О журналистике вчера, сегодня и завтра
Виктор Фёдорович Толкачёв, журналист, писатель, заслуженный работник культуры РФ, председатель Архангельского регионального отделения Союза журналистов России, — о том, зачем нужен союз, о проблемах районной прессы, медиаменеджменте и виртуальном празднике журналистов в условиях коронавируса.
Журналистам необходимо единство
— Виктор Фёдорович, прошёл практически год с момента избрания вас председателем Архангельского отделения Союза журналистов. Какие поставленные задачи вы решили за это время?
— Сегодня наша главная задача — объединение журналистов. Чтобы члены союза, сталкиваясь с профессиональными проблемами, действовали не в одиночку, мы формируем в городах и рай-онах области крупные журналистские организации: городские — Северодвинская и Новодвинская; кустовая, объединившая журналистов Котласа, Коряжмы и близлежащих районов — Вилегодского, Ленского, Красноборского; возрождена Няндомская районная «первичка»…
Проблемы с профессиональными кадрами в городских СМИ нет, а вот в районах она становится всё острее. Ветераны ушли или уходят, притока молодых не наблюдается. А ведь для решения этой проблемы создавалось отделение журналистики в Поморском университете — САФУ. Но его выпускники не хотят работать в районах — их не устраивают материальные и социально-бытовые условия. Союз журналистов в этом им помочь не может. «Тогда зачем мне ваш союз?» — слышал я не раз от вы-пускников и других журналистов. За по-следние годы в районах остались единицы членов Союза журналистов России, а в редакциях зачастую ни одного. А моё личное убеждение: качественная журналистика создаётся в среде, где рядовые сотрудники и тем более руководители являются членами Союза журналистов России.
— Почему?
— Потому что у них, в основном выпускников САФУ или других вузов, высок профессиональный уровень. И они проходят не только теоретическую и практическую, но и этическую школу. Говорят, без закваски хлеб не месят, в закваске для выпечки хлеба есть дрожжи. В личности принятого в союз журналиста всегда есть нравственная составляющая — закваска. Она необходима для того, чтобы журналистика оставалась такой, какая нужна людям, обществу, стране. Как хлеб наш насущный.
— А как решать такую проблему?
— Это вторая важная задача — принимать в союз действующих журнали-стов: талантливых, с опытом работы и молодых, владеющих современными методами общения и создания контента.
В этом году членами Союза журнали-стов России стали 18 журналистов, десять из них — молодые, а шесть — работают в районках. Такие кадры особенно необходимы для районных СМИ, но им нужна помощь. Проблемы может решить специальная программа поддержки и развития местных и региональных СМИ Архангельской области, ведь есть экономические и организационные вопросы. Скажем, в результате политики оптимизации в Няндомском, Вилегодском, Онежском, Красноборском и других районах в штате редакций осталось по два человека: редактор и корреспондент (остальных сократили, даже профессионалов). Можно ли такими силами делать качественную газету?
Это хорошо, что врачи, педагоги, начиная работу в районе, получают подъёмные, ведомственное жильё, льготу на его оплату и на ипотеку — это настоящая забота. А журналист, молодой выпускник журфака? Кому он нужен в районе, кто позаботится о нём? Если названные льготы распространить на профессиональных журналистов, тогда какая-то часть их по-другому отнесётся к своей малой родине. Но тот уровень зарплаты и условия, в которые они попадают после выпуска, отбивают у них желание возвращаться в родные пенаты. Они устраиваются в городские СМИ, пресс-службы админи-страций, компаний, фирм; меняют профессию… Некоторые идут дальше, и дай Бог им найти себя в Петербурге или Москве. Так обозначилась главная проблема кадров — её экономическая и социально-бытовая составляющая. Но решение этих вопросов находится за пределами возможностей Союза журналистов.
