С оглядкой на старшего брата –

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2019/04/456_d1101.jpg

(Продолжение. Начало в «СР» от 15 марта) Корею называют Страной утренней свежести. Признаться, свежести не заметил. Уже в шесть утра от духоты, настоянной на густой зелени и разнотравье, людей спасали только мощные кондиционеры, бытующие, к слову, повсеместно — в отелях, офисах, магазинах, автобусах и такси. А уж ближе к полудню Тихий океан и палящее солнце для нас, европейцев, превращали город Йосу в гигантскую сауну.

Китай — живёт страна, вошедшая в мировую  историю творцом экономического чуда на Дальнем Востоке

Страна на восходе
Впрочем, более впечатлили совсем иные вещи, причём вне связи с местным климатом.
Я бы назвал Корею Страной на восходе, причём в буквальном смысле и в образном. Страна встречает солнце каждого нового дня планеты немногим позже Японии, а с доказательствами взошедшей корейской индустриальной мощи проблем нет.
Начну с того, что ближе. Морской нацией корейцы никогда не были. Тем удивительнее, что нынче они являются одними из законодателей мод в мировом кораблестроении. Подчеркну с сожалением: не Россия, имеющая выход к трём океанам, а Республика Корея…
Считается, судостроение здесь взяло начало в ХV веке, когда их адмирал Ли Сун Син обшил металлическими листами первый корейский военный корабль «Черепаха». Однако вплоть до конца ХХ века серьёзной индустриальной базы для современного судостроения не существовало. Только к началу семидесятых в Корее решились на тотальную модернизацию всей промышленности и наметили первые ориентиры по развитию судостроения.
Одновременно началось воздвижение верфи в Улсане. Решительно помог здесь контракт с греческим судовладельцем Георгом Ливаносом, который заказал корейцам два супертанкера дедвейтом (величиной, равной сумме масс переменных грузов судна) 220 тысяч тонн. С этого времени и началась новая, морская эра Южной Кореи, которая выдвинула судостроение на пятое место в экономическом сегменте страны.
Сегодня эту отрасль представляют уже около 300 верфей, тридцать из которых способны выпускать суда дедвейтом более 10 000 тонн. К 2005 году Южная Корея опередила по главным показателям Японию, сравнялась с Китаем и заявила о своём законном статусе мировой судостроительной державы.
Семь верфей Южной Кореи завоевали и удерживают передовые позиции до сегодняшнего дня. Это Hyundai Heavy Industry, Daewoo Shipbuilding&Marine Engineering, Samsung Heavy Industry, STX Shipbuilding&Offshore Engineering, Hundai Samho Heavy Industry, Hanjin Shipping.

Корейцы контролируют порядка 50% портфеля заказов мирового судостроительного рынка и успешно строят всему миру сотни (!) супертанкеров, гигантских балкеров, ролкеров, контейнеровозов и ещё с десяток типов специализированных судов.
Что говорят об этом феномене эксперты-экономисты? Успех достигнут за счёт высокого качества выпускаемой продукции, сдачи судов заказчику согласно контрактному плану, высокого профессионального уровня инженерно-технического состава и квалификации рабочих, культуры производства, постоянного роста производительности труда, высокой организации и постоянного внедрения инновационных технологий. И конечно, благодаря взаимному интересу в результатах работы как руководства страны, так и руководителей верфей…
Помнится, несколько лет назад приезжали корейцы на наш строящийся дальневосточный судостроительный комплекс «Звезда». Кажется, мы их тогда позвали, и вроде как намечалась грандиозная сделка, чтобы сдвинуть наконец буксующую «Звезду». Изучили корейцы тогдашнюю обстановку внимательно непосредственно на месте и от совместного проекта отказались. Настоящей причины такого оборота не знаю, но международная политика здесь точно оказалась ни при чём. Только слышал разговор, мол, не привыкли корейцы к русской привычке долго запрягать, к российским перекурам и к необязательности держать данное слово…

