Гудбай, Америка?

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2019/07/1581_d1101.jpg

В одном из последних номеров «Северного рабочего» «по просьбам трудящихся» было опубликовано стихотворение Александра Ширшикова «Я в России живу». Его художественные достоинства обсуждать не буду, оставлю это занятие для литературных критиков. Хочу поговорить о содержании.

Напомню, лирический герой стихотворения  (в данном случае, полагаю, тождественный автору) задаёт то ли себе самому, то ли читателю вопрос, почему он живёт не в Америке и не в Европе. Америка при этом представляется средоточием всех мыслимых пороков: она меркантильная, жадная, эгоистичная, вороватая, пытается насильственно насаждать в мире демократию… Европе подобные обвинения не предъявляются (возможно, чтобы просто не повторяться), а негативный эффект достигается за счёт слов с уничижительным оттенком: города называются городишками, ухоженность — прилизанностью.
Воздав должное супостатам, автор сообщает непонятливым, что он живёт в России. О России, как и о любви, немало песен сложено, одна из самых известных — «Широка страна моя родная». Не мудрствуя лукаво, А. Ширшиков  пересказывает её содержание своими словами настолько близко к оригиналу, что у меня даже закралось подозрение: уж не пародия ли это?
Судите сами. В первоисточнике — «необъятной Родины своей», здесь — «просторы не меряны». «Много в ней лесов, полей и рек» — «Где такие леса, что не снились Америке, где поля, что в Европе вовек не сыскать». «С каждым днём всё радостнее жить… Где так вольно дышит человек» — «Где и радостно жить, и дышать хорошо». Совпадение? Не думаю.
Кстати, на заинтересовавший меня вопрос, почему автор упорно отказывается от проживания в развитых странах, ответа он так и не даёт. Позволю себе высказать наиболее очевидную версию: потому что нафиг он там никому не нужен. Нас на планете таких около шести миллиардов, кому посчастливилось (или не повезло — зависит от точки зрения) родиться в стране второго или третьего мира.
Наиболее отчаянные или отчаявшиеся, рискуя жизнью, плывут на утлых судёнышках через Средиземное море, лезут через стены на границе, чтобы изменить свою судьбу к лучшему. Остальные, подобно лисице из басни Лафонтена, не сумевшей дотянуться до ветки винограда, могут убеждать себя и окружающих, что не очень-то и хотелось.
Причём я охотно верю, что многие (возможно, даже большинство) этого действительно не хотят. Только в таком случае не надо изображать из себя героя, устоявшего перед великим искушением.

Я отнюдь не идеализирую США или Западную Европу: там хватает своих проблем и заморочек. Но обвинять их в том, что они все меряют счастье банковским счётом и заняты исключительно собой, может только человек, живущий в каком-то своём вымышленном мире.
В рейтинге стран по уровню благотворительности США, например, входят в первую тройку с 58 процентами, Россия же занимает почётное 112-е место. В списке крупнейших благотворительных фондов мира большинство американских и несколько европей-ских; российских — кто бы сомневался — нет ни одного, чего не скажешь о рейтинге самых больших яхт, где наши богатеи, напротив, занимают лидирующие позиции.
Это их миллиардеры ходят в джинсах и футболках, стоят в очереди в «Макдоналдсе», живут в домах, над которыми у нас посмеялся бы любой глава районной администрации,
и отдают большую часть своего состояния на разные благие цели. Это их министры летают в эконом-классе, а на работу добираются на велосипеде. Это их простые граждане готовы были усыновлять наших больных детей из сиротских приютов и тратить значительные средства на то, чтобы поставить их на ноги, пока патриотичные депутаты не решили, что детям лучше умереть в России, чем жить на чужбине (разумеется, речь не о собственных детях депутатов и чиновников).
В чём соглашусь с автором стихотворения, так это в том, что экспортировать демократию, тем более насильственными методами, бессмысленно: она плохо приживается на неподготовленной почве. Но какое моральное право мы имеем упрекать кого-то в этом, когда сами действуем подобными же методами — и в близких, и в очень далёких от нас странах? Только не демократию устанавливаем, а помогаем разным диктаторским (иногда в прямом смысле слова людоедским) режимам удержаться у власти.

Теперь о немереных просторах нашей родной страны. Лесов в России всего на 20% больше, чем в Северной Америке (США + Канада). А если посчитать, сколько миллионов гектаров ежегодно уничтожают лесные пожары и сколько отдано на безжалостную вырубку китайцам, то и это преимущество скоро будет утрачено.
Полей и других сельскохозяйственных земель в России, конечно, больше, чем в маленьких европейских странах. Другой вопрос, в каком они состоянии и с какой эффективностью обрабатываются. Вот даже не знаю, стоит ли гордиться тем, что «под рожь и пшеницу семь Бельгий распахано», если урожайность пшеницы в Бельгии почти в четыре раза выше, чем у нас?
Ну и, наконец, про радость жизни и лёгкое дыхание. Если жителям Челябинска, Красноярска, подмосковного Волоколамска, башкирского Сибая, из которого эвакуируют детей, десятков других городов и посёлков сказать, что им хорошо дышать, в то время как они криком кричат, что задыхаются от ядовитых испарений, — боюсь, можно схлопотать по физиономии. Это ещё в лучшем случае. А о радостной жизни и её перспективах можно судить по закупкам Рос-гвардии: в режиме нон-стоп она закупает шокеры, винтовки, автозаки, броневики и даже… ракеты. Очевидно, руководство страны понимает, что радость жизни скоро станет для граждан России просто непереносимой и они повалят на улицы от всей души благодарить власть. Только там их встретит не распахнутая душа Александра Ширшикова, а отряд бойцов с винтовками, водомётами и слезоточивым газом.
Вита БРЕВИС
Фото с сайтов 4.bp.blogspot.com и znak.com

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архив записей