MENU
9

14.05.2019 • Авторская колонка

Что общего у королей и нищих

Признаюсь, меня очень удивило письмо «Пусть жертва не будет напрасной», опубликованное в № 29 «Северного рабочего». Его автор, Анастасия, никак не может понять особого, трепетного отношения к хлебу. Я же, наоборот, как и большинство людей, убеждена, что хлеб — всему голова! Его ели и едят короли, олигархи и нищие, любители мясных шашлыков и стойкие вегетарианцы

С незапамятных времён хлеб — главное мерило благосостояния как целой страны, так и отдельного человека. Изобилие зерна в закромах всегда гарантировало процветание, достаток и сытость. Скромные запасы давали беднякам хоть какую-то надежду дотянуть до следующего урожая.
Не случайно хлебу приписывали особые, сакральные свойства. С ним связаны многие традиции, обычаи, ритуалы, уходящие корнями в глубокую древность. И сейчас дорогих гостей встречают хлебом и солью. А как порой весело и интересно проходят праздники урожая! А вот народных гуляний, посвящённых колбасе, шашлыкам и фастфуду, что-то не припомню.
Думаю, наши родители, бабушки и дедушки с малолетства были приучены почитать хлеб, а пережив военное лихолетье, особенно остро осознали его ценность и святость.
Мне на всю жизнь запомнилась сцена из старого кинофильма о блокаде Ленинграда. Дорога жизни, пронизывающий холод. «Хлеб, у меня же там хлеб!» — исступлённо кричит водитель, чудом выбравшийся из ушедшего под лёд грузовика. Ему бы радоваться, что сам-то хоть живой. Но в полном отчаяния и безысходности крике вся глубина трагедии Ленинграда: вместе с этим грузом ушли под лёд и чьи-то надежды на жизнь.
Моим родным не довелось познать ужасов блокады, но и на их долю сполна выпали лишения и голод. По словам деда-фронтовика, хлеба порой не хватало и на передовой, что уж говорить про военный Молотовск и голодные деревни!
Поэтому заплесневелую корку в помойном ведре я воспринимаю как величайшее кощунство. Но автор письма права: издеваться над собой, грызя со слезами на глазах засохший или заплесневелый «продукт переработки семян определённых растений», тоже не стоит. Кому нужен такой «подвиг»?! Может быть, проще не доводить хлеб до такого состояния?! Сухарики и гренки сами по себе хороши. Но из начинающего черстветь хлеба можно приготовить и множество других вкусняшек.
Но вообще-то я считаю, что трепетно и бережно нужно относиться не только к хлебу, но и к любой пище. И вопреки совету великого комбинатора Остапа Бендера, культ из еды всё-таки делать надо. Этот разумный культ не имеет ничего общего с чревоугодием, то есть бессмысленным обжорством.
Для атеистов еда не что иное, как биотопливо для нашего организма. Для верующих людей это дары, посланные нам свыше. А выбрасывать на помойку Божий дар — самое страшное кощунство.
Поэтому не стоит устраивать в холодильнике и в кладовых завалы, нужно правильно рассчитывать свои возможности и силы, приобретать и запасать ровно столько продуктов, сколько в состоянии употребить.
Но в чём-то я с Анастасией и согласна. Действительно, самая большая жестокость — выбрасывать мясо, приносить братьев наших меньших в бессмысленную жертву своему неуёмному аппетиту.
И тут невольно приходит на ум история из жизни легендарной Фаины Раневской. Однажды её бестолковая домработница умудрилась сварить курицу вместе с потрохами. Разумеется, есть такой «кулинарный шедевр» было невозможно. Пришлось выбросить. Казалось бы, пустяк, но Фаина Григорьевна очень сильно по этому поводу переживала, долго и сокрушённо вздыхала: «Но ведь для чего-то эта курица родилась!».
Анна ВАХРУШЕВА

Comments are closed.

« »