Загогулины Ивана Папанина

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2019/10/53.jpg

Знаменитый советский полярник бывал в Северодвинске

Уже в самом названии нашего города звучит его географическая принадлежность. Стоит ли удивляться, что в своё время его гостями становились знаменитые покорители Севера и арктических широт? Доподлинно известно, например, что ещё до войны у нас побывал Отто Юльевич Шмидт (на одной из фотографий он даже запечатлён выступающим на трибуне перед первостроителями). Приезжал в юный Молотовск и прославленный полярный пилот Фабио Брунович Фарих. Поговаривают, что и его коллега Михаил Васильевич Водопьянов тоже заворачивал в наш город довоенной поры.

Крупные конвои — не по силам?

А уж об известных моряках, сходивших по трапам на северодвинские причалы, и говорить нечего. И вовсе не случайно ныне скромная улица Воронина была в своё время названа в честь и память этого легендарного ледового капитана. Правда, если глядеть на план-схему наших улиц, получается, что оказался подзабытым один из самых главных полярников Советского Союза — Иван Дмитриевич Папанин, который внёс огромный вклад в историю города в период Великой Отечественной войны.
Осень 1941 года. Морской порт Архангельска из-за спешной мобилизации всех его транспортных средств тогда лишился возможности оперативно обрабатывать суда и плавсредства. Портовики Бакарицы, например, на своих основных причалах могли принимать всего шесть пароходов и ещё два на отдельном, принадлежащем управлению Севморпути. Технику приходилось сгружать с транспорта на автомашины и несколько километров везти к железнодорожной станции, чтобы затем уже грузить в вагоны. К тому же не хватало опытных грузчиков.
А уровень механизации, производительность труда на причалах, как и состояние дисциплины, были ужасающими. Это отмечали и представители британской миссии, которые побывали в порту и укрепились во мнении, что принимать крупные конвои СССР не по силам.
Признавали неудовлетворительное положение и сами работники порта. Так, его начальник Г.И. Дикой в докладной записке на имя наркома морского флота С.С. Дукель-ского и секретаря обкома ВКП(б) Г.П. Огородникова сослался на «отсутствие чёткости в распределении обязанностей между организациями, а также отсутствие централизации в управлении погрузочно-разгрузочными операциями».

Прибыл контр-адмиралом

В связи с этим вот какую переломную дату следует знать нашим краеведам — 7 сентября 1941 года. То есть следующий день после сообщения Уинстона Черчилля о переводе британских поставок для СССР на условия ленд-лиза.
В этот день Иосиф Сталин распорядился срочно реконструировать порт Архангельска, а 15 октября назначил Ивана Дмитриевича Папанина уполномоченным Государственного комитета обороны (ГКО) по перевозкам на Севере. И, как выяснилось, это было абсолютно правильное решение.
Как только в Молотовске появился Папанин, к слову срочно возведённый к этому времени в ранг контр-адмирала, дело приняло иной оборот. Начались активная подготовка и обустройство причалов, как в Архангельске, так и в Молотовске, который поначалу считался грузовым участком Архангельского порта.
К нам перебросили краны и лебёдки из Ленинграда, Мариуполя, Мурманска и даже из Владивостока, страна изыскала возможность передать беломорским портам около сотни автомобилей, 15 барж, 6 буксиров. Прибыли сюда и военизированные рабочие колонны — порядка трёх тысяч человек. Вскоре Молотовский порт практически полностью реконструировали.
— Северодвинск тогда Молотовском назывался, — вспоминал Иван Дмитриевич. — Заключённых туда согнали видимо-невидимо. Я приехал, построил их и говорю: «Знаю, что вы тут ни за хрена сидите. Я вас каждый месяц буду по сто человек отпускать, но чтобы у меня работали!». А Сталин звонит, Молотов звонит, Берия звонит: «Папанин, давай-давай!». И северяне работали здорово. За две недели железную дорогу от Экономии до Исакогорки по льду проложили.
Я праздник устроил — напоил всех до ушей.