Прессе — жизнь, журналистам — творчество
— Не все главы администраций уверены в будущем своих районных изданий. Один мне заявил: «А зачем я буду заниматься этой газетой, если она обречена? Ведь скоро будет всё в «цифре» и все всё прочитают в Интернете». О том, что значительная часть поселений района живет без Интернета и всегда ждёт почтальона с письмами и газетами, он знает… Другой глава спросил: «Как вы считаете, будет существовать газета или нет?» Как бывший профессор кафедры журналистики САФУ я рассказал о том, что такое журналистика в основе своей, как развивается пресса у наших соседей в Скандинавии, какой бум печатных газет происходит в мире.
Не все прочитают новости района в Интернете — не везде он в области и есть. А газета востребована властью как «фактор влияния на электорат», подшивки газет необходимы библиотекам, музеям, архивам, исследователям. Газета — летопись. Она всегда будет нужна людям, которые живут в регионе, и тем, кто его покинул. Ветеранов и молодых всегда радует доброе слово газеты о тружениках — родных, близких, друзьях, и они будут хранить памятный для них номер. Людям необходима возможность напечатать в газете и строки поздравлений, и слова прощания. Потому я убеждён: печатная газета обречена быть вечной, и Архангельская область — не исключение!
— Но ведь помимо районной админи-страции есть директора издательских домов…
— Созданная когда-то система районных СМИ в форме издательских домов с рыночным приоритетом устарела и привела в тупик развитие районной печати. Газета для района — это центр творчества — интеллектуального, литературного и художественного. И приоритетной личностью в её производстве должен быть редактор — опытный профессиональный журналист, а не менеджер. Неслучайно в современном рыночном понятии «медиаменеджмент» на первом месте слово «медиа», средство коммуникации, газета. И если это будет учитываться теми, кто назначает директора издательского дома, проблем будет меньше. Главное, чтобы менеджер понимал, что самое важное в производстве газеты — профессиональное творчество журналиста, которое надо поддерживать и развивать. Высокое качество, этиче-ские нормы оформления контента повысят привлекательность продукта, и рыночная составляющая его возрастёт.
Виртуальный праздник в условиях коронавируса
— Вы говорили о том, что нужно привлекать в союз молодёжь, владеющую современными коммуникационными технологиями. А как вы их используете?
— Прежде всего их используют молодые журналисты по месту своей работы, повышая качество своего медийного продукта; для этого мы привлекаем их к участию во всероссийских, областных и отраслевых конкурсах. Современная журналистская молодежь подаёт пример ветеранам. Мы тоже стали активно использовать современные методы работы и общения. Так, с начала пандемии заседания нашего правления проходят в режиме онлайн, затем мы
освоили платформу Zoom. Запись этого интервью тоже проходит в режиме конференции Zoom. Мы научились отмечать праздничные и печальные события в жизни журналистов в Интернете, создав в соцсети «ВКонтакте» группу «Архангельский Союз журналистов».
Именно в социальной сети 15 ноября мы организовали и отметили 90-летие мезенской газеты «Север»: опубликовали её историческую справку, рассказали о работе коллектива, поместили десяток архивных и современных фото, а также выложили все награды Союза журнали-стов России: диплом газете, почётные грамоты и высшие наградные знаки «За заслуги» — ветеранам. Наша публикация получила живой отклик журналистского сообщества — более ста лайков, около четырёх тысяч просмотров, десяток поздравлений из России и даже Молдавии… Пандемия заставила редакцию газеты перенести празднование юбилея в туманное будущее, а мы день в день с юбилейной датой провели в виртуальном пространстве реальный праздник в условиях разгула коронавируса, вернули в сегодняшний день память о журналистах, которых уже нет.
— Какие планы у регионального отделения Союза журналистов России?
— Их много: завершить в области объ-единение членов Союза журналистов России созданием Архангельской городской организации; совместно с областным департаментом пресс-службы и информации и кафедрой журналистики САФУ разработать программу поддержки и развития региональных и районных СМИ; поднять статус журналиста и журнали-стики в области повышением качества работы. Есть и стратегическая задача: подготовить к изданию энциклопедию «Архангельские журналисты: XXI век». Работа эта уже началась, и кроме её научного и культурного значения участие в ней объединяет журналистов всей области.
Беседовал
Фото из архива Виктора Толкачёва