И так во всём!
Впрочем, преобразования коснулись не только судостроительной отрасли. О других отраслях экономики можно сказать: с широким спектром различных корейских товаров — от автомобилей и до бытовой техники — ныне имеет дело практически каждая российская семья. Своих, отечественных аналогов у России нет. А если вдруг таковые находятся, то качеством и ценой корейские товары бьют нашу продукцию за явным преимуществом.
Сегодня Корею справедливо называют компьютерной державой. Действительно, электроника здесь по максимуму на рабочих и общественных местах, в транспорте, в торговле и связи. Мобильники, айфоны, смартфоны, фото- и видеокамеры у всех, от мала до велика, и порой кажется, что портативные чудеса электроники стали органичной частью не только быта корейцев, а всего их бытия…
Так с чего вдруг этим поражающим воображение экономическим планам суждено было сбыться именно в Южной Корее? Социологи ставят это в заслугу национальным традициям народа и скрупулёзно перечисляют характерные особенности корейцев (кстати, как южных, так и северных): поразительные работоспособность и организованность, дисциплина, высокое нравственное и духовное состояние. Вот на этом, собственно, очень грамотно выстроили свою модель реформаторы азиатской страны.
К слову, ту же повсеместную компьютеризацию Южной Кореи можно назвать следствием здоровой экономики. Но разве такую мыслимо создать без здорового образа жизни? А в стране с этим культ. С демографией тоже всё в порядке, причём без всяких «президентских программ». С пенсионным обеспечением тоже. Есть, конечно, и проблемы, но не тем ужасающим числом и не в той катастрофической интерпретации, как у нас.
Масса спортивных сооружений и площадок. Корейцы на них до позднего вечера, в том числе люди зрелого возраста и даже преклонных лет. Молодёжь буквально помешана на физкультуре и спорте! Не потому ли маленькая Южная Корея составила конкуренцию огромной России на Олимпиаде?! Не потому ли среди корейских мужчин не встретил ни одного «на девятом месяце беременности» и теперь иных наших обрюзгших вояк и полицейских не просто стыдно, а тошно видеть?!
Не обнаружил и курящих корейцев, тем более кореянок. К слову, напомню: площадь выставки EXPO — 250 гектаров и на ней ежедневно от 85 до 250 тысяч гостей. И всего четыре (!) места, где позволялось затянуться сигаретой. А ещё абсолютно верный совет: если среди четверти миллиона гостей выставки хочешь отыскать россиян, смело отправляйся в одну из четырёх упомянутых «курилок» — непременно там они, дорогие наши соотечественники: самозабвенно травятся табачным дымом.
Конечно, я далёк от того, чтобы идеализировать южнокорейское общество: оно не-однородно, в том числе и по материальному достатку. Как и в любой стране капиталистической системы, здесь есть бедные и богатые. Однако разница между ними не режет глаз.

Волна сплошной компьютеризации захлестнула в Корее не только молодёжь, но...

Волна сплошной компьютеризации захлестнула в Корее не только молодёжь, но…

...и людей старшего поколения.

…и людей старшего поколения.

 

***
Истоки у корейского государства в глубокой древности, но сегодня Южная Корея — по-молодому энергичная страна, мировой лидер в электронике, судостроении и автомобильной индустрии.
Не мешало бы российской «державе», угробившей себя «перестройками» и «модернизациями», поучиться у корейцев трудолюбию и терпению, и уж точно не мешало бы позаимствовать их отношение к семье и детям. Собственно, из всего этого и складывается основа достойной жизни человека, его будущее. Если одним предложением: сотворив неустанным трудом экономическое чудо XX века, Южная Корея сегодня шагнула в новое столетие моложавой поступью.

«На той войне незнаменитой…»
Первое раннее государство — Корё — появилось на севере будущего Корейского полуострова в 918 году уже нашей эры. Дальнейшая история страны изобиловала нашествиями иноземцев: её попеременно завоевывали китайцы, монголы и японцы. Страна, тем не менее, не потеряла своего национального лица. Последняя, уже внутренняя, распря вспыхнула в 1950-м и переросла в войну с участием Китая, США и СССР. В 1953-м Корея разделилась на Северную и Южную по 38-й широте.
О той войне сегодня, пожалуй, можно сказать, как и о советско-финской, которую, напомню, поэт Александр Твардовский называл «незнаменитой»: трёхлетний вооружённый конфликт на Корейском полуострове, едва не дошедший до ядерной фазы, упоминается сегодня в учебниках более чем скромно. А ведь его можно рассматривать и как продолжение Второй мировой, и как состоявшуюся предтечу третьей…
Впоследствии при случае я расспрашивал корейских старцев: какой помнят они ту войну и что для них Россия? Оказалось, о России понятия очень скудные: вроде как есть на севере большая страна (даже больше, чем Китай), но что там за жизнь — неизвестно. А вот войну более чем шестидесятилетней давности корейцы хорошо запомнили. Главным образом потому, что раскромсала она их страну, народ и большинство семей надвое.
Впрочем, более чем крепко отпечаталась в национальной памяти корейцев и Вторая мировая, когда страну оккупировали японцы. Иначе и быть не могло — жертвы среди местного населения тогда исчислялись миллионами. И сохраняется недоброе отношение к Стране восходящего солнца и поныне. Однажды, возвращаясь в отель уже далеко за полночь, стал свидетелем всеобщего веселья и гулянья на улицах Йосу. Оказалось, так корейцы праздновали победу своей футбольной сборной над командой Японии. Ох, и живуча горькая память на крови! Как и в Китае…

Штрихи к портрету
Пять утра. Однако, по европейским ощущениям, уже душновато. Катимся на машине по гладям автомобильной развязки. Витееватые шоссейные полотна над и под нами, и все зиждутся на внушительных железобетонных опорах. Кругом цемент, металл, гравий, песок и асфальт. Только в самом низу каким-то чудом уцелевший клочок живой зелени. На нём согбенный кореец, пока не слишком жарко, орудует тяпкой на крохотном огородике — два на пять метров. К нему спешит с вёдрами на коромысле хрупкая девушка-подросток — видимо, нужно успеть ещё и полить грядки. А речки, озера, какого-либо ещё водоёма или колодца поблизости нам даже с верхней эстакады не видать. Ценят в Корее землю, выгадывают каждый удачливый час, чтобы поработать на ней.
Сделал однажды корейцам по этому поводу комплимент, а в ответ:
— Значит, вы ещё не видели китайцев…
Кстати, такого рода ссылку я потом слышал не раз. Для Южной Кореи Китай, оказывается, беспрекословный авторитет во многом. Как у старшего брата в сплочённой и много раз испытанной семье. Вообще, картинок и сценок, говорящих об этом, я подметил в Корее немало. Впоследствии, вспоминая их, понимал, что они тоже могут служить штрихами к общему портрету современной Южной Кореи.
Скажем, Йосу относительно невелик. Но к открытию EXPO его решили «модернизировать» современными отелями. А земля в Корее та ещё — дорогущая! Кто-то из частных владельцев решился-таки продать свой домик под снос, а кто-то воздержался. В итоге получилось то, что у нас в России принято называть «китайским Шанхаем»: и широкие асфальтированные автострады в городе есть, и узенькие переулочки, и пятизвёздочные отели, и тесно окружившие их частные домишки, причём без покатых крыш, поскольку на крышах устроены… дворики для просушки белья. И ещё сюда натаскана земля, чтобы возделывать с утра и до ночи всё те же огороды…

Южная Корея — многоконфессиональная страна. Католический храм в Йосу.

Южная Корея — многоконфессиональная страна. Католический храм в Йосу.

Азиатский Вавилон
И вот Инчон — главный аэропорт Сеула. Он в 20 километрах от столицы, и штырь её знаменитой высотной телебашни, как и скопления небоскрёбов, отсюда виден. Аэровокзал Инчона — один из азиатских Вавилонов, где каждый день в организованном столпотворении происходит парад народов. Здесь можно увидеть всех, но в основном, конечно, представителей Азии! Везде чисто, прохладно и не очень-то суетно.
Такая же картина и на взлётно-посадочных полосах: всё в слаженно организованном движении: взлёт — посадка, взлёт — посадка. Десятки самолётов, включая «Боинг-747» — самый узнаваемый в мире двухэтажный «горбатый» лайнер, — видеопиршество для знатоков и любителей авиации. А вообще-то, если честно, царство «Боингов»! Есть и наш трансконтинентальный Ил-96. Он, конечно, тоже хорош, но всё же редкость.
Аэропорт живёт повседневной жизнью — безостановочное, но упорядоченное движение в тоннелях, коридорах, на эскалаторах. Стендовая реклама, в том числе европейских и американских фирм, в корейском аэропорту яркая, но не крикливая — всё к месту. Как и символы национальных авиакомпаний — простенько, но со вкусом. И обязательно с легко узнаваемой символикой. Скажем, на хвостовых оперениях монгольских авиалайнеров непременно — голова стремительной степной лошади. Китайскую державу частенько называют Поднебесной. В той же стилистике и кофточки китайских стюардесс — цвета небесной лазури…
Вообще, корейских служащих можно сразу определить по строгому дресс-коду: чёрные брюки, строгая рубашка с короткими рукавами, иногда — короткий галстук. Вот только цвет разный — у дорожных полицейских голубой, у служащих аэропорта — бирюзовый, у водителей такси — кремовый… Есть и другие — сиреневый, лимонный, песочный, салатный, но их роднит то, что цветовая гамма не контрастная, а полна восточной нежности, какая запомнилась ещё в детстве на акварелях китай-ских книжек.
А вот полицейский патруль в сеульском аэропорту в чёрной униформе и при полной выкладке: с наручниками и короткоствольными автоматами. Но все ребята стройные, подтянутые, спортивные настолько, что нутром ощущаешь: уделают любого дебошира без всякого оружия — не киношным, а настоящим китайским кунг-фу.
***
Прошли в свой терминал. Заняли места в самолёте. Выкатились на полосу и надолго остановились. Смотрел на часы — пятьдесят минут жгли топливо, дожидаясь команды «Взлёт разрешаю». Когда пассажиры обеспокоенно запере-глядывались, командир экипажа объяснил по внутренней трансляции, мол, ждём, когда китайцы разрешат нам занять воздушный коридор… И здесь Китай рулит!
Наконец взлетели и пошли на запад. Высота — 7000 метров. С правого борта — тёмно-зелёная в лёгкой дымке самая закрытая, а потому и таинственная страна мира — КНДР. С левого — неоглядная ширь Жёлтого моря. Погода с ним нянчится, и оно спокойно, и цветом вовсе не жёлтое, а слегка подёрнутое зеленью голубое, с парой коротких белых царапин кильватерных следов. Минут через сорок впереди проявляются очертания берега, и по мере приближения они становятся более чётки-ми, будто иллюминатор, как объектив, наводит фокус. И вот уже плывёт в корму самолёта береговая линия и взору открывается потрясающий пейзаж: сколь хватает взгляда, огромное волнистое пространство суши, похожее на одеяло, сшитое из тысяч мелких, правильной формы лоскутков. Мне много довелось летать и в Европе, и в Азии, но ничего подобного не видел! Необъятные, из века в век, из года в год, из сезона в сезон земли, возделанные кропотливым трудом. Это Китай!
Олег ХИМАНЫЧ, морской историк
Фото автора

 

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Апрель 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив записей