С небом на ты

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2019/07/sam.jpg

Командир «Боинга» Андрей Ситков: о пассажирах, полётах и приземлениях

7 200 часов провёл в воздухе северодвинец Андрей Ситков. Сейчас он командир воздушного судна «Боинг-737», работает в авиакомпании «Смартавиа» (ранее «Норд-авиа»). Отвечает за всё: безопасность полёта, экипаж, пассажиров. До этого управлял военными самолётами, а начинал и вовсе с игрушечных, ведь стать пилотом мечтал с детства.

Первый раз

Первый самостоятельный полёт Андрей Ситков совершил в 21 год. 7 июня 1984-го — этот день он помнит до сих пор.
— Самое яркое впечатление — когда ты впервые летишь один, без инструктора. Сначала контрольный полёт с проверяющим, а потом уже самостоятельный. Летишь, оглядываешься назад, убеждаясь, что больше в кабине никого нет. И понимаешь, что теперь ты — лётчик, — вспоминает Андрей Михайлович.
— С чем это можно сравнить? — спрашиваю.
— Ни с чем. Полёт не похож ни на управление автомобилем, ни на что другое. Это можно только почувствовать самому.
Любовь к авиации Андрею Ситкову привил отец. Он, к слову, был моряком, всю жизнь работал на заводе, но мечтал о полётах. Не прошли мимо его сына Андрея фильмы и книги про лётчиков, вдохновляла именно военная авиация.
Так и вышло: поступил в Тамбовское военное авиационное училище, летать начал уже на первом курсе. Тогда-то и случился тот первый полёт — на Л-29 «Дельфин» чешского производства. Этим самолётом управлял первые три года обучения. А на четвёртом курсе перешёл на воздушные судна побольше — Ту-134.

Грузы и люди

После окончания учёбы в 1988 году Андрей Ситков по распределению попал в Челябинское военное училище, которое готовило штурманов для ВВС, работал пилотом-инструктором. Потом год служил в дальней авиации под Иркутском, летал на Ту-22.
Позже перевёлся в Васьково (Архангельская область), где служил в отдельном транспортном полку, летая на грузовом Ан-26. Оттуда летали по всему Заполярью. А летом — на юг, к примеру в Анапу, куда возили грузы для детского лагеря. Перевозили и пассажиров — личный состав ВС.
После этого Андрей Ситков служил в авиации Пограничных войск в Санкт-Петербурге, где также занимался перевозками.
А затем надолго обосновался в Северодвинске — шесть лет провёл на должности заместителя начальника управления по делам ГО и ЧС. Кабинетная работа резко контрастировала с полётами, и по небу, он, конечно, скучал. Поэтому, как только появилась возможность, перешёл в граждан-скую авиацию в «Нордавиа», где на тот момент ощущалась нехватка лётного состава.
Перерыва словно и не было. Летал сначала на Ан-24 по Северу России и в Норвегию (в города Тромсё и Киркенес). С 2010 года пересел в кабину «Боинга-737».
— Он более скоростной, более массивный, перевозит больше пассажиров. Когда выводишь двигатель на взлётный режим, ощущается вся мощь этого самолёта, — отмечает Андрей Михайлович.

Воздушные проблемы

Прежде чем сесть за штурвал нового самолёта, пилоты проходят обучение. Ведь в управлении одна «железная птица» может значительно отличаться от другой. К примеру, на «Боингах» привычные штурвалы, а вот на «Аэрбасах» и «Суперджетах» уже не штурвалы, а ручки управления, похожие на джойстики.
Переучивался Андрей Михайлович месяц: изучал устройство самолёта, занимался на тренажёре, летал с инструктором.
— На «Боингах» всё автоматизировано. В ручном режиме идут только взлёт и посадка, это самые ответственные-й этапы полёта для экипажа, на двигатели ложится большая нагрузка. Потом подключается автопилот, которым управляет лётчик, задавая параметры полёта: скорость, высоту и так далее, — рассказывает Андрей Ситков.
Но готовым нужно быть ко всему, трудности в полёте могут возникнуть самые разные.
Один из примеров: пассажиру внезапно стало плохо, необходима медицинская помощь. В тяжёлых случаях приходится совершать экстренную посадку на ближайший аэродром. Если без этой меры можно обойтись, то помощь оказывают бортпроводники, а в аэропорт вызывают «скорую», и медики берутся за дело, как только самолёт приземлится.
Ещё одна сложность — плохая погода. Порой случается так, что самолёт подлетает к аэродрому в то время, когда погодные условия не позволяют совершить посадку. В таких случаях в целях безопасности воздушное судно входит в «зону ожидания», где летает до улучшения погоды. Если его не предвидится, то приходится лететь на запасной аэродром, где можно переждать ненастье, после чего доставить пассажиров «из пункта А в пункт Б».

Вид сверху лучше

Турбулентность, которая так часто пугает пассажиров, образуется из-за смены воздушных потоков.
— Случается сильная болтанка. Бывало, пассажиры, которые не пристегнулись, получали травмы. Но чаще всего это небольшая тряска, во время которой главное — пристегнуться и не вставать с места. Тряхнуть может сильно и внезапно, — подчёркивает Андрей Ситков.
Он летает регулярно, а значит, часто видит закаты, рассветы, грозовые тучи и облака прямо из кабины. И эти виды не сравнить с теми, что открываются нам, пассажирам, когда мы глядим в маленький иллюминатор.
— Рутиной полёты точно не стали, каждый раз открывается что-то новенькое. Самое красивое из увиденного — это, пожалуй, северное сияние. Когда летал в Мурманск и в Норвегию, часто с ним сталкивался. Оно бывает и зелёное, и разноцветное. Бывает, лучами расходится, бывает, шторой висит, колеблется, — вспоминает Андрей Михайлович. — Ещё мне нравится, как с высоты выглядит город Сочи. Днём видно, как люди отдыхают на берегу, а ночью — как красиво подсвечен Олимпийский парк.

Без паники!

Но вернёмся к проблемам. Что бы ни произошло на борту, решение об эвакуации в любом случае принимает экипаж. Если пассажир решает действовать самостоятельно, начинается паника, а паника на борту — это гибель, предостерегает Андрей Ситков. Кстати, в суеверия он не верит. Даже несчастливое число 13 ему приносит удачу. 13-го числа они с супругой поженились, живут в 13-й квартире… Чего тут бояться?
В целом же воздушный транспорт считается самым безопасным. После каждой посадки самолёт обслуживается техсоставом. Техники осматривают, проверяют системы, готовят самолёт к вылету. Но аэрофобам от этого не легче. Громким ЧП стала катастрофа в Шереметьево, где совершил аварийную посадку и загорелся самолёт «Сухой Суперджет-100».
— Страшно ли летать после таких случаев? Есть недоверие к каким-то самолётам?
— Самая распространённая причина катастроф — человеческий фактор, а значит, многое в полёте зависит от экипажа и конкретно от командира. Наша задача — сделать всё, чтобы самолёт удачно приземлился. Не забывайте, что лётчики тоже люди, у них тоже есть семьи, они тоже любят жизнь.

«Боинг! летает на высоте 10—11 тысяч метров над землёй

ГРЯДЁТ ДИНАСТИЯ

Старший сын нашего героя только окончил школу, планирует поступать в Краснодарское военно-лётное училище.
А младший пока только играет в самолётики. Возможно, скоро подрастёт целая династия лётчиков!

Яна НОВИКОВА
Фото из архива Андрея Ситкова

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архив записей