В музее-парке поморского быта бережно хранят свидетельства исторического наследия. Какими промыслами занимались жители Яреньги? Откуда у них мезенские прялки? Какие ещё сокровища экспонируются и каких трудов стоило создать музей? Ответы узнаем у директора Дома культуры деревни Яреньга Александры СЕРУХИНОЙ.
В деревне Яреньга не дают пропасть предметам старины
С миру по нитке
— Александра Леонтьевна, как начиналось создание музея?
— Год назад, когда я пришла работать в Дом культуры, здесь были голые стены. Поэтому сначала мы всё отремонтировали и покрасили. Первое время местные жители не очень охотно несли экспонаты, не доверяли, а потом начали звать к себе. Сначала оформили две экспозиции. Официально открываться планировали только в этом году, но в августе 2017 года к нам приехали представители Поморского землячества из Москвы, подключились СМИ, и мы открылись раньше.
— Большая ли у вас коллекция?
— У нас уже много предметов, но они ещё не систематизированы, не поставлены на учёт. Собирали мы их в заброшенных домах Яреньги, Лопшеньги и Пертоминска, на местных свалках. Что-то присылали знакомые из Луды. Теперь люди сами приносят в музей экспонаты. У нас есть специальное хранилище.
— Кто помогал вам обустраивать экспозиции?
— Большую помощь нам оказала Ольга Михайловна Гуляева. Почти все предметы перемыты, почищены и даже где-то отремонтированы её руками. Помогали и кочегары: даже зимой во время вахты пилили и строгали прямо в помещении, потому что на улице мешал снег. Спонсорами выступили рыболовецкий колхоз «Заря», ныне — «Рыболовецкий колхоз им. М.И. Калинина», Дмитрий Николаевич Пименов, Андрей Анатольевич Заика и Пертоминское МО в лице Сергея Николаевича Лешукова. Также помощь оказали сотрудники уемского «Музея народных промыслов и ремёсел Приморья», главный хранитель — Екатерина Петровна Макарова. А я ходила по архангельским музеям, узнавала названия предметов, ведь литературы на эту тему мало. Смотрела, как их расставить по времени и принадлежности к определённой сфере поморской жизни.
Экспонаты музея поморского быта деревни Яреньга.
Экспозиция под открытым небом.
Бесценные реликвии
— Какой экспонат самый старый в вашей коллекции?
— Вот останки наконечников копий. Я смотрела по книгам — они датируются первым тысячелетием нашей эры. Их принесли недавно, в марте: нашли, когда копали столбы на берегу моря. Есть прялка образца 1840 года, украшенная северной росписью. Вот, например, светец — приспособление для укрепления горящей лучины, собранное из трёх частей.
— А чем раньше занимались яреньжане?
— Занимались зверобойным промыслом, об этом у нас очень богатый материал. Также по документам указывается и сельское хозяйство. Находились и две варницы. Одна располагалась у озера Солёного, там был варничный ручей. Есть ещё канал в море, который зарос травой, и, возможно, в озере вода была солёная из-за морской. В Пертоминске, например, монахи копали подобные каналы.
— Какую рыбу здесь добывали?
— По побережью было 29 семужьих тонь. Вот почему на эти земли претендовали Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри. Кстати, в 1624 году наш Яреньгский погост присоединили к Соловецкому монастырю.
Есть что посмотреть
— В августе открылась экспозиция, на которой можно увидеть атрибуты поморского промыслового быта. Расскажите о некоторых.
— Самый старый экспонат — зверобойная лодка 1658 года. Есть сельдяной карбас, нам его передал колхоз. Шил его Андрей Фёдорович Пирожников. У нас в деревне многие это делали, чертежей они не составляли, а шили по своему уму. И своих детей тогда учили по принципу: хочешь знать — смотри. Иногда получался качкой, как у нас говорили. Использовали ель, сшивали сосной, без гвоздей. Клещами, струбцинами зажимали доски. Применяли свёрла с небольшой лопаткой на конце, чтобы не тревожить дерево.
— Есть ли традиции, связанные с рыбным промыслом?
— У кого были большие судна, те делали их макет и относили в церковь, чтобы Бог охранял в море. Тщательно следили за вёслами: старые не бросали, а ломали о колено, чтобы никто их не подобрал и не использовал. И на тони не принято было чужих приглашать. Говорили, рыба перестанет ловиться. Везде были свои пригонохи — предрассудки, суеверия. Раньше ставили сети вдвоём, сейчас по одному, а затаскивать карбас на берег и сталкивать его в воду очень тяжело. Поэтому использовали ворот.
— Каков был срок службы у карбаса?
— Говорили, что карбас живёт 30 вод. Под этим подразумевали период весна — осень. Срок службы зависел от того, что перевозили. Например, из-за тюленьего сала дерево медленнее гнило.
Натуральное хозяйство
— Расскажите о быте промысловиков.
— Спали в карбасах обычно по двое: мужчина и помощник-мальчишка. Укрывались парусом. Когда ещё не было железных листов, брали с собой глину и на ней разводили огонь. Из продовольствия — сушёная рыба — сушик, сухари и сушёные ягоды от цинги.
— Яреньжане продавали свою добычу жителям Пертоминска и Лопшеньги или отправляли в крупные города?
— Рыбу обменивали, например, на мезенские прялки, которые у нас представлены в музее. Летом её перевозили на шхунах, шкерах, а зимой — на санях. Жители Лопшеньги ругались про яреньжан: барбосы умеют только рюжи (рыболовные снасти. — Прим. ред.) вязать, а как за мочком (подкисшая рыба, в которую макали хлеб. — Прим. ред.) так едут в Лопшеньгу, а за рожью — в Луду.
— Какие планы у музея?
— Хотелось бы оставить после себя больше, чтобы все экспонаты были учтены и находились в Яреньге, потому что неизвестно, кто придёт после тебя. Разные люди бывают.
Александра СЕРУХИНА:
— Думали мы о раскопках на месте сгоревшей Зосимо-Савватиевской церкви. Под церковью было много подвалов, где хранились документы. Но согласование с тем же Соловецким монастырём очень долгий процесс.
Зосимо-Савватиевская церковь появилась раньше лопшеньгской и была гораздо богаче за счёт мощей святых Иоанна и Лонгина Яреньгских, которым приезжали поклониться купцы.
Сам Дмитрий Пожарский жертвовал приходу деньги. Если бы не пожар, то, может быть, всё сохранилось бы.
Владислав КОРЕЛИН
Фото автора. Лодка зверобойная.