Магия ветра и парусов

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2020/07/Screenshot_7-e1620853881557.png

Кубок Кандалакшского залива: как яхты покоряют волны Белого моря в Карелии

Пожалуй, каждый северодвинец при съезде с ягринского моста хоть раз обращал внимание на аккуратный ряд парусников — это городской яхт-клуб «Север». Среди пары десятков лодок желтеет и «Радуга» — яхта, на борту которой члены нашей редакции бывали не раз.

А не так давно завершился самый дальний наш совместный поход — в Карелию, на межрегиональную регату крейсерских яхт «Кубок Кандалакшского залива». Помимо «Радуги», Северодвинск по ту сторону Белого моря представлял парусник «Ягры». А Архангельск — «Эскапада» и «Мустанг».

Приплыли!

Правильно, конечно, говорить «пришли». От Северодвинска до Урочища Соностров, откуда стартовал первый этап регаты, идти сутки-двое — точнее не скажешь, в море всё зависит от погоды. Нам не повезло: ветер не благоволил, штормило. Яхтсмены уверяют, что Белое море занимает третье место в мире по неблагоприятности условий для море-плавания. И эту информацию оспаривать я бы не решилась.

— Почувствовала себя горошиной в погремушке? — спросил меня капитан «Радуги» Сергей Шило, уже после качки.

И да, пожалуй, это точное сравнение. И мало нам было этого, так ещё и лодка дала течь. Вода просачивалась одновременно и с носа, и с кормы.

Как бы то ни было, спустя 1,5 суток пути (и многие часы страданий из-за морской болезни) мы всё ж дошли до острова. Гонка там уже практически стартовала, а мы были ну совсем не в форме. Выискивали места протечек, сушили всё, что намокло, и готовились изучать окрестности. И каменистые возвышенности, покрытые белым покрывалом мха, и несколько готичные засохшие сосны, и водопад, и просто захватывающие дух пейзажи.

Да что писать — тут нужно смотреть.

Новое поколение

На двух лодках из Чупы экипаж был очень молодой. В регате принимали участие юнги — школьники, которые только познают парусный спорт.

На «Браво» тоже хватает юнг, хоть и сама лодка невелика. «Мы маленькие, но наглые», — говорит капитан Денис Диордиев. Что ж, учитывая победу в гонке, наглость для этой команды точно стала вторым счастьем, а то и первым.

В Чупе любовь к парусному спорту не отобьёшь никаким климатом. Зимой школьники катаются на снегоходах, ездят на рыбалку, повторяют теорию. А в тёплое время познают все прелести морских приключений.

Свой кружок для юных яхтсменов есть и в Кандалакше, его ведёт старпом «Марлина» Алексей Чернов. Так что уже сейчас можно присмотреться и предугадать, кто будет руководить парусниками на той же регате лет через 10—20.

Шла как утюг

Пропущенная нами первая гонка запомнилась яхтсменам пересечением Полярного круга и… штилем. До условной финишной черты добирались долго. Ветра не было, паруса пустовали, а мотор — вне закона.
В таких случаях яхтсмены подключают все свои знания. Как рассказывает капитан лодки «Браво» и один из организаторов регаты Денис Диордиев, при малом ветре порой спасают перистые облака. Видишь, что от облака отходит «пёрышко» — готовь паруса, вот-вот придёт порыв ветра.

В штиль стоит следить и за рябью на воде — она тоже предвещает бриз. Так что хороший яхтсмен — он ещё и метеоролог. Без дружбы с прогнозом погоды далеко в море выходить точно не стоит. Погода может измениться внезапно.

Так вы-шло и на регате — вторая гонка порадовала мощным ветром. Шли от Сонострова до Урочища Кереть 30 морских миль. Тут «Радуга» показала себя во всей красе — «шла как утюг». Благодаря тяжёлому корпусу и недавно обновлённым парусам большая волна и ветер сыграли нам только на руку. Обошли и главных конкурентов в своей группе — «Белую ночь».

Причём очень спокойно, без лишних телодвижений. Так вот наблюдаешь со стороны за тем же капитаном Сергеем. В одной руке — руль, в другой — одна сигарета сменяет другую. А за паруса отвечают старший помощник (старпом) Александр Кузьмин и штурман Алексей Овчинников.

Первым подняли грот (нижний прямой парус на грот-мачте), за ним — стаксель (треугольный парус, ставится перед мачтой). Дрифтеру (стакселю большого размера, его ставят при слабом ветре) и спинакеру (обычно самый яркий парус, помогает развивать большую скорость) в такой ветер остаётся только ждать у моря погоды — в прямом смысле.

