«Банка сгущёнки» и миллион огней

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2018/12/174.jpg

Побережье Карского моря готовило нас к экстремальному минусу вкупе с сильным ветром. На удивление, с погодой повезло. Международный аэропорт Сабетта принял на ямальской земле борт с 200 журналистами из 23 стран — участниками первого циркумполярного медиаконгресса — дружелюбными минус девять.

Чем поражает крупнейшее в России производство сжиженного природного газа

Пионер Арктики
А вот порывы ветра никуда не делись: некоторые коллеги, увлёкшись съёмками, почти потеряли голову. Вернее, то, что на ней было.
Попасть в Сабетту — большая журналистская удача. Поезд сюда не идёт, а авиабилеты не купить в свободной продаже. К построенному здесь заводу «Ямал СПГ» приковано внимание не только в России, но и за рубежом. Это один из самых амбициозных проектов: ранее в высоких широтах не создавали ничего подобного.
Предприятие, аэропорт, самая северная в мире электростанция мощностью 384 мегаватт, закрытый вахтовый посёлок и морской порт — всё это появилось на месте бывшего поселения в сотню человек. Дороги и фундаменты проложены в вечной мерзлоте.
О том, что здесь было до этого, напоминает лишь бегущий за окном автобуса дикий песец.
На предприятии планируют запустить экспериментальную линию «Арктический каскад», которая может создать предпосылки для новой отрасли отечественной промышленности — производства технологических линий сжижения природного газа. И значительно повысить позиции России на международном газовом рынке. Пока это лишь перспективы. Но и нынешние реалии впечатляют. Мы увидели основные мощности завода, пришвартованный в порту танкер-газовоз «Кристоф де Маржери», год назад отгрузивший первую партию готового продукта — сжиженного газа. А также подготовку к приезду председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, запустившего после нашего визита третью очередь завода. Но главное — смогли понять, почему Сабетту называют планетой.

Путём метана
На часах 12.20 по Москве, 14.20 — по местному времени. За иллюминатором кромешная тьма. В разгаре полярная ночь, поэтому тысячи мерцающих огней на фоне глухого свинцово-багрового неба озаряют Сабетту мистическим ореолом. Отовсюду виден
130-метровый факел высокого давления. Будучи самым высоким на Ямале, он озаряет небо розовыми вспышками.
Аэропорт находится в десяти минутах езды от объекта. Ещё пятнадцать требуется для того, чтобы проследовать на автобусе по его территории. Перед глазами проносится целая вселенная: бесконечные агрегаты в мерцающих огнях, масштабные установки, трубопроводы… А вот снимать, сетуя на требования безопасности, запрещают. Готовят к обзорной площадке.
Завод стро-ился по технологии блочно-модульного типа: готовые конструкции, как лего, ставили на фундамент и соединяли между собой. Действуют три технологические линии, каждая мощностью 5,5 млн тонн продукта в год. Первая запущена в 2017 году, ещё две — в этом. И двигаясь на автобусе, мы проходим тот путь, что и природный газ из скважин Южно-Тамбейского месторождения.

Стойкий минус
Наш проводник в мир предприятия — представитель строительного отдела Павел. Он объясняет назначение зон, рассказывает, как метан очищается от конденсата и примесей, поступает на переработку и дальнейшее охлаждение в три больших модуля с криогенными теплообменниками.
При этой процедуре природный газ уменьшается в объёме в 600 раз и превращается в жидкость вдвое меньше воды по плотности. В таком виде его удобно транспортировать. Танкеры везут продукт на рынки стран Азиатско-Тихоокеан-ского региона и Европы. И делать это через Северный морской путь быстрее, чем через Суэцкий канал.
Для налива СПГ в танкер
в порту построено два причала с пятью специальными рукавами. До этого момента сжиженный метан хранится в четырёх 54-метровых резервуарах. Ёмкость каждого — 160 тысяч куб. м. Наружная оболочка сделана из железобетона, внутри — колба из хрома и никелевой стали, стойкая к температурам до минус 160оС. Резервуар № 4 весело разрисован под банку излюбленного лакомства. «Банка сгущённого. Газа», — шутят журналисты. И щёлкают не переставая самый приметный объект «Ямал СПГ».

Сухой закон
Перемещаться по территории на колёсах предписано не только нам, но и местным обитателям. Скорость машины — не выше 40 км/час. До вахтового посёлка Сабетта, где нас ждёт обед, из порта рукой подать.
Как таковых улиц здесь нет — лишь разноцветные общежития с номерами, спортзал, отделение полиции и пожарная часть. Отсутствуют домашние животные, а все лестницы оборудованы перилами — чтобы вас ветром не снесло. Вахта длится 30—45 дней.
Развлечениями суровый мужской быт, прямо скажем, небогат. Он не предполагает женщин, расхлябанного графика, курения где попало (только в строго отведённых местах) и алкоголя. Говорят, в местной церкви даже не причащают кагором. А если у кого из работников в аэропорту обнаружат припрятанную «заготовку», выписывают большой штраф. За более серьёзное нарушение могут и домой вернуть.
Зарплаты, как уверяет наш проводник, у рабочих немалые — в среднем порядка ста тысяч рублей в зависимости от специальности. А они здесь самые разные: механизаторы, водители, крановщики, сварщики, монтажники, маляры…
В пиковые моменты стройки здесь находилось до 34 тысяч человек. Сейчас — порядка 14 тысяч. И многие из Архангельской области. А в целом — со всей страны и даже мира.

Рельсы — в порт
Конечно, увиденное впечатляет. Изолированная от большой земли территория напоминает целое государство, живущее по своим законам. Его успех — в выгодном географическом расположении. Низкие температуры повышают производительность и экономический эффект на каждую каплю СПГ. А само месторождение, на котором построен завод, находится близко к берегу.
Удивительно, что «Ямал СПГ» — не государственная,
а частная инициатива компании «Новатэк» с участием зарубежных партнёров из Франции и Китая и поддержанная налоговыми льготами. Она, тем не менее, сработала и на государственный проект. На Северном морском пути появился новый порт, которому завод сулит большое будущее. А недавно гиганты «Газпром» и РЖД подписали меморандум о разработке проекта железной дороги к порту. Её присутствие сделает возможным разработку здесь и рудных месторождений. Вот такая экономическая цепочка.

Фото автора

Типичный пейзаж закрытого вахтового посёлка Сабетта.

Типичный пейзаж закрытого вахтового посёлка Сабетта.

***

«Новатэк» приступил к строительству 4-й линии завода «Ямал СПГ» мощностью 900 тыс. тонн
в год. На ней будет использована инновационная российская технология сжижения газа, эффективная в условиях Арктики. Оборудование изготовят отечественные предприятия.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей