Молодое лицо Фемиды

Мы продолжаем цикл публикаций, посвящённых 80-летнему юбилею Северодвинского городского суда. Состав судей здесь за последние два года значительно обновился и омолодился. Из ветеранов в строю осталась, пожалуй, только Любовь Буторина. Да, наверное, ещё заместитель председателя суда по гражданским делам Иван Звягин. Средний возраст судей сегодня — 30—35 лет. Итак, знакомьтесь с нашими сегодняшними героями. Это Дарья ПОПОВА, Иван ДРУЖИНИН и Лариса МЕРКУЛОВА. Молодые, общительные, доброжелательные.

5

Иван ДРУЖИНИН — судья граждан-ской коллегии. Родился в Архангельске. Окончил ПГУ им. М.В. Ломоносова (ныне САФУ). Работал в Росреестре начальником отдела. Сдал экзамен на судью, поскольку его пригласили на работу в Северодвинский городской суд.

4

Дарья ПОПОВА — судья по рассмотрению административных дел. Родилась в Архангельске. С красным дипломом окончила юридический факультет ПГУ им. М.В. Ломоносова (ныне САФУ). Работала в Архангельском областном суде. До назначения в Северодвинский городской суд была начальником отдела президиума.

Лариса МЕРКУЛОВА — судья уголовной коллегии. Родилась в Новодвинске. Окончила колледж экономики, права и менеджмента в Архангельске. Затем — Институт права и предпринимательства при АЛТИ (ныне САФУ). На втором курсе, находясь на практике, поступила на работу в Ломоносовский районный суд. Работала секретарём судебного заседания, помощником судьи. С 2013 по 2017-й — помощником судьи в Архангельском областном суде.

Лариса МЕРКУЛОВА — судья уголовной коллегии. Родилась в Новодвинске. Окончила колледж экономики, права и менеджмента в Архангельске. Затем — Институт права и предпринимательства при АЛТИ (ныне САФУ). На втором курсе, находясь на практике, поступила на работу в Ломоносовский районный суд. Работала секретарём судебного заседания, помощником судьи. С 2013 по 2017-й — помощником судьи в Архангельском областном суде.

Профессия сложная, но важная
— Скажем честно, судья — профессия неблагодарная. Как вас угораздило оказаться на этой стезе?
Дарья Попова (далее — Д.П.). Я ещё с детства видела себя юристом. В суде проходила практику во время учёбы. Сразу после университета стала работать в Архангельском областном суде. Поняла, что мне это нравится. Хотя и большая ответственность. До судейской профессии надо дорасти. Даже с жизненной точки зрения. Несмотря на то, что у меня уголовно-правовая специализация, получилось так, что я пошла на рассмотрение гражданских дел. Никогда не думала, что окажусь в Северодвинском городском суде, но на самом деле это даже очень хорошо. Здесь ты никого не знаешь из участников процессов, можно спокойно зайти в кафе перекусить.
Иван Дружинин (И.Д.). Профессия судьи сложная, но и очень важная. Мне всегда хотелось сделать что-то важное, что-то нужное людям, поэтому я и нашёл себя в этом деле. Кто-то ведь всё равно должен этим заниматься.
Лариса Меркулова (Л.М.). Ещё в школе меня увлекала юридическая наука. Поэтому поступала уже осознанно, хотя первый раз в институт и не прошла. Поскольку в суде работала на практике, там и осталась. Смотрела, как судьи работают, училась, пока сама не загорелась этой профессией.

