Лица большой страны

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2018/09/151_d1099-m.jpg

Они называют себя бандой. Бандой из 1692 человек. Именно столько волонтёров работало на чемпионате мира по футболу в Санкт-Петербурге. Многие любят сравнивать их с пионерами, подразумевая, конечно, стремление помогать. Может, это и правда современные пионеры, хотя красные галстуки большинство из них никогда не носили. Волонтёров все хорошо знают по Олимпиаде в Сочи, Универсиаде в Казани, а теперь ещё и по чемпионату мира по футболу. Этим летом мы все снова стали свидетелями этого массового акта добровольчества, который охватил весь мир. Именно мир, потому что в один только Петербург приехали волонтёры из 35 стран.

Как спорт формирует добровольческое движение

Для болельщиков, с болельщиками

Отличительный знак волонтёра, это, конечно, далеко не галстук, как было у пионеров, а броская надпись «Volunteer» на куртке. Униформа чемпионата мира по футболу-2018: красный верх, синий низ. Это помогало болельщикам быстро отыскать в толпе волонтёра и обратиться за помощью.
Отбор волонтёров на чемпионат мира по футболу начался ещё в 2016-м — за два года до мундиаля. Организаторы провели три этапа отбора. В Петербург, например, поступило 20 тысяч заявок от потенциальных волонтёров. Сначала отбор происходил посредством онлайн-тестов: на личные качества и знание иностранных языков (волонтёрам необходимо владеть английским хотя бы на уровне «ниже среднего», а иностранцам ещё и иметь базовые знания русского). На заключительном этапе каждый потенциальный волонтёр проходил очное или скайп-собеседование с членами оргкомитета ФИФА. Именно так из 20 тысяч и появились 1692 петербургских волонтёра, а в их числе и жители нашего города.
Пожалуй, такой серьёзный отбор оправдан. Каждого предстояло определить на отдельную функцию — волонтёр как маленький винтик в гигантском механизме. Волонтёры встречали гостей, помогали ориентироваться на стадионах, регулировали очереди, сопровождали людей с ограниченными возможностями, организовывали работу прессы, следили за раздельным сбором мусора, помогали спортсменам в раздевалках и даже участвовали в награждении победителей и вынесении флагов на поле перед матчами.
Александра Завалина, например, семь раз выходила на футбольное поле: она была среди тех волонтёров-счастливчиков, которые торжественно выносили флаги сборных под звуки гимна. С этой церемонии начинался каждый матч, помните?
— Это непередаваемые ощущения. Мы выходили с пичмаркерами — это специальные люди, которые держат зелёные метки, чтобы флаги находились на одном уровне. И когда ты выходишь, у тебя немножечко дрожат руки, потому что ты понимаешь, что взгляды 64 тысяч болельщиков направлены на тебя! Все кричат, радуются, а ты идёшь, разматываешь бечёвку, для того чтобы отмерить 21 метр, тебе страшно, поле после проливки мокрое, ты думаешь, как бы не поскользнуться, а надо улыбаться.
На матче Россия — Египет мы выносили флаг России. Это незабываемо, когда тысячи человек вместе поют гимн твоей страны. Я смотрю: у ребят чуть-чуть шевелятся губы, потому что мы подпевали вместе со всем стадионом!

Дай «пять»!

Но какую бы роль ни выполнял волонтёр, он в любом случае является лицом чемпионата. За игрой футболистов болельщики наблюдают полтора часа на расстоянии, а с волонтёрами пересекаются постоянно: до, в перерывах, после матча. И не только обращаются к ним за помощью, но и дают «пять», обнимаются, фотографируются.
Для волонтёров, в свою очередь, общение с болельщиками тоже опыт. Через них прошёл, пожалуй, целый мир — в национальном отношении. И это не могло не сказаться на представлениях самих волонтёров о тех или других странах.
— У меня только укоренились впечатления, что все мы практически одинаковые, — делится впечатлениями Александра. — Совсем чуть-чуть мы разные, но всё же спорт — это та сфера, которая объединяет, нет никакой политики, каких-то религиозных соображений, спорт — это праздник. У кого-то сборная вылетела, как, например, у Германии, но мы видели немцев, которые решали чуть ли не на монетке, за кого они будут болеть на матче Швейцария — Швеция. Орёл — Швеция, решка — Швейцария…
— Мне очень запомнилась встреча с болельщиком из Бельгии, — вспоминает волонтёр Любовь Печенкина, — он был очень грустный, а я ему улыбалась, старалась поднять настроение, и он посмотрел на меня, тоже улыбнулся, а потом нагнулся и поцеловал мне руку. Так мне было это приятно! А ещё мне очень запомнились бразильцы, они такие горячие, такие темпераментные, они обнимаются, радуются! Наши фанаты тоже очень поддерживали команду, но нет такого внутреннего посыла, как у бразильцев, а на этом чемпионате мы увидели, как важна поддержка для нашей команды, как она помогла нам выйти в одну четвёртую финала.
Также менялся и образ России в глазах иностранцев. Ахмед Хуссейн — волонтёр из Египта — откровенно признался, что видел, как многие египтяне поменяли своё мнение о русских:
— Ещё когда был матч Россия — Египет, мы увидели, насколько русские дружелюбны, гостеприимны, хотя мы ожидали встретиться здесь с преступностью и «плохой Россией» с водкой и так далее. Но мы поражены гостеприимством. Сейчас я просто влюблён в Петербург и хотел бы тут остаться.

Волонтёры навсегда

Ахмед, кстати, чтобы приехать в Россию, отказался от работы архитектора в Египте. И не пожалел: стал одним из двух египетских волонтёров в Петербурге и вживую наблюдал за игрой родной страны.
— Не все готовы стать волонтёрами. Далеко не все. Прежде всего тебе надо понять, что эта работа гораздо важнее денег.
Среди волонтёров вообще очень много уникальных людей. И хотя средний возраст волонтёра — 24 года, далеко не все — представители молодёжи. Татьяна Тарамженина, например, шутит, что получила «волонтёрскую прививку» ещё на Олимпиаде-80. Там она безвозмездно работала переводчиком с французского и с тех пор так и не смогла расстаться с волонтёрством: ездила на игры в Лондон, Сочи, Казань… Теперь в её волонтёрскую копилку добавился и чемпионат мира, но самые яркие воспоминания Татьяны Васильевны до сих пор связаны с летними Олимпийскими играми в Лондоне-2012:
— Мы жили в Челси, это один квартальчик от набережной Темзы, и каждое свободное время мы имели возможность прогуливаться вдоль реки. Так получилось, что я отметила свой 71-й день рождения в Лондоне.
Этот чемпионат мира собрал волонтёров от 18 до 84 лет. Людей среднего возраста в волонтёрской команде тоже предостаточно. Возможно, их желание попасть на мундиаль даже более осознанное: многим для этого пришлось уйти в отпуск.
— Вы взяли отпуск, чтобы, по сути, работать здесь, на стадионе, да ещё и бесплатно, почему?
— Когда мы были в Сочи, к нам подошёл молодой волонтёр и спросил: «Ну вам-то это зачем?». Мы ему ответили дипломатично: «Вот дорастёшь — узнаешь», — смеются петербурженки Ирина и Ольга.
— Раскроете секрет?
— Мы хотим жить полноценной жизнью, нам интересны события нашего города, страны. Чемпионат мира — это редкое событие для нашей страны, и для нас большая честь, что мы попали на него.
У всех родственников, знакомых был один вопрос: а что, вам не платят? А зачем вам это надо? То, что мы можем работать без денег, бесплатно, и что нам это интересно, многие не понимают до сих пор.
Поверить в то, что волонтёрство открывает большие личностные перспективы, наверное, могут только сами волонтёры. В организации чемпионата очень важна командная работа, а там всегда есть возможность проявить себя. Ещё на Кубке Конфедераций-2017 (он тоже проходил в Санкт-Петербурге) себя зарекомендовали десятки волонтёров. Через год на чемпионате мира 30 из них перешли в оргкомитет на платные должности, а кто-то, почувствовав уверенность в себе, смог проявиться в других сферах. Это не показатель мотивации, волонтёрами не становятся ради денег или работы, но это наглядный пример того, как добрые дела возвращаются сторицей и как важно бескорыстно помогать.
Светлана ДОЛГОБОРОДОВА,
волонтёр чемпионата мира по футболу-2018
Фото из архива автора. Какая бы задача ни была поручена волонтёру, создание хорошего настроения — всегда будет первостепенной.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей