Возрождение деревянных храмов Севера
За четырнадцать лет существования добровольческого проекта «Общее дело» волонтёрами было совершено более четырёхсот экспедиций, исследовано триста шестьдесят храмов и часовен, из них в ста пятидесяти трёх проведены противоаварийные работы. Мы поговорили с руководителем проекта протоиереем Алексеем Яковлевым о состоянии деревянных храмов и часовен на Русском Севере, «уходящей Руси» и о том, как её сохранить.
— Проект «Общее дело» существует уже четырнадцать лет. Расскажите, в каком состоянии находились и находятся храмы и часовни на Севере.
— Оно остаётся аварийным. У нас в прошлом году на Русский Север поехало семьсот пятьдесят человек, которые трудились в тридцати храмах и часовнях. Но в помощи нуждаются более трёхсот храмов и часовен. Поэтому то, что мы делаем, существенно не меняет ситуацию. Скорее, мы поднимаем на поверхность проблему утраты памятников своей культуры. А дальше — решение этой проблемы по-настоящему народное. Потому что когда-то эти храмы и часовни строил народ, и именно народ сейчас мог бы их и спасти. Задача нашего проекта — соединить надзорные органы, специалистов и добровольцев для сохранения храмов.
— Встречались ли те храмы и часовни, которые находились в настолько плачевном состоянии, что их уже не спасти?
— Одним из ярких примеров является храм святителя Николая в поморской деревне Унежма, где совсем не осталось жителей. Здесь в совет-ские годы располагался коровник. И вот по сделанному проекту противоаварийных работ в прошлом году были поставлены внешние леса, а в этом году аккуратно разобрали покосившуюся, обваливающуюся бочку от главки.
И теперь он — олицетворение того, что лучше поздно, чем никогда, но лучше не опаздывать. К «уходящей Руси» важно прикоснуться, чтобы она жила в сердцах.
— В беседе с отцом Дмитрием Смирновым на телеканале «Спас» вы охарактеризовали жителей деревень Русского Севера так: «Люди, которые ещё не исковерканы цивилизацией, глобализацией, люди открытые, с нежной душой». Что, по вашему мнению, исковерканная цивилизация и глобализация?
— Передо мной сейчас фотография одной замечательной бабушки с верховьев реки Мезень. У неё умерли дети, муж, не было родственников. Она ослепла. И вот женщина одна живёт в доме, полностью ведёт всё хозяйство. И нам кажется, что человек, который всё потерял, у которого нет даже зрения, должен быть унылым и несчастным. Но она — весёлая, жизнерадостная, светлая. Вот пример на всю жизнь.
Пример, каким ты должен быть. И если сравнивать с нынешней ситуацией, то у людей, с одной стороны, всё есть, а они всё время чем-то недовольны. А от общения с такими людьми ты становишься лучше, чище, собственные неприятности, невзгоды уже не кажутся таковыми.
— Что вы вкладываете в понятие «уходящая Русь»?
— Мы знакомы с очень большим количеством бабушек и дедушек, и, к глубочайшему сожалению, зачастую их дети, которым по 50—60 лет, уже во многом не такие, как их родители. И очень важно успеть увидеть, пообщаться, научиться у этого уходящего поколения глубине, простоте, чистоте.
— Как вы думаете, вам удалось это сохранить благодаря проекту?
— Думаю, что люди, приезжающие на Русский Север, трудятся, общаются с местными жителями, видят красоту природы и храмов, перенимают частичку этой Руси в свои сердца. Общение с такими людьми становится путеводным в жизни, в судьбах других людей. К «уходящей Руси» важно прикоснуться, чтобы она жила в сердцах. И сохранение деревянных храмов и часовен в этом очень помогает.
Беседовал Владислав КОРЕЛИН
Фото из архива проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера»
В цифрах
Сегодня на территории Архангельской области находится
524 объекта
культурного наследия, среди которых
храмы и часовни.
Из них 166 —
в аварийном состоянии.
По данным проекта «Общее дело»,
количество деревянных храмов и часовен
в области
с 1917 года по 2019-й
сократилось
с 1239 до 390.