Сказочный режиссёр

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2019/01/72.jpg

Сегодня, 16 января, юбилей у давнего друга нашей газеты — заслуженного работника культуры РФ Татьяны Павловны Герловиной. Основателю и бессменному руководителю народного театра «Автограф» Дворца молодёжи «Строитель» исполняется 70 лет. 42 творческих сезона играет театр на радость горожанам. Сколько было смешного и грустного, позитивного и трагического. Но никогда Татьяна Павловна не склоняла голову перед трудностями. Не устаю поражаться и энтузиазму самодеятельных актёров, которые за работу в спектаклях ничего не получают, кроме радости от творчества. При этом репетируют в вечернее время после основной работы.

«Летучий корабль» — спектакль, в котором занято больше всего актёров «Автографа». Является и одним из лидеров по посещаемости.

«Летучий корабль» — спектакль, в котором занято больше всего актёров «Автографа». Является и одним из лидеров по посещаемости.

Руководитель народного театра «Автограф» Татьяна Герловина отмечает юбилей

Три эпохи творчества
— Татьяна Павловна, с чего началась эпоха «Автографа»?
— «Автограф» начал свой творческий путь в 1977 году в 21-й школе, где я руководила детским театром. Первым показанным там спектаклем стали «Двенадцать месяцев». Но дети выросли, и мне не захотелось с ними расставаться.
В 1981 году «Автограф» перебрался во Дворец культуры «Строитель». Принять театр директора ДК Николая Денисенко уговорила начальник отдела культуры Раиса Скибин-ская. В 1984 году «Автограф» получил звание народного.
— Театр, по сути, застал три эпохи — советское время, лихие 90-е и относительно благополучные нулевые. С какими проблемами приходилось сталкиваться на каждом этапе?
— В советское время мы хорошо жили. Люди любили театр и часто ходили к нам. Мы по три спектакля в день играли — в 10, 12 и 14 часов. И залы битком. Даже стулья ставили. При том что раньше 507 мест было, а сейчас 279. А в 90-е годы по 30 человек стали приходить. Сегодня — в среднем около 200.
В 90-е была такая ситуация: что театр заработает, на то и жили. Никто денег нам не давал, и было очень тяжело. Нужны были средства на постановку спектаклей, художника, музыку, костюмы, декорации, зарплату. Да ещё и процент надо было отдать ДК. Много лет мы ходили в отпуск за свой счёт.
Я благодарна людям, которые нам помогали. Это частные фирмы. Вот одна, которая шила куртки, нам 100 тысяч заплатила за рекламу. А так — кто два рулона ткани даст, кто лестницу-стремянку, кто краски. Так и выжили.
Кто на словах, кто на деле
— А с идеологическим давлением, присущим недавнему советскому прошлому, не сталкивались? Ведь вы выпускали порой и остросоциальные спектакли. К примеру, «Поставьте мальчику «тройку»!».
— Об этом спектакле были дискуссии в вашей газете. Одни возмущались, что таких учителей не бывает, другие, наоборот, говорили, что спектакль правильный и своевременный. Чтобы что-то запрещали — такого не было, конечно. Помню, Раиса Абрамовна Скибинская пришла на сдачу этого спектакля. Спросили её мнение. И она сказала так:
«А меня никто не приглашал на сдачу, поэтому я ничего говорить не буду». Но Раиса Абрамовна, конечно, нас всегда по возможности поддерживала.
— От каких директоров ДК вы ощущали реальную поддержку?
— Кто-то помогал на словах, кто-то на деле. Николай Денисенко нас всегда спрашивал перед премьерой, надо ли чем-нибудь помочь. Места для работы всё больше нам выделял. А то ведь столько костюмов, декораций, реквизита.
Очень хорошо стало при директорстве Игоря Воронцова. Его поддержка неизменно ощущается все эти годы. Нам и ремонт сделали в помещении, где занимаемся, отдельную кухню и туалет оборудовали. Установили новые окна, пол, потолок, удобные шкафы во всю стену для костюмов и реквизита. Другое дело, что сцена всё время занята, так как идут киносеансы. Мы там практически и не репетируем. Хотя без этого трудно. Приходится всё в последний момент делать, утром перед премьерой спектакля.

На сцене — целые династии
— Сколько человек играло за эти годы в спектаклях?
— Пожалуй, что их количество приближается к тысяче. Кто-то недолго был, кто-то задерживался. Но в каждом сезоне образовывался костяк человек в 30. Вокруг них остальные сплачивались. Многие ребята связали свою дальнейшую жизнь с театром и кино. На сцену выходили целые актёрские династии: Ковальчуки, Павловы, Басовы, Семенец, Тишинины, Миселя, Кузьмины, Гинькины, Макиевские. Среди старожилов театра: Лилия Макиевская, Ольга Емельянова, Екатерина Зубарева, Михаил Миселя, Татьяна Михеева. Играл в «Автографе» и мой сын Евгений Мигдалович. Сейчас эстафету принял внук Артемий.
— Какого сказочного персонажа играло больше всего человек?
— Вот Буратино у нас уже девятый. Из-за того, что дети быстро вырастают, часто менялись Кай, Красная Шапочка, Золушка… Глядишь, за лето вымахали так, что и в костюмы прежние уже не влезают. Теперь вот наступила пора смены и Снежной королевы, которую у нас много лет играла Ольга Емельянова. Вместо неё корону примерила Александра Григорцевич.

Нет хорошего материала
— Сколько спектаклей в репертуаре «Автографа»?
— Больше 30 постановок, которые регулярно играем с разной периодичностью.
— Какой самый заслуженный?
— «Иван-царевич». С 1986 года мы его играем. В 1987-м поставили спектакль «Иван-дурак и черти», в 1988-м — «Иван-царевич и Серый Волк». А вот если посмотреть, какой спектакль чаще всего представляли на сцене, то это, конечно, «Буратино». Целых 132 раза видели его зрители. А самым многолюдным стал спектакль «Летучий корабль». Среди самых популярных также «Аленький цветочек», «Снежная королева», «Золушка», «Бременские музыканты».
— Наблюдаю такую тенденцию: вы раньше часто ставили спектакли взрослые, молодёжные. А в последние годы практически одни сказки.
— Материала хорошего не найти, к сожалению. Бывает, присмотришь пьесу. Вчитаешься — вроде бы и ничего, но у неё обязательно оказывается финал, что называется, «из-за уха». Есть пьесы современных авторов, но там с матом реплики зачастую встречаются, на этом чуть ли не сюжет построен. Ну нельзя ведь такое переносить на сцену. Ну а сказки я очень люблю, в них большая душа заложена, большой смысл. Другое дело, что и современных хороших сказок не найдёшь, всё тоже с какими-то вывертами.

Фото автора

***

Юбилейное торжество руководителя «Автографа» «Я живу всё время в сказке» состоится 19 января.
А коллектив издательского центра «Северный рабочий» от всей души поздравляет Татьяну Павловну!

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Январь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей