Испытание на прочность

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2020/03/Screenshot_47-800x500.png

или Жизненная трасса командора Громова

 

Газета «Советский спорт» за 19 июля 1958 года. Уникальнейший раритет, лет шестидесяти с лишним. С интересом рассматриваю пожелтевшую от времени страничку. Новые достижения тогда начинающих, а ныне легендарных спортсменов. Печальная судьба спорта в капиталистическом мире. И… небольшая заметка о парнях из молодого Северодвинска, отправившихся в Крым на мотоциклах! Владимир Громов, Николай Паутов, Вениамин Заостровцев, Владимир Беляев, Василий Бондаренко, Алексей Бобров. Вот так имена этих смельчаков, решивших ударить мотопробегом «по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму» (как тут не вспомнить Ильфа и Петрова!) прославились на всю страну.

 

Шестеро смелых

— Совсем как в кинофильме «Семеро смелых», — балагурит Владимир Громов, командор этого знаменитого мотопробега. — Помните: «Штурмовать далёко море посылает нас страна»? Только нас было не семеро, а шестеро. И «штурмовать» мы отправились не суровое и холодное северное море, а ласковое и тёплое — Чёрное.
Действительно, с бездорожьем (о разгильдяйстве и бюрократизме командор предпочитает не рассказывать) им приходилось бороться на протяжении всего похода.
Владимир Павлович показывает фотографии, на которых он, чуть ли не по пояс в грязи, вытаскивает своего железного коня на ровную поверхность.
Кстати, это путешествие они организовали исключительно собственными силами: заблаговременно согласовали отпуска, разработали маршрут, подготовили технику, снаряжение, провиант. Романтики вкусили сполна: приходилось ночевать и в полях под открытым небом. Иногда «со всеми удобствами» — в стогах сена.
Правда, молодым энтузиастам всё-таки помогли: торжественно встретили их в Москве, разместили в квартире на окраине города, обеспечили питанием. И от имени центрального автомотоклуба ДОСААФ СССР вручили документ — справку о том, что команда мотоциклистов Северодвинского автомотоклуба совершает пробег от Белого до Чёрного моря и пробег этот посвящён 40-летию ВЛКСМ. Содержалась там и просьба оказывать мотокоманде всяческое содействие.
В Москву ребята прибыли 15 июля 1958 года. Владимиру Громову как раз исполнилось 28 лет. Можно сказать, что в свой день рождения командор въехал в столицу на железном коне как триумфатор.
К сожалению, мотоциклисты смогли добраться лишь до Анапы. Но главной цели пробега, Чёрного моря, всё-таки достигли. А значит, вписали
яркую страницу в историю северодвинского мотоспорта.
К родному Белому морю вернулись уже на поезде.

По льду Ладожского озера

Но на долю Владимира Громова сначала выпала другая трасса, намного опаснее, с тяжелейшими испытаниями, требующая мужества и нечеловеческих усилий, — Дорога жизни.
— Когда подъехали к озеру, катер и баржа с эвакуированными уже отходили от берега. Чуточку не успели.
И вдруг — взрыв! Бомба аккурат в баржу угодила, — делится Владимир Павлович воспоминаниями.
Родился он в 1930 году в Гатчине. В 1935 году умер отец. До войны мальчик успел окончить лишь три класса школы. Эвакуировались они из Гатчины в 1941 году вместе с дедушкой и мамой. На поезде добрались до Ленинграда, потом до Ладожского озера. После счастливого опоздания на ту злополучную баржу некоторое время жили в деревне у финской границы.
Зимой 1942 года снова отправились в путь. Из деревни уезжали на повозке, выделенной председателем сельсовета, через озеро переправлялись на грузовике-полуторке. Володю посадили в кабину рядом с шофёром. Вся ледяная дорога была покрыта воронками от бомб. И у каждой воронки стояла женщина с флажком, сигналя водителям об опасности.
Эвакуация запомнилось Громову хорошей организацией, порядком и дисциплиной. По его словам, руководители всех рангов знали: дан приказ, значит, надо его выполнять! В населённых пунктах для бывших блокадников организовали бесплатное питание, кормили обычно в школах. Эшелон, в котором их везли на юг, сопровождали самолёты-истребители. На станциях эвакуированных осматривали медики.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ
В спортивной биографии Владимира Громова есть и другие знаменательные события. Например, мотопробег Молотовск — Архангельск — Молотовск, совершённый в 1956 году в честь городского карнавала. Его можно назвать генеральной репетицией путешествия на юг. Ведь и на сравнительно короткой трассе требовались немалая выдержка, водительское мастерство и хорошая физическая форма: главная российская беда — бездорожье — остро ощущалась
и в нашем крае. И в том же году на соревнованиях по фигурному вождению мотоцикла, посвящённых предстоящему Всемирному фестивалю молодёжи и студентов,
он показал хорошие результаты.

 

А на тракторе — метр с кепкой!

Уже весной 1942-го Владимир с матерью приехали в станицу Незлобную Краснодар-ского края, неподалёку от города Георгиевска. Поселили их у местной жительницы.
Мальчику не было ещё и двенадцати лет, когда он стал работать в колхозе. Сперва прицепщиком на тракторе, потом по мобилизации (пришла повестка из станичного Совета) его направили учиться на тракториста. Всю зиму ходил в Георгиевск на учёбу. А в июле, когда исполнилось двенадцать, сел на трактор «Универсал».
«Бывало, принесу тебе поесть в поле. Машина едет-тарахтит, а тракториста не видно. Только кепка торчит из кабины. Плакала от жалости к тебе», — вспоминала потом мама.
Голод, постоянная усталость… Как-то ночью подросток задремал, и трактор сошёл с борозды. Обошлось. Увидев выписанные горе-трактористом кренделя, начальник наградил его лишь увесистым подзатыльником.
К сожалению, во время оккупации архив пропал, и Громову так и не удалось получить справку, подтверждающую его стаж работы трактористом.
Война, от которой семья бежала из Ленинградской области, настигла их и на Кавказе. Владимир Павлович вспоминает, какими измученными и деморализованными были наши бойцы во время отступления.
В невероятно грязных гимнастёрках, у кого-то на ногах болтались развязавшиеся об-
мотки.
К счастью, в оккупации Громовы были недолго. Немцы, с которыми им довелось общаться, оказались молодыми весёлыми парнями. Почему-то они всё время повторяли: «Ленинград — гуд! Сталин — гуд!» — и при этом поднимали вверх большой палец. Мирных жителей не обижали. Не то что румыны, безжалостно грабившие селян.
Однажды в станицу стремительно ворвались три танка. «Наши!» — изумлённо и радостно ахнули жители, заметив на броне красные звёзды. Танкисты, совершившие столь отчаянный рейд во вражеский тыл, запомнились Владимиру бравыми и подтянутыми, какими и должны быть победители-герои!

На Север!

В 1943 году мама увидела объявление о мобилизации работников на завод № 402 и тоже решила завербоваться. Так они с Владимиром оказались в Молотовске.
На вокзале будущих заводчан встречали торжественно, с оркестром. Поселили их на втором участке, в бараке, где прежде жили заключённые. Вскоре мама устроилась на работу поваром, и семье из санитарно-гигиенических соображений выделили отдельную комнату. Владимир возобновил прерванную войной учёбу, окончил школу, техникум. Работал в городском радиоузле, потом устроился слесарем на Севмаш, в 8-й цех, где ему сразу же присвоили 3-й разряд.
Когда перешёл на «Звёздочку», совсем ещё молодое предприятие, приобрёл железного коня: так было удобней добираться до работы. С этого и началось серьёзное увлечение мотоспортом. Первым мотоциклом Владимира стал снятый с вооружения Иж-49, с которого убрали орудие.
Потом снова Севмаш, где в цехе 11 Громов проработал вплоть до выхода на пенсию в 1987 году: мастером, старшим мастером, начальником участка. Многолетний труд Владимира Павловича отмечен большим количеством почётных грамот, благодарностей и прочих наград. Но главное, его старший сын, Николай Владимирович, теперь начальник этого цеха (а пришёл он туда сразу же после школы). Кстати, и будущую спутницу жизни Владимир впервые увидел там: симпатичная девушка вела протокол на одном из заводских собраний.

Богатство прожитых лет

Поженились они в 1951 году. Вырастили двух сыновей, теперь у Громовых пятеро внуков и десять правнуков.
Владимир Павлович и Майя Андреевна ровесники, летом оба отметят 90-летие. Майя Андреевна тоже ветеран Севмаша: работала в отделе главного технолога инженером-конструктором.
И младший сын, Павел Владимирович, продолжил славную трудовую династию: он начальник участка в цехе 5.
Несмотря на солидный возраст, Громовы деятельны, активны, не утратили интереса к жизни. В их небольшой квартире чистота и уют. Бабушка с дедушкой не обделены вниманием и заботой самых дорогих людей.
И наше знакомство началось с того, что в редакцию газеты пришёл их внук, тоже Владимир Павлович, и попросил рассказать о знаменитом мотопробеге своего деда.
А ещё в преддверии 75-летия Победы ветеранов волнует вопрос: когда же наконец выйдет областной закон о детях войны? Ведь детство Майи Андреевны прошло в Молотовске.

МИНУТКА ПОЭЗИИ
Владимир Павлович много лет пишет стихи. Пусть и несовершенные, с точки зрения придирчивых знатоков поэзии, но искренние и проникновенные, исполненные патриотизма, гражданской ответственности и любви: к родному городу, семье и многолетней спутнице жизни.

…Ты не горюй, моя старушка,
Причин для грусти у нас нет.
С тобою мы не зря прожили,
Оставив в жизни яркий след.

Владимир Павлович и Майя Андреевна вырастили двух сыновей, у  них пятеро внуков и десять правнуков. А летом оба отметят 90-летие.

Владимир Павлович и Майя Андреевна вырастили двух сыновей, у них пятеро внуков и десять правнуков. А летом оба отметят 90-летие.

 

С бездорожьем приходилось бороться на протяжении всего похода.

С бездорожьем приходилось бороться на протяжении всего похода.

Марина СЕРЕБРЯКОВА
Фото автора
и из архива 

Владимира Громова

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Февраль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829  

Архив записей