Разводить руками — единственное, что остаётся северодвинским дачникам. Капитального ремонта дороги Архангельск (от деревни Рикасиха) — Онега садоводы ждут уже много лет. Председатель СНТ «Теремок» Николай Потехин, угодив в очередную яму, волнуется: с каждым днём добираться до кооператива становится всё труднее и опаснее.
Дождётся ли капитального ремонта дорога Архангельск — Онега?
«Плачем, но едем» — так говорят о дороге северодвин-ские дачники, чей путь до садовых товариществ пролегает по Кородскому шоссе и Онежскому тракту. Каждый раз в голове у водителей мысли: как бы не влететь в яму, не оставить колесо в выбоине. Дорога по 104-му дачному маршруту представляет жалкое зрелище: яма на яме, а тот асфальт, который ещё не раскрошился до выбоин, испещрён мелкой сетью трещин.
Городу не принадлежит
По направлению дороги расположены 11 некоммерческих товариществ, в которых более 10 тысяч дачников.
— Дорога отвратительная! Это дорога-убийца! — рассказал нам о своих впечатлениях от очередной поездки по Онежскому тракту дачник Владимир Силев. — Ехать невозможно — постоянное напряжение и страх за свой автомобиль! Делать ямочный ремонт тут бесполезно: зачем деньги в землю закапывать? Пусть положат новый асфальт, дешевле обойдётся! Вы уж простите, что я так эмоционален, просто накипело!
Безопасностью северодвин-ских садоводов озабочены и в администрации города. В отделе коммунального хозяйства комитета ЖКХ, транспорта и связи администрации Северо-двинска нам рассказали, что постоянно принимают жалобы от дачников и автолюбителей.
Региональная автомобильная дорога Архангельск (от деревни Рикасиха) — Онега находится на территории муниципального образования Северодвинск, но городу не принадлежит.
— Эта дорога — в ведении государственного казённого учреждения Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор». Необходимо, чтобы в этом году хозяин привёл дорожное полотно в технически исправное состояние до наступления зимнего периода, — рассказала нам главный специалист комитета ЖКХ, транспорта и связи Екатерина Волокитина. — Мы обращаемся к Архавтодору каждый год с просьбой отремонтировать дорогу, постоянно звоним и пишем письма. Вызывали их представителя на координационный совет по поддержке садоводства, тот приехал, но ничего конкретного о планах на 2020—2021 годы не сообщил.
Пробивают водители колёса
В этом году Архангельск-автодор установил в районе дачных кооперативов необходимые дорожные знаки, отремонтировал две остановки, у СНТ «Дружба» оборудовал новый павильон.
В прошлый сезон один отрезок дороги отремонтировали картой, но, конечно, этого недостаточно — замены требует вся дорога, слишком высок её износ.
— Нами выявлено большое количество выбоин на проезжей части автомобильной дороги, они требуют устранения. Сейчас перед зимой эти выбоины нужно обязательно заделать, ведь такая дорога небезопасна для наших дачников! — прокомментировала Екатерина Волокитина.
Хорошей дороги для дачников добивается и председатель СНТ «Теремок» Николай Потехин. Он рассказал, что периодически общается с дорожным агентством, там о проблемной дороге знают, но разводят руками.
— Я звонил в Архангельск-автодор месяца два назад, там сказали, что денег в смете нет, — рассказывает председатель СНТ. — Я им говорю: «Совесть имейте, дело дошло до того, что водители наши пробивают колёса, останавливаются, вызывают ГИБДД. Тогда вам ремонт дороги в два раза дороже встанет!». Ответили, что рассмотрят данный вопрос. И всё, тишина!
Стиральная доска
В дачном кооперативе «Теремок» — 1 870 садоводов, кто-то добирается до СНТ на личном транспорте, а кто-то ездит на автобусе. В любом случае, сначала приходится ехать по асфальтовому отрезку и уворачиваться от многочисленных выбоин.
Когда асфальт заканчивается, ехать в сторону Онеги можно лишь по разбитой грунтовке. Отрезок с 7-го по 9-й километр от Рикасихи дачники прозвали стиральной доской: некогда отсыпанный щебень просел, на полотне появились ямы и неровности. При скорости 20 км/ч ехать уже невыносимо, транспортное средство нещадно трясёт.
Конечно, можно двигаться и быстрее, но это грозит дорогостоящим ремонтом подвески. Николай Потехин уже пробил здесь два колеса, поэтому советует автолюбителям быть осторожными, быстро не гнать.
В качестве примера, какой дорога могла бы быть, председатель «Теремка» показал нам кооперативную щебёнку, отсыпанную в СНТ на средства местных дачников. Работы закончили накануне. Дорога просто загляденье, ехать приятно.
А вот из-за удручающего состояния дороги автомобильной иногда случаются опасные ситуации и даже ДТП, жалуются садоводы.
— Ямы постоянно приходится объезжать, — поделился с нами член одного из дачных товариществ Александр Кузьмин. — Один раз я не рассчитал и оказался на встречной полосе. А там машина шла… Бог от столкновения уберёг. После этого поехал дальше, но пробил колесо. Как после этого на дачу ездить?
20% от норматива
В дорожном агентстве «Архангельскавтодор» о беде северодвинских дачников знают. Учреждение каждый год проводит работы в рамках государственных контрактов по содержанию путей сообщения. Начальник отдела содержания автодорог и обеспечения безопасности дорожного движения Дмитрий Коровин рассказал, что агентство радо бы привести дорогу в порядок, но средств, выделяемых на ремонт из областного бюджета, недостаточно.
— Это наша дорога, конечно. Мы делаем всё, что в наших силах, дачникам не отказываем. Но ограничены рамками содержания, — сетует Дмитрий Владимирович. — Поймите, нам выделяют порядка 20% от норматива. Если федеральные дороги содержатся на 100%, то у нас, к сожалению, выделяется только пятая часть из необходимых средств. А дороги у нас намного в худшем состоянии, чем федеральные. Наша задача — обеспечить проезд, и мы это делаем.
В этом году Архангельск-автодор смог провести работы по содержанию дачной дороги. Денег на ремонт асфальтового покрытия нет. Какая ситуация будет в следующем году, пока говорить рано.
Дмитрий КОРОВИН, начальник отдела содержания автодорог и обеспечения безопасности дорожного движения:
— В следующем году мы будем ремонтировать асфальтовую часть дороги у дачных кооперативов. По содержанию грунтовой дороги мы сможем провести работу только в рамках лимита. Пока капитального ремонта в районе дачных посёлков не запланировано. В апреле — мае 2020 года после весенней распутицы план работ будет редактироваться, тогда будет принято окончательное решение и о многострадальной дороге Архангельск (от деревни Рикасиха) — Онега.
Далеко не уедешь
На сайте Архангельскавтодора указано, что плановый объём дорожного фонда Архангельской области по источникам поступлений на 2019 год составил 7 млн 186 тыс. рублей.
А нормативная потребность в финансировании капитального ремонта, текущего ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения — почти 18 млн.
По подпрограмме «Улучшение эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования регионального значения за счёт ремонта, капитального ремонта и содержания» выделено 3 млн рублей, ещё 1,5 млн — по подпрограмме «Комплексное развитие объединённой дорожной сети Архангельской области и Архангельской агломерации». Конечно, с такими цифрами не развернуться.
Очевидно, что на все дороги денег не хватит. Ситуацию может улучшить национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Но пока что дороги Архангельск (от деревни Рикасиха) — Онега в списке объектов, реализуемых на региональной сети автодорог Архангельской области в 2020 году, нет.
Елена СТЕКАНОВА
Фото Владимира Тикуса