Паруса, кстати, удовольствие не из дешёвых. Обновка двух парусов обошлась экипажу «Радуги» в 270 тысяч рублей. Так что потерять парус для яхтсмена — беда. Не только потому, что нечего будет противопоставить ветру.

— Знаешь, с какой скоростью рвётся спинакер? 300 баксов в секунду! — шутит Сергей Шило.
Но в этой шутке правде отведена большая доля.

Курс на Калифорнию

Так, до Керети мы дошли быстро и без приключений, там нас даже накормили ухой.

А вот погода не была так гостеприимна: ветер поднялся до 20 метров в секунду. Из-за этого следующую гонку пришлось перенести на день, благо время в запасе имелось.

И именно во время этой мирной стоянки произошло, вероятно, главное ЧП регаты. На яхте «Белая ночь» порвался штаг, функция которого — удерживать мачту. Как отметил капитан яхты, а также организатор регаты Юрий Рыбаков, опыт двух экипажей («Белой ночи» и нашей «Радуги») помог справиться с ситуацией. Матчу удержали и отремонтировали. И всё же удивительно, что штаг пережил штормовую гонку и дал слабину в относительно тихой гавани. Главное, что это случилось не где-нибудь в открытом море: при таком раскладе речь могла бы идти не столько о целостности яхты, сколько о выживании.

После затянувшейся стоянки всё же начался следующий этап гонок — шли до острова Кишкин, который в народе прозвали Калифорнией. Кто купался на калифорнийском пляже? Кто провожал калифорнийский закат? Кто запекал картошечку на костре в самой Калифорнии? Правильно, мы, участники Кубка Кандалакшского залива. И неважно, что дело было в Карелии.

Этот день, к счастью, выдался солнечным. Такое оно, Белое море, многоликое. И вся прелесть парусного спорта здесь именно в непостоянстве погоды. Иначе было бы не так интересно.

Среди бухт и островов

Часть Белого моря, где проходит регата, называют одним из лучших мест для яхтинга
во всей России. Именно для гонок.

— Здесь и переменные ветровые условия, и приливно-отливные течения, которые в других регионах яхтсменам не найти, — подчёркивает Юрий Рыбаков. — Также здесь много бухт и островов и в случае шторма можно найти укрытие.

Изюминка дистанции

Маршрут регаты  несколько раз пересекает Полярный круг, проходит по нескольким особо охраняемым природным территориям — Кандалакшскому заповеднику, заказникам Полярный круг и Керецкий. Есть у этой регаты ещё одно, может быть, даже более весомое отличие от других гонок: здесь нет акцента на спортивную составляющую.

— Во-первых, этот формат объединяет яхтсменов всего Белого моря, во-вторых, он приглашает участников из других регионов России. Это не чисто соревнования, здесь много общения, это своеобразное ралли. Люди гоняются, узнают новые места и отдыхают, — говорит Юрий.

И правда: гонка может длиться часа два-три, а остальной день удаётся посвятить и общению, и единению с природой.

Славно потренировались!

Надо сказать, что хоть мы и называем гонки регатой, официально это всё же была тренировка. Всему виной пандемия — масштабные спортивные соревнования под запретом. Однако по сути это всё та же регата, что и в прошлые годы.

— Спортивные парусные мероприятия от тренировок практически не отличаются. Формат тот же, разве что меньше официоза, в этом году мы всё делали своими силами, — поясняет главный судья регаты Алексей Чайка.
Он прибыл из Петрозаводска. Не только судил, но и гонялся на яхте «Браво».

Из-за пандемии несколько сократилось число участников. Помимо упомянутых выше четырёх яхт из Северодвинска и Архангельска, в регате участвовали пять лодок из Кандалакши («Марлин», «Королева рок-н-ролла», «Алиса», «Арбуз» и «Таис») и две из посёлка Чупа («Белая ночь» и «Браво»). И ещё одно чупинское судно — судейское.

Некоторые экипажи — отчасти семейные. Капитан «Марлина» — Андрей Чернов, а старпом — его сын Алексей. Третий в команде — рулевой Игорь Козенко. Все трое из Кандалакши, что в Мурманской области. Так что море у нас точно общее. И любовь к парусному спорту — тоже.

Свой яхт-клуб в Кандалакше появился около шести лет назад. Причём в недавно достроенном здании на первом этаже размещены эллинги, а на втором — ресторан с видом на море. Думается, в Северодвинске такая идея тоже неплохо бы прижилась.

Чувствовать вкус победы

Как правило, участники регаты из года в год всё те же, названия яхт кочуют из табеля в табель, и яхтсмены друг друга знают. Лодки часто стоят бок о бок, участники то и дело заглядывают друг к другу в гости. Живо обсуждают и минувшую гонку.