По два укола скипидара

Вот это выражение «Напоил всех до ушей», как и многие другие подобные, не раз слышал я в пересказах от современников Папанина, которым довелось не просто быть знакомыми, но и работать рука об руку с Иваном Дмитриевичем. Загогулистые выражения с необычными образами, часто приправленные ненормативной лексикой, частенько слетали с папанинских уст. Причём знаменитого нашего полярника в таких случаях, как говорится, не смущали ни окружение, ни обстановка.
Так, прибыв в Архангельск после того, как там возвели
24-этажную высотку, он заявил оторопевшему секретарю горкома КПСС:
— Едри вашу мать, что вы тут понастроили? Это что у тебя за хрен стоит?
Секретарь горкома растерянно залепетал:
— Тут разместятся проектные организации.
Папанин:
— Понимаю. Но почему он у тебя один-то, как хрен, стоит?
Или такой фрагмент ответного слова Папанина в зале горисполкома на присвоение ему звания «Почётный гражданин Архангельска»:
— Вы уж меня извините, бабоньки-северянки. Я ведь русский человек Ваня Папанин. То, что думаю, то и говорю. Вот все говорят: Папанину уже под восемьдесят, а он всё бодрый такой. Я вам по секрету должен сказать: мне каждый день в ж… по два укола скипидара вливают.

Молока больше будет

На долю Северодвинска от своеобычного папанинского юмора тоже кое-что перепало. Рассказал мне об этом архангельский журналист Виктор Фридман, который в 90-х уже возглавлял пресс-службу губернатора.
С его слов, во второй половине 80-х Папанин был назначен почётным руководителем экспедиции газеты «Советская Россия», которая двигалась на ездовых собаках от Уэлена до Мурманска. На гидрографическом судне «Иван Киреев» должен был Иван Дмитриевич уйти в море из Архангельска, чтобы встретить участников экспедиции в Индиге.
Секретарь обкома КПСС по идеологии Юрий Николаевич Сапожников решил устроить Папанину на причале Красной пристани торжественные проводы. А из Северодвинска пригласили тогда директора овощеводческого совхоза Юрия Колодкина. В багажнике его машины находились дыни, виноград и другая субтропическая вкуснятина. На причале Сапожников подвёл директора к Папанину. Далее Фридман включил мне чудом сохранившуюся у него за много лет магнитофонную запись.
Сапожников:
— Вот Иван Дмитриевич, директор овощеводческого совхоза из Северодвинска. Не подумайте, что дыни, виноград и другие фрукты он купил на рынке. Это теперь всё у него в совхозе растёт. Раньше, когда вы там были в войну, всего этого не было.
Папанин:
— Директор совхоза?
Колодкин:
— Всё сами выращиваем.
Папанин (неожиданно):
— А коровы у тебя есть?
Колодкин (удивлённо):
— Есть, Иван Дмитриевич, в подсобном хозяйстве.
Папанин:
— Так вот, пусть у них будет не четыре сиськи, а шесть. Молока больше будет.
Как засвидетельствовал Фридман, в следующую секунду Папанин решительно двинулся к трапу гидрографического судна «Иван Киреев»,
а следом за ним понесли корзинки с фруктами из Северодвинска.

СЛЫЛ ВЕЛИКИМ ХОХМАЧОМ
Архангельский журналист Виктор Зиновьевич Фридман  (с ним мы сотрудничали на областном телевидении) довольно хорошо знал Ивана Дмитриевича, поскольку много раз с ним встречался и даже снял об этом несколько телесюжетов.
Он характеризовал Папанина так:
— Всё, что написано о нём, — это как бы надводная часть айсберга, а вот среди своих друзей, знакомых да и многочисленных зрителей и слушателей слыл Иван Дмитриевич великим хохмачом. И не только хохмачом, а союзным матерщинником номер один. Ругался Папанин изощрённо, со вкусом. При этом, прежде чем он произносил многоступенчатое и витиеватое ругательство, в глазах у него как бы загорались фонарики. Загорится фонарик — сейчас мгновенно что-нибудь этакое получишь.
Олег ХИМАНЫЧ, морской историк
Фото Германа Власова

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей