MENU

1266_d1099-m

31.10.2018 • Авторская колонка

Сохранить поморскую историю

В музее-парке поморского быта бережно хранят свидетельства исторического наследия. Какими промыслами занимались жители Яреньги? Откуда у них мезенские прялки? Какие ещё сокровища экспонируются и каких трудов стоило создать музей? Ответы узнаем у директора Дома культуры деревни Яреньга Александры СЕРУХИНОЙ.

В деревне Яреньга не дают пропасть предметам старины

С миру по нитке

— Александра Леонтьевна, как начиналось создание музея?
— Год назад, когда я пришла работать в Дом культуры, здесь были голые стены. Поэтому сначала мы всё отремонтировали и покрасили. Первое время местные жители не очень охотно несли экспонаты, не доверяли, а потом начали звать к себе. Сначала оформили две экспозиции. Официально открываться планировали только в этом году, но в августе 2017 года к нам приехали представители Поморского землячества из Москвы, подключились СМИ, и мы открылись раньше.
— Большая ли у вас коллекция?
— У нас уже много предметов, но они ещё не систематизированы, не поставлены на учёт. Собирали мы их в заброшенных домах Яреньги, Лопшеньги и Пертоминска, на местных свалках. Что-то присылали знакомые из Луды. Теперь люди сами приносят в музей экспонаты. У нас есть специальное хранилище.
— Кто помогал вам обустраивать экспозиции?
— Большую помощь нам оказала Ольга Михайловна Гуляева. Почти все предметы перемыты, почищены и даже где-то отремонтированы её руками. Помогали и кочегары: даже зимой во время вахты пилили и строгали прямо в помещении, потому что на улице мешал снег. Спонсорами выступили рыболовецкий колхоз «Заря», ныне — «Рыболовецкий колхоз им. М.И. Калинина», Дмитрий Николаевич Пименов, Андрей Анатольевич Заика и Пертоминское МО в лице Сергея Николаевича Лешукова. Также помощь оказали сотрудники уемского «Музея народных промыслов и ремёсел Приморья», главный хранитель — Екатерина Петровна Макарова. А я ходила по архангельским музеям, узнавала названия предметов, ведь литературы на эту тему мало. Смотрела, как их расставить по времени и принадлежности к определённой сфере поморской жизни.

1287_d1099-m

Экспонаты музея поморского быта деревни Яреньга.

1283_d1099-m

Экспозиция под открытым небом.

Бесценные реликвии

— Какой экспонат самый старый в вашей коллекции?
— Вот останки наконечников копий. Я смотрела по книгам — они датируются первым тысячелетием нашей эры. Их принесли недавно, в марте: нашли, когда копали столбы на берегу моря. Есть прялка образца 1840 года, украшенная северной росписью. Вот, например, светец — приспособление для укрепления горящей лучины, собранное из трёх частей.
— А чем раньше занимались яреньжане?
— Занимались зверобойным промыслом, об этом у нас очень богатый материал. Также по документам указывается и сельское хозяйство. Находились и две варницы. Одна располагалась у озера Солёного, там был варничный ручей. Есть ещё канал в море, который зарос травой, и, возможно, в озере вода была солёная из-за морской. В Пертоминске, например, монахи копали подобные каналы.
— Какую рыбу здесь добывали?
— По побережью было 29 семужьих тонь. Вот почему на эти земли претендовали Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри. Кстати, в 1624 году наш Яреньгский погост присоединили к Соловецкому монастырю.

Есть что посмотреть

— В августе открылась экспозиция, на которой можно увидеть атрибуты поморского промыслового быта. Расскажите о некоторых.
— Самый старый экспонат — зверобойная лодка 1658 года. Есть сельдяной карбас, нам его передал колхоз. Шил его Андрей Фёдорович Пирожников. У нас в деревне многие это делали, чертежей они не составляли, а шили по своему уму. И своих детей тогда учили по принципу: хочешь знать — смотри. Иногда получался качкой, как у нас говорили. Использовали ель, сшивали сосной, без гвоздей. Клещами, струбцинами зажимали доски. Применяли свёрла с небольшой лопаткой на конце, чтобы не тревожить дерево.
— Есть ли традиции, связанные с рыбным промыслом?
— У кого были большие судна, те делали их макет и относили в церковь, чтобы Бог охранял в море. Тщательно следили за вёслами: старые не бросали, а ломали о колено, чтобы никто их не подобрал и не использовал. И на тони не принято было чужих приглашать. Говорили, рыба перестанет ловиться. Везде были свои пригонохи — предрассудки, суеверия. Раньше ставили сети вдвоём, сейчас по одному, а затаскивать карбас на берег и сталкивать его в воду очень тяжело. Поэтому использовали ворот.
— Каков был срок службы у карбаса?
— Говорили, что карбас живёт 30 вод. Под этим подразумевали период весна — осень. Срок службы зависел от того, что перевозили. Например, из-за тюленьего сала дерево медленнее гнило.

Натуральное хозяйство

— Расскажите о быте промысловиков.
— Спали в карбасах обычно по двое: мужчина и помощник-мальчишка. Укрывались парусом. Когда ещё не было железных листов, брали с собой глину и на ней разводили огонь. Из продовольствия — сушёная рыба — сушик, сухари и сушёные ягоды от цинги.
— Яреньжане продавали свою добычу жителям Пертоминска и Лопшеньги или отправляли в крупные города?
— Рыбу обменивали, например, на мезенские прялки, которые у нас представлены в музее. Летом её перевозили на шхунах, шкерах, а зимой — на санях. Жители Лопшеньги ругались про яреньжан: барбосы умеют только рюжи (рыболовные снасти. — Прим. ред.) вязать, а как за мочком (подкисшая рыба, в которую макали хлеб. — Прим. ред.) так едут в Лопшеньгу, а за рожью — в Луду.
— Какие планы у музея?
— Хотелось бы оставить после себя больше, чтобы все экспонаты были учтены и находились в Яреньге, потому что неизвестно, кто придёт после тебя. Разные люди бывают.

Александра СЕРУХИНА:

1278_d1099-m

— Думали мы о раскопках на месте сгоревшей Зосимо-Савватиевской церкви. Под церковью было много подвалов, где хранились документы. Но согласование с тем же Соловецким монастырём очень долгий процесс.
Зосимо-Савватиевская церковь появилась раньше лопшеньгской и была гораздо богаче за счёт мощей святых Иоанна и Лонгина Яреньгских, которым приезжали поклониться купцы.
Сам Дмитрий Пожарский жертвовал приходу деньги. Если бы не пожар, то, может быть, всё сохранилось бы.
Владислав КОРЕЛИН
Фото автора. Лодка зверобойная.

Comments are closed.

« »