— Должен сказать, что Андрей Владимирович — джентльмен. На гонке мог бы выдавить конкурентов — яхту «Арбуз» — с финишной линии, но не стал. Сказал, они должны почувствовать вкус победы, — делится Игорь Козенко. И тут же добавляет с улыбкой: — А есть яхта «Таис» — её он не пропустил…

— А она мне вредить начала! — ловко оправдывается капитан.

Так что результат для яхтсменов, безусловно, важен… Но прежде всего — человеческие отношения. Особенно, если речь идёт о товарищах по яхт-клубу.

Хотя здесь, пожалуй, все друг другу товарищи. Причём не только с Белого моря — гостем регаты стал москвич Андрей Сирьдюк. Он успел побывать членом экипажа на двух чупинских лодках — «Браво» и «Белой ночи».

Впрочем, яхтинг для Андрея не в новинку. Как-то друзья пригласили его поучаствовать в корпоративной регате московского речного пароходства «Лазурный берег» на Средиземном море, так и завертелось. Три года назад Андрей понял, что готов стать капитаном собственной яхты. И заказал её на верфи Northman в Польше — белую красавицу Maxus 24 EVO. И назвал её польским именем — Берта, что значит «яркая». Правда, это скорее туристическая лодка. Гоняться-то интереснее на тех же «Браво» и «Белой ночи».

И конечно, на нашей «Радуге».

А выиграл кто?

Победителей определяли в разных категориях по системе обмера УПО (упрощённые правила обмера). В первой зачётной группе «золото» взяла архангельская яхта «Мустанг», во второй — чупинская «Белая ночь», в третьей и четвёртой — представители Кандалакши «Королева рок-н-ролла» и «Алиса» соответственно.

А «Радуга», с борта которой были сделаны снимки гонки, стала в своей группе второй. Есть ещё и международная система обмера крейсерско-гоночных яхт — ORC. По ней первой стала яхта «Браво» из Чупы.

Радуга для «Радуги»

Четвёртый этап стал финальным — от Кишкина дошли до посёлка Чкаловского. Ветер дул слабо, пришла пора дрифтеров и спинакеров. Для «Радуги» не лучшая погода.

Ну а после финиша настало время для награждения призёров, праздничного концерта и сборов в обратный путь.

Мы, правда, ещё пару дней поизучали острова, порыбачили и покулинарили — готовили в числе прочего уху по-карельски. Побывали на острове Сосновец, в Летней Губе, а потом развернулись обратно — к Сон-острову. От него до Северодвинска идти около 160 миль. И в этот раз погода нам подыграла. Больше того: когда мы только отходили, на небе показалась радуга. Мы решили, что это добрый знак.

«Радуга», кстати, 8 июля отметила юбилей — 20 лет со дня спуска на воду.

Как строилась эта яхта — отдельная история. Ещё в 70-х на Севмаше с одной матрицы отлили несколько корпусов, на них же отработали технологию производства лобовых обтекателей. Один из корпусов — наша «Радуга» — был сделан самым первым, а на воду спустился последним. Зато его сделали самым надёжным — добавили несколько слоёв стеклоткани, что утяжелило корпус, но в то же время упрочнило его. Как-то яхта врезалась в скалу в той же Карелии — и от скалы откололся кусок. 1:0 в пользу «Радуги».

Делать из отлитого корпуса полноценную яхту начали лишь в начале 90-х. Есть в этом ожидании и свои плюсы: перед глазами строителей был опыт предыдущих яхт.

— В самом начале строительства на энтузиазме собралась толпа. Но с разбегу ничего не получилось, и большая часть рассосалась, — вспоминает Сергей Шило. — Остались единицы, которые трудились и в выходные, и в отпуска. Когда у меня спрашивают, сколько стоит «Радуга», я отвечаю: восемь лет жизни.

Активно в строительстве яхты участвовали уже представленные Александр Кузьмин и Сергей Шило, а также Валерий Григоров, Александр Кузнецов, Игорь Арасланов, Сергей Бураченко и Альберт Дулатов. Силы объединили члены экипажей двух яхт — «Аскольда» и «Айсберга». На «Аскольде» когда-то ходили Сергей Шило и Александр Кузьмин. А вот третий член нашего экипажа на регате Алексей Овчинников начинал на «Союзе».

На «Радуге» он впервые вышел в море лишь в прошлом году.

Но кажется, что эти привязки людей к лодкам — простая условность. И если объединить яхтсменов с разных уголков земли — они найдут общий язык.

«Главное, что мы под моторами не ходим», — говорят беломорские яхтсмены. И правда, зачем моторы, когда можно творить магию силой парусов и ветра?
Фото автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив записей