«Газета обречена быть вечной»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2020/12/592_d1104__c.jpg

О журналистике вчера, сегодня и завтра

Виктор Фёдорович Толкачёв, журналист, писатель, заслуженный работник культуры РФ, председатель Архангельского регионального отделения Союза журналистов России, — о том, зачем нужен союз, о проблемах районной прессы, медиаменеджменте и виртуальном празднике журналистов в условиях коронавируса.

593_d1104__1 591_d1104__2Журналистам необходимо единство
— Виктор Фёдорович, прошёл практически год с момента избрания вас председателем Архангельского отделения Союза журналистов. Какие поставленные задачи вы решили за это время?
— Сегодня наша главная задача — объединение журналистов. Чтобы члены союза, сталкиваясь с профессиональными проблемами, действовали не в одиночку, мы формируем в городах и рай-онах области крупные журналистские организации: городские — Северодвинская и Новодвинская; кустовая, объединившая журналистов Котласа, Коряжмы и близлежащих районов — Вилегодского, Ленского, Красноборского; возрождена Няндомская районная «первичка»…
Проблемы с профессиональными кадрами в городских СМИ нет, а вот в районах она становится всё острее. Ветераны ушли или уходят, притока молодых не наблюдается. А ведь для решения этой проблемы создавалось отделение журналистики в Поморском университете — САФУ. Но его выпускники не хотят работать в районах — их не устраивают материальные и социально-бытовые условия. Союз журналистов в этом им помочь не может. «Тогда зачем мне ваш союз?» — слышал я не раз от вы-пускников и других журналистов. За по-следние годы в районах остались единицы членов Союза журналистов России, а в редакциях зачастую ни одного. А моё личное убеждение: качественная журналистика создаётся в среде, где рядовые сотрудники и тем более руководители являются членами Союза журналистов России.
— Почему?
— Потому что у них, в основном выпускников САФУ или других вузов, высок профессиональный уровень. И они проходят не только теоретическую и практическую, но и этическую школу. Говорят, без закваски хлеб не месят, в закваске для выпечки хлеба есть дрожжи. В личности принятого в союз журналиста всегда есть нравственная составляющая — закваска. Она необходима для того, чтобы журналистика оставалась такой, какая нужна людям, обществу, стране. Как хлеб наш насущный.
— А как решать такую проблему?
— Это вторая важная задача — принимать в союз действующих журнали-стов: талантливых, с опытом работы и молодых, владеющих современными методами общения и создания контента.
В этом году членами Союза журнали-стов России стали 18 журналистов, десять из них — молодые, а шесть — работают в районках. Такие кадры особенно необходимы для районных СМИ, но им нужна помощь. Проблемы может решить специальная программа поддержки и развития местных и региональных СМИ Архангельской области, ведь есть экономические и организационные вопросы. Скажем, в результате политики оптимизации в Няндомском, Вилегодском, Онежском, Красноборском и других районах в штате редакций осталось по два человека: редактор и корреспондент (остальных сократили, даже профессионалов). Можно ли такими силами делать качественную газету?
Это хорошо, что врачи, педагоги, начиная работу в районе, получают подъёмные, ведомственное жильё, льготу на его оплату и на ипотеку — это настоящая забота. А журналист, молодой выпускник журфака? Кому он нужен в районе, кто позаботится о нём? Если названные льготы распространить на профессиональных журналистов, тогда какая-то часть их по-другому отнесётся к своей малой родине. Но тот уровень зарплаты и условия, в которые они попадают после выпуска, отбивают у них желание возвращаться в родные пенаты. Они устраиваются в городские СМИ, пресс-службы админи-страций, компаний, фирм; меняют профессию… Некоторые идут дальше, и дай Бог им найти себя в Петербурге или Москве. Так обозначилась главная проблема кадров — её экономическая и социально-бытовая составляющая. Но решение этих вопросов находится за пределами возможностей Союза журналистов.

