Сегодня, 16 января, юбилей у давнего друга нашей газеты — заслуженного работника культуры РФ Татьяны Павловны Герловиной. Основателю и бессменному руководителю народного театра «Автограф» Дворца молодёжи «Строитель» исполняется 70 лет. 42 творческих сезона играет театр на радость горожанам. Сколько было смешного и грустного, позитивного и трагического. Но никогда Татьяна Павловна не склоняла голову перед трудностями. Не устаю поражаться и энтузиазму самодеятельных актёров, которые за работу в спектаклях ничего не получают, кроме радости от творчества. При этом репетируют в вечернее время после основной работы.
Руководитель народного театра «Автограф» Татьяна Герловина отмечает юбилей
Три эпохи творчества
— Татьяна Павловна, с чего началась эпоха «Автографа»?
— «Автограф» начал свой творческий путь в 1977 году в 21-й школе, где я руководила детским театром. Первым показанным там спектаклем стали «Двенадцать месяцев». Но дети выросли, и мне не захотелось с ними расставаться.
В 1981 году «Автограф» перебрался во Дворец культуры «Строитель». Принять театр директора ДК Николая Денисенко уговорила начальник отдела культуры Раиса Скибин-ская. В 1984 году «Автограф» получил звание народного.
— Театр, по сути, застал три эпохи — советское время, лихие 90-е и относительно благополучные нулевые. С какими проблемами приходилось сталкиваться на каждом этапе?
— В советское время мы хорошо жили. Люди любили театр и часто ходили к нам. Мы по три спектакля в день играли — в 10, 12 и 14 часов. И залы битком. Даже стулья ставили. При том что раньше 507 мест было, а сейчас 279. А в 90-е годы по 30 человек стали приходить. Сегодня — в среднем около 200.
В 90-е была такая ситуация: что театр заработает, на то и жили. Никто денег нам не давал, и было очень тяжело. Нужны были средства на постановку спектаклей, художника, музыку, костюмы, декорации, зарплату. Да ещё и процент надо было отдать ДК. Много лет мы ходили в отпуск за свой счёт.
Я благодарна людям, которые нам помогали. Это частные фирмы. Вот одна, которая шила куртки, нам 100 тысяч заплатила за рекламу. А так — кто два рулона ткани даст, кто лестницу-стремянку, кто краски. Так и выжили.
Кто на словах, кто на деле
— А с идеологическим давлением, присущим недавнему советскому прошлому, не сталкивались? Ведь вы выпускали порой и остросоциальные спектакли. К примеру, «Поставьте мальчику «тройку»!».
— Об этом спектакле были дискуссии в вашей газете. Одни возмущались, что таких учителей не бывает, другие, наоборот, говорили, что спектакль правильный и своевременный. Чтобы что-то запрещали — такого не было, конечно. Помню, Раиса Абрамовна Скибинская пришла на сдачу этого спектакля. Спросили её мнение. И она сказала так:
«А меня никто не приглашал на сдачу, поэтому я ничего говорить не буду». Но Раиса Абрамовна, конечно, нас всегда по возможности поддерживала.
— От каких директоров ДК вы ощущали реальную поддержку?
— Кто-то помогал на словах, кто-то на деле. Николай Денисенко нас всегда спрашивал перед премьерой, надо ли чем-нибудь помочь. Места для работы всё больше нам выделял. А то ведь столько костюмов, декораций, реквизита.
Очень хорошо стало при директорстве Игоря Воронцова. Его поддержка неизменно ощущается все эти годы. Нам и ремонт сделали в помещении, где занимаемся, отдельную кухню и туалет оборудовали. Установили новые окна, пол, потолок, удобные шкафы во всю стену для костюмов и реквизита. Другое дело, что сцена всё время занята, так как идут киносеансы. Мы там практически и не репетируем. Хотя без этого трудно. Приходится всё в последний момент делать, утром перед премьерой спектакля.
На сцене — целые династии
— Сколько человек играло за эти годы в спектаклях?
— Пожалуй, что их количество приближается к тысяче. Кто-то недолго был, кто-то задерживался. Но в каждом сезоне образовывался костяк человек в 30. Вокруг них остальные сплачивались. Многие ребята связали свою дальнейшую жизнь с театром и кино. На сцену выходили целые актёрские династии: Ковальчуки, Павловы, Басовы, Семенец, Тишинины, Миселя, Кузьмины, Гинькины, Макиевские. Среди старожилов театра: Лилия Макиевская, Ольга Емельянова, Екатерина Зубарева, Михаил Миселя, Татьяна Михеева. Играл в «Автографе» и мой сын Евгений Мигдалович. Сейчас эстафету принял внук Артемий.
— Какого сказочного персонажа играло больше всего человек?
— Вот Буратино у нас уже девятый. Из-за того, что дети быстро вырастают, часто менялись Кай, Красная Шапочка, Золушка… Глядишь, за лето вымахали так, что и в костюмы прежние уже не влезают. Теперь вот наступила пора смены и Снежной королевы, которую у нас много лет играла Ольга Емельянова. Вместо неё корону примерила Александра Григорцевич.
Нет хорошего материала
— Сколько спектаклей в репертуаре «Автографа»?
— Больше 30 постановок, которые регулярно играем с разной периодичностью.
— Какой самый заслуженный?
— «Иван-царевич». С 1986 года мы его играем. В 1987-м поставили спектакль «Иван-дурак и черти», в 1988-м — «Иван-царевич и Серый Волк». А вот если посмотреть, какой спектакль чаще всего представляли на сцене, то это, конечно, «Буратино». Целых 132 раза видели его зрители. А самым многолюдным стал спектакль «Летучий корабль». Среди самых популярных также «Аленький цветочек», «Снежная королева», «Золушка», «Бременские музыканты».
— Наблюдаю такую тенденцию: вы раньше часто ставили спектакли взрослые, молодёжные. А в последние годы практически одни сказки.
— Материала хорошего не найти, к сожалению. Бывает, присмотришь пьесу. Вчитаешься — вроде бы и ничего, но у неё обязательно оказывается финал, что называется, «из-за уха». Есть пьесы современных авторов, но там с матом реплики зачастую встречаются, на этом чуть ли не сюжет построен. Ну нельзя ведь такое переносить на сцену. Ну а сказки я очень люблю, в них большая душа заложена, большой смысл. Другое дело, что и современных хороших сказок не найдёшь, всё тоже с какими-то вывертами.
Фото автора
***
Юбилейное торжество руководителя «Автографа» «Я живу всё время в сказке» состоится 19 января.
А коллектив издательского центра «Северный рабочий» от всей души поздравляет Татьяну Павловну!