MENU
На пинежских хлебинах эмоций, как и яств, не жалели. На пинежских хлебинах эмоций, как и яств, не жалели.

02.11.2018 • Культура

Пей, гуляй, молодых поздравляй!

А на Северной Двине свадебку сыграли! Да пригласили на неё гостей из всех землячеств и диаспор, представленных в Северодвинске. Именно эта хлопотно-приятная тема объединила их на нынешнем, уже седьмом по счёту, фестивале «Во поморской стороне живём»

У каждого народа России — своя неповторимая свадьба

— Наш город — многонациональный, и все здесь живут в мире, дружбе и согласии. Самое приятное, что люди хотят делиться с другими всем тем, что сохранилось у их предков и передаётся из поколения в поколение, — отметила зам. главы города по социальным вопросам Ирина Сахарова.

Форум развернулся на площадках ЦКиОМ. Здесь царила добрая и душевная атмосфера, однако времени, чтобы пройти все площадки, не хватало. Хотелось и в мастер-классах поучаствовать, и программу посмотреть — узнать о предсвадебной вечёрке, сватовстве, девичнике, свадьбе и гуляньях второго дня. Увидеть костюмы разных культур, научиться национальным танцам, посчитать приданое ненецкой невесты, а кое-где и «гарбуза получить»!
— Казачка отказывает жениху очень просто, — рассказывает председатель совета стариков Северодвинского казачьего общества Николай Чесноков. — Приходит к ней молодой человек, вручает свой головной убор, и если этот жених ей не нравится, она ему даёт гарбуз (тыкву). А тому, кого встречают с хлебом-солью, быть женихом!
Одной из заметных была площадка Пинежского землячества. Ещё в прошлом году родилась идея показать, как в родных краях проводили хлебины — второй день свадьбы, когда молодые и родители жениха приезжали в дом невесты.
— Должно быть не меньше семи перемен отдельных блюд, — рассказывает руководитель Пинежского землячества в Северодвинске Алевтина Бебенина. — На столе обязательно присутствовали рыба, картошка, грибы, капуста, в конце обычно подавали кашу. Со свадьбы никто не уходил трезвым.
У евреев церемония бракосочетания проходит под хупой — тентом, символизирующим дом и надёжность.
— Под неё заходит сначала невеста, потом жених. Происходит большой обряд освящения жилища. Совершается договор между супругами: они дают обязательство быть верными друг другу. А после этого проводится особый ритуал, разбивается бокал или чашка, — рассказывает член Еврейской общины Северодвинска Михаил Симкин.
Ненецкая свадьба называется тюнтава. Прежде чем жених увезёт невесту на особом свадебном поезде за сотни километров в другое стойбище, ведутся долгие переговоры.
— Сваты приезжают в дом невесты на оленьих упряжках. Обсуждают калым: сватам вручают палочку, на которой ставятся метки, сколько выкупа родители требуют за невесту: это могут быть и олени, и шкуры пушных зверей, и домашняя утварь, — поясняет член Северодвинского филиала ненецкого землячества «Тосавэй» Людмила Инчевская.
Инсценировку всех этих обрядов зрители фестиваля впервые смогли увидеть на сцене! Один из организаторов Лариса Баландина рассказала, что сама узнала много нового в процессе подготовки. Порадовало, что в знакомых коллективах появились молодые лица. Ведь главной идеей фестиваля было не просто рассказать о традициях, но и заставить задуматься.
— Сейчас свадьбы проводят на западный манер: надевают одинаковые платья, заказывают ведущих. Но это не наши традиции, а сохранять и передавать дальше нужно именно их, — уверена Алевтина Бебенина.
Фото автора

4

Богатая невеста
Особенностью наряда девушки-повязочницы (то есть в богатой парчовой повязке, а не в косынке), которым богатая пинежанка завлекала женихов, были аловицы.
Три шёлковых алых платка, прикрывающих грудь и плечи особым способом, показывали, что девушка созрела для замужества. Сшил такой костюм для землячества модельер Николай Терюхин. Тоже, кстати, пинежанин.

Comments are closed.

« »