Специфика города
— Вы специализируетесь на конкретных категориях дел?
Д.П. Раньше рассматривала гражданские дела. Такие как наследование, сделки, жильё, земля. Не так давно меня перевели в уголовную коллегию. Сейчас рассматриваю дела об административных правонарушениях. Это побои, ДТП, проблемы со стоками на крупных предприятиях города. Северодвинск — город специфический, люди интересные.
И.Д. Как правило, рассматриваю земельные и наследственные споры.
Л.М. Рассматриваю самые разные уголовные дела: убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, кражи, незаконный оборот наркотиков. Также я одна из двух судей нашего суда, кто специализируется на рассмотрении дел с участием присяжных.
Требуется особый подход
— Приходилось ли вам сталкиваться с негативным отношением со стороны участников судебного процесса?
Д.П. Конечно. В процессе всегда есть сторона, которая недовольна решением. А бывает так, что даже обе. Несмотря на то, что заявленный иск удовлетворяешь в полном объёме. Это, как правило, люди пенсионного возраста. Бывает, что по полчаса разъясняешь им права, а они потом говорят, что не слышали ничего или не поняли. К ним требуется особый подход. Стараюсь сглаживать возможные конфликты, объяснять максимально доступно, чтобы не было потом жалоб. Иногда доходит до того, что люди начинают выяснять отношения, вываливая грязное бельё. Но в основном на процесс приходят понимающие граждане.
И.Д. Нет, в моей практике не было такого. Но я и работаю судьёй всего год. Стороны, правда, приходилось успокаивать в ходе процесса от излишних эмоций.
Л.М. Бывало, что обзывали. Когда ещё помощником была, ходила в СИЗО знакомиться с материалами. Так там угрожали вплоть до того, что я могу в один прекрасный день не дойти до дома. По моим наблюдениям, северодвинцы отличаются от жителей Архангельска с точки зрения вседозволенности.

Недовольные есть всегда
— Доверяют ли сегодня люди суду?
Д.П. Мнение, что все кругом взяточники и коррупционеры, рука руку моет, имеет место быть. Но лично я слышала такое: «Спасибо за то, что разрешили сложную ситуацию». Думаю, уровень правосознания у людей повышается, и суду начинают доверять. Ещё наблюдение: раньше люди по самым незначительным поводам обращались в суд, а теперь чаще стараются разрешить спор в досудебном порядке.
И.Д. Хотелось бы думать, что доверяют. Суд зачастую является единственным возможным способом разрешения конфликтных ситуаций, которые возникают у граждан. По сути, это последняя инстанция, куда можно обратиться за восстановлением своих нарушенных прав.
Л.М. Думаю, что по 50% доверяющих и недоверяющих. Недовольные всегда есть среди тех, кому отказывают. Или тех, кого признаёшь виновным и назначаешь наказание.
Закончить миром
— Я правильно понимаю, что одна из главных задач судьи гражданской коллегии в том, чтобы стороны заключили мировое соглашение? В свою очередь, судья уголовной коллегии должен максимально взвешивать все смягчающие и отягчающие обстоятельства при вынесении приговора и назначении наказания?
Д.П. Конечно, очень хочется, чтобы так происходило. И на этом я делаю акцент, когда разъясняю права. Но, к сожалению, не во всех спорах это возможно. Зачастую люди оказываются в суде, когда исчерпали те или иные способы решить проблему. Тем не менее мировыми соглашениями дела, которые я рассматривала, нередко заканчивались.
И.Д. Наверное, это самая главная задача. Другое дело, что когда стороны приходят в суд, они очень редко идут на мировое соглашение. Но скажу, что в моей практике удавалось мирить стороны. Большое значение играет категория рассматриваемого дела. Например, в семейных спорах при разделе имущества, определении порядка общения с ребёнком можно достичь соглашения. А в земельных спорах на мировую крайне редко идут.
Л.М. Правильно. Назначенное наказание должно быть максимально объективным. В идеале, чтобы даже подсудимый остался доволен.

Справедливость и смирение
— Какие качества должны отличать хорошего судью?
Д.П. Нужно быть личностью, которая принимает решение строго в рамках закона. Если гражданин будет это чувствовать в тебе, не будет попыток затягивать процесс, попыток манипуляций. Этичность. Если ты с людьми по-человечески, без подковырок и неудобных вопросов, то и процесс, в принципе, идёт легко и гладко. Даже если ты отказываешь в удовлетворении требований.
И.Д. Спокойствие, уравновешенность и терпимость к людям. Показывать свои эмоции мы не можем. Хотя в процессах, бывает, очень хочется и голос повысить. Но это недопустимо с точки зрения судейской этики, поэтому приходится терпеть и в корректной форме направлять стороны в нужное русло. С точки зрения семейных отношений — смирение. Ведь очень много времени проводишь на работе.
Л.М. Справедливость прежде всего. Гибкость в общении, коммуникабельность, потому что все стороны процесса пытаются гнуть свою линию. В том числе адвокаты и прокуроры.

(Продолжение следует)

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архив записей