Что же такое любовь?

Чувство или химическая реакция?

Мы любим иностранное кино и не устаём им восхищаться. Но какие восхитительные фильмы снимали у нас! Один из пунктов этого списка занимает картина Марка Захарова «Формула любви», рассматривающая всем знакомую тему в неожиданном свете.

История создания
Алессандро Калиостро — личность историческая. Широко известный мистик, алхимик и авантюрист, родившийся и умерший в Италии, за время жизни успевший поставить на уши всю Европу. Не забыл он удивить своими «чудесами» и царскую Россию со всеми её дураками и дорогами. В 1921 году русский писатель Алексей Толстой придал литературную окраску этому визиту в романе «Граф Калиостро». Спустя более чем 50 лет, в 1984 году, дуэт талантливейшего сценариста и не менее талантливейшего режиссёра-постановщика явил жителям несуществующей нынче республики очередной шедевр. И пусть он, как и другая, даже более великая их работа — «Тот самый Мюнхгаузен», снимался не для больших экранов, зрелище в итоге получилось не менее эффектным, чем сама «магия» Калиостро.

Сценарий
Удивительно, что этот шедевр советского кинематографа остался без внимания.
Г.И. Горин из тех замечательных сценаристов, фильмы которых нагло и беспощадно разбираются на цитаты. И таких цитат у него не единицы, а целые десятки на фильм, так что каждый найдёт высказывание по душе и для определённой ситуации. Не стала исключением и «Формула любви»:
«— Карета сломалась, кузнец в бегах, так он в Васильевской гостинице сидит, клопов кормит.
— Клопов? Великий человек, магистр — и клопов?
— Так они, сударь, не разбирают, кто магистр, а кто не магистр».

Постановка
Но не только цитатами славен фильм. В плане постановки он — типичный фарс с множеством парадоксальных, а временами даже абсурдных ситуаций. Но за простым и незатейливым визуальным изложением скрыта недюжинная глубина: философски-поучительная и иронично-саркастичная. И уже не имеет значения, кто источник мудрости — магистр, провинциальный доктор или деревенский кузнец.

Персонажи
Эта работа Марка Захарова — живой, остроумно-тонкий, светлый фильм, где каждый герой — не шаблон, не калька, а яркая личность.
В этом проявляется необычная способность режиссёра выбрать на нужную роль из всех великих актёров самого правильного. А дальше персонажи начинают жить сами, и уже не замечаешь, богато ли костюмирован фильм и сколько потрачено на декорации.
Нодар Мгалоблишвили просто здорово вошёл в роль бездушного графа, который всю жизнь готов расписать с помощью формул. Жизнь, на которую он смотрит холодными глазами. Не менее колоритным выдался дуэт его помощников в исполнении Семёна Фарады и Александра Абдулова, один из которых родился на корабле, неизвестно откуда вышедшем и неизвестно куда направляющемся, второй ещё вообще не родился, а только готовится стать принцем в по-следующей реинкарнации.

Сюжет
В 1780 году Джузеппе Калиостро прибыл в Россию для представления высшей знати. Умыкнув под предлогом лечения отца юную Марью Ивановну (Елена Валюшкина), граф пытается влюбить в себя девицу, но безуспешно. В провинциальном поместье, где волею случая оказались путешественники, живёт юноша, влюблённый в мраморную статую. С помощью Калиостро он надеется оживить мрамор, но встреча с живой Машей всё меняет.
Позже эта каменная статуя Галатеи неоднократно появлялась в других советских лентах: «Служебный роман», «Старый Новый год» и др.
В сущности, перед нами несколько историй любви: история Лоренцы (Елена Аминова), влюблённой в Калиостро, Алексея (Александр Михайлов), питающего слабость к выдуманному образу, его тетушки и её молодости и, наконец, Жакоба и Фимки (Александра Захарова).
И каждая из этих историй — настоящая. Замечательно показано отношение к жизни каждого из героев — кто-то из них выбирает простоту и естественность, а кто-то пытается создать эфемерную реальность.
Фильм похож на сказку, на интересную байку о любви для взрослых. О том,что любовь берётся из ниоткуда и нельзя заставить человека полюбить.
О том, что нет универсальной формулы любви. «О любви не говорят, о ней молчат и вздыхают», — отмечает героиня Татьяны Пельтцер.

Оформление
Ещё одна сильная сторона картины — музыкальная, несмотря на то что в фильме всего несколько песен и инструментальных проигрышей, которые часто повторяются. Всё целостно и гармонично.
Кроме того, в фильме много спецэффектов для того времени. Самое начало фильма, буквально первые его кадры, выглядит свежо, смело и необычно для советского кинематографа, при этом оно столь творческое, искусное. Этот странный танец, красная материя, голубое небо — завораживают, цепляют.
А дальше? А дальше праздник, таинственность, магия, лирика, феерия, юмор — яркий, сочный, летний букет.

Отличия от оригинала
Сюжет фильма имеет мало общего с повестью А.Н. Толстого. В сценарии Г.И. Горина сохранена только общая фабула: граф Калиостро приезжает в Россию, встречается с местным помещиком, спутница графа влюбляется в помещика и
остаётся с ним. Горин создал на основе мрачной мистической повести Толстого совершенно другое произведение, по жанру напоминающее плутовской роман.
В повести вместо скульптуры граф Калиостро оживлял изображение девушки на картине.

Продолжение темы
Это не последний Калиостро, которого видели Советский Союз и СНГ: позже будут Анатолий Кашпировский, Алан Чумак, Сергей Мавроди и многие другие. Все они были замечательными авантюристами и шарлатанами, все они
искали свою формулу любви, правда для них эта любовь была деньгами, властью и популярностью, а не тем, что так хотел получить Калиостро.
Любовь — бессмертная тема. Вот что действительно не поддаётся никакому логическому, научному, а тем более магическому объяснению. Просто люди владеют таким забавным и прекрасным даром — возможностью любить.
Анастасия ТЫРЛОВА
Фото с сайта google.картинки

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей