Совершая невозможное

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2019/07/214.jpg

Центр судоремонта «Звёздочка» отмечает 65-летие новыми достижениями

Сегодня, оглядываясь на 65 лет назад, понимаешь, что завод № 893 — наша «Звёздочка» — был рождён, чтобы совершать невозможное. Всего три года (1951—1954) потребовалось для того, чтобы на пустом берегу вырос первый блок цехов и началась важная работа. Прошёл ещё год, и были сданы первые заказы: две дизель-электрические подводные лодки, два больших «охотника» проекта 122А, буксир «Торжок» и зверобойная шхуна «Зеленец».  А через четыре года постановлением Совета министров СССР завод № 893 становится центром выполнения среднего ремонта и модернизации атомных субмарин. Первый в стране!

Дать новую жизнь кораблю

Для выполнения стратегической задачи завод практически был построен заново,  а корабелы с помощью коллег с завода № 402 (ныне — Севмаш) освоили ранее не применявшиеся технологии, наладили новые производства.
Первая АПЛ «Звёздочки» — К-33 — пришла на Ягры 6 ноября 1962 года. А в 1964-м ремонт и переоборудование по проекту 658М с установкой нового ракетного комплекса с подводным стартом были завершены. Вместе с К-33 к месту постоянного базирования ушла и отремонтированная торпедная К-11 проекта 627А.
Со временем заводу была поставлена задача — сдавать не менее чем четыре АПЛ в год. Этот рубеж «Звёздочка» преодолела в 1981 году.
В настоящее время судоверфь выполняет работы второго цикла заводских ремонтов ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667БДРМ и продлевает сроки их службы. Кроме этого, модернизируются субмарины третьего поколения проектов 949А и 971.
Номенклатура ремонтов пополнилась за счёт надводных кораблей: эсминцев проекта 956 («Бесстрашный», с 2004 года — «Адмирал Ушаков») и ракетных крейсеров проекта 1164 («Маршал Устинов»). Также «Звёздочка» выполняет работы по сервисному обслуживанию и техническому надзору кораблей и судов Северного флота, Новороссий-ской ВМБ Черноморского флота и Каспийской флотилии ВМФ России.

Отстоять завод

Особая страница трудовой летописи — утилизация АПЛ. И здесь что ни шаг, то первые в стране. За два десятка лет «Звёздочка» разрезала на металл 44 атомных субмарины, выведенных из состава ВМФ, не допустив ни одного инцидента с военным атомом!
Примечательно, что утилизацией завод занимался на стыке эпох. Это было время, когда госзаказ сократился настолько, что вместе с ним могла закончиться и славная история ягринской судоверфи. Но корабелы, открыв новые возможности и модернизируя под современные стандарты старые производства, отстояли родной завод. В 1994 году возрождён ремонт гражданских судов.  С 1997 года «Звёздочка» — участник нефтегазовых проектов, включая строительство СПБУ «Арктическая». Это первая и единственная буровая такого класса в России. Сегодня завод рассматривает возможность участия в освоении месторождения «Каменномысское море».
Став лидером отечественного судоремонта, предприятие активно развивает и судостроение. В активе «Звёздочки» — серия рыболовецких морозильных траулеров для архангельских рыбаков: «Ягры», «Архангельск» и «Койда-2». Их сменили на стапеле сложные, насыщенные современными комплексами многофункциональные суда, небезынтересные для освоения и развития Арктики.

Рекорды «Моржа»

Гордость «Звёздочки» — центр пропульсивных систем. Его история началась в 1964 году с введения в строй специализированного винтообрабатывающего производства (СВОП). Гребные винты с эмблемой «Морж» — визитная карточка предприятия. Ими оснащены отечественные и иностранные суда различных классов.
Последнее достижение нашего центра — создание опытного образца движительно-рулевой колонки мощностью
9 мегаватт (ДРК-9000) самого высокого ледового класса. «Звёздочка» стала первым в России и третьим в мире поставщиком высокомощных ДРК механического типа.
А новый перспективный проект для центра судоремонта — участие в строительстве подводных добычных комплексов. Судоверфь снова готова совершить технологический прорыв.
Так всегда было, так и останется!

И МОРЕ, И КОСМОС
ЦС «Звёздочка» — это не только судоремонт  и судостроение. Ещё одно, до недавнего времени выглядевшее экзотикой, направление — создание наземной инфраструктуры для космодромов Плесецк и Куру (Южная Америка). Сотрудничество с покорителями космоса продолжается и сегодня.
Михаил АНДРЕЕВ

Фото из архива
АО «ЦС «Звёздочка»

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архив записей