MENU

2

29.07.2019 • Колонка редактора, Судостроение

Совершая невозможное

Центр судоремонта «Звёздочка» отмечает 65-летие новыми достижениями

Сегодня, оглядываясь на 65 лет назад, понимаешь, что завод № 893 — наша «Звёздочка» — был рождён, чтобы совершать невозможное. Всего три года (1951—1954) потребовалось для того, чтобы на пустом берегу вырос первый блок цехов и началась важная работа. Прошёл ещё год, и были сданы первые заказы: две дизель-электрические подводные лодки, два больших «охотника» проекта 122А, буксир «Торжок» и зверобойная шхуна «Зеленец».  А через четыре года постановлением Совета министров СССР завод № 893 становится центром выполнения среднего ремонта и модернизации атомных субмарин. Первый в стране!

Дать новую жизнь кораблю

Для выполнения стратегической задачи завод практически был построен заново,  а корабелы с помощью коллег с завода № 402 (ныне — Севмаш) освоили ранее не применявшиеся технологии, наладили новые производства.
Первая АПЛ «Звёздочки» — К-33 — пришла на Ягры 6 ноября 1962 года. А в 1964-м ремонт и переоборудование по проекту 658М с установкой нового ракетного комплекса с подводным стартом были завершены. Вместе с К-33 к месту постоянного базирования ушла и отремонтированная торпедная К-11 проекта 627А.
Со временем заводу была поставлена задача — сдавать не менее чем четыре АПЛ в год. Этот рубеж «Звёздочка» преодолела в 1981 году.
В настоящее время судоверфь выполняет работы второго цикла заводских ремонтов ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667БДРМ и продлевает сроки их службы. Кроме этого, модернизируются субмарины третьего поколения проектов 949А и 971.
Номенклатура ремонтов пополнилась за счёт надводных кораблей: эсминцев проекта 956 («Бесстрашный», с 2004 года — «Адмирал Ушаков») и ракетных крейсеров проекта 1164 («Маршал Устинов»). Также «Звёздочка» выполняет работы по сервисному обслуживанию и техническому надзору кораблей и судов Северного флота, Новороссий-ской ВМБ Черноморского флота и Каспийской флотилии ВМФ России.

Отстоять завод

Особая страница трудовой летописи — утилизация АПЛ. И здесь что ни шаг, то первые в стране. За два десятка лет «Звёздочка» разрезала на металл 44 атомных субмарины, выведенных из состава ВМФ, не допустив ни одного инцидента с военным атомом!
Примечательно, что утилизацией завод занимался на стыке эпох. Это было время, когда госзаказ сократился настолько, что вместе с ним могла закончиться и славная история ягринской судоверфи. Но корабелы, открыв новые возможности и модернизируя под современные стандарты старые производства, отстояли родной завод. В 1994 году возрождён ремонт гражданских судов.  С 1997 года «Звёздочка» — участник нефтегазовых проектов, включая строительство СПБУ «Арктическая». Это первая и единственная буровая такого класса в России. Сегодня завод рассматривает возможность участия в освоении месторождения «Каменномысское море».
Став лидером отечественного судоремонта, предприятие активно развивает и судостроение. В активе «Звёздочки» — серия рыболовецких морозильных траулеров для архангельских рыбаков: «Ягры», «Архангельск» и «Койда-2». Их сменили на стапеле сложные, насыщенные современными комплексами многофункциональные суда, небезынтересные для освоения и развития Арктики.

Рекорды «Моржа»

Гордость «Звёздочки» — центр пропульсивных систем. Его история началась в 1964 году с введения в строй специализированного винтообрабатывающего производства (СВОП). Гребные винты с эмблемой «Морж» — визитная карточка предприятия. Ими оснащены отечественные и иностранные суда различных классов.
Последнее достижение нашего центра — создание опытного образца движительно-рулевой колонки мощностью
9 мегаватт (ДРК-9000) самого высокого ледового класса. «Звёздочка» стала первым в России и третьим в мире поставщиком высокомощных ДРК механического типа.
А новый перспективный проект для центра судоремонта — участие в строительстве подводных добычных комплексов. Судоверфь снова готова совершить технологический прорыв.
Так всегда было, так и останется!

И МОРЕ, И КОСМОС
ЦС «Звёздочка» — это не только судоремонт  и судостроение. Ещё одно, до недавнего времени выглядевшее экзотикой, направление — создание наземной инфраструктуры для космодромов Плесецк и Куру (Южная Америка). Сотрудничество с покорителями космоса продолжается и сегодня.
Михаил АНДРЕЕВ

Фото из архива
АО «ЦС «Звёздочка»

Comments are closed.

« »