Прессе — жизнь, журналистам — творчество
— Не все главы администраций уверены в будущем своих районных изданий. Один мне заявил: «А зачем я буду заниматься этой газетой, если она обречена? Ведь скоро будет всё в «цифре» и все всё прочитают в Интернете». О том, что значительная часть поселений района живет без Интернета и всегда ждёт почтальона с письмами и газетами, он знает… Другой глава спросил: «Как вы считаете, будет существовать газета или нет?» Как бывший профессор кафедры журналистики САФУ я рассказал о том, что такое журналистика в основе своей, как развивается пресса у наших соседей в Скандинавии, какой бум печатных газет происходит в мире.
Не все прочитают новости района в Интернете — не везде он в области и есть. А газета востребована властью как «фактор влияния на электорат», подшивки газет необходимы библиотекам, музеям, архивам, исследователям. Газета — летопись. Она всегда будет нужна людям, которые живут в регионе, и тем, кто его покинул. Ветеранов и молодых всегда радует доброе слово газеты о тружениках — родных, близких, друзьях, и они будут хранить памятный для них номер. Людям необходима возможность напечатать в газете и строки поздравлений, и слова прощания. Потому я убеждён: печатная газета обречена быть вечной, и Архангельская область — не исключение!
— Но ведь помимо районной админи-страции есть директора издательских домов…
— Созданная когда-то система районных СМИ в форме издательских домов с рыночным приоритетом устарела и привела в тупик развитие районной печати. Газета для района — это центр творчества — интеллектуального, литературного и художественного. И приоритетной личностью в её производстве должен быть редактор — опытный профессиональный журналист, а не менеджер. Неслучайно в современном рыночном понятии «медиаменеджмент» на первом месте слово «медиа», средство коммуникации, газета. И если это будет учитываться теми, кто назначает директора издательского дома, проблем будет меньше. Главное, чтобы менеджер понимал, что самое важное в производстве газеты — профессиональное творчество журналиста, которое надо поддерживать и развивать. Высокое качество, этиче-ские нормы оформления контента повысят привлекательность продукта, и рыночная составляющая его возрастёт.

Виртуальный праздник в условиях коронавируса
— Вы говорили о том, что нужно привлекать в союз молодёжь, владеющую современными коммуникационными технологиями. А как вы их используете?
— Прежде всего их используют молодые журналисты по месту своей работы, повышая качество своего медийного продукта; для этого мы привлекаем их к участию во всероссийских, областных и отраслевых конкурсах. Современная журналистская молодежь подаёт пример ветеранам. Мы тоже стали активно использовать современные методы работы и общения. Так, с начала пандемии заседания нашего правления проходят в режиме онлайн, затем мы
освоили платформу Zoom. Запись этого интервью тоже проходит в режиме конференции Zoom. Мы научились отмечать праздничные и печальные события в жизни журналистов в Интернете, создав в соцсети «ВКонтакте» группу «Архангельский Союз журналистов».
Именно в социальной сети 15 ноября мы организовали и отметили 90-летие мезенской газеты «Север»: опубликовали её историческую справку, рассказали о работе коллектива, поместили десяток архивных и современных фото, а также выложили все награды Союза журнали-стов России: диплом газете, почётные грамоты и высшие наградные знаки «За заслуги» — ветеранам. Наша публикация получила живой отклик журналистского сообщества — более ста лайков, около четырёх тысяч просмотров, десяток поздравлений из России и даже Молдавии… Пандемия заставила редакцию газеты перенести празднование юбилея в туманное будущее, а мы день в день с юбилейной датой провели в виртуальном пространстве реальный праздник в условиях разгула коронавируса, вернули в сегодняшний день память о журналистах, которых уже нет.
— Какие планы у регионального отделения Союза журналистов России?
— Их много: завершить в области объ-единение членов Союза журналистов России созданием Архангельской городской организации; совместно с областным департаментом пресс-службы и информации и кафедрой журналистики САФУ разработать программу поддержки и развития региональных и районных СМИ; поднять статус журналиста и журнали-стики в области повышением качества работы. Есть и стратегическая задача: подготовить к изданию энциклопедию «Архангельские журналисты: XXI век». Работа эта уже началась, и кроме её научного и культурного значения участие в ней объединяет журналистов всей области.
Беседовал
Фото из архива Виктора Толкачёва

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей