уст прозвучала обида, когда в 1990-е годы оптом списывали всех в категорию стариков, несмотря на многочисленные награды и звания. Он не стал просить защиты даже в профкоме предприятия и уволился в 57 лет.
С женой Валентиной Александровной воспитали двух сыновей. Радуют четыре внука.
На мой вопрос, что его огорчает, ответил: «Нет могилы отца, чтобы постоять перед этим святилищем, рассказать о своей жизни с её перипетиями, — государство давно залечило раны, а раны детские остались. Распад Союза — личная трагедия. Но жизнь продолжается. Живу, не терзая себя ни тоской, ни обидой».
Галина КОВАЛЬ
Фото из личного архива семьи Мусориных

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей