Учимся жить без стресса

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2018/09/158_d1099-m.jpg

Число пациентов с заболеваниями нервной системы растёт из года в год. Об этом мы поговорили с психотерапевтом-психоаналитиком Натальей АКСЁНОВОЙ. Она проживает и работает в Санкт-Петербурге, но часто бывает в городе корабелов у дочери и даёт консультации в медицинском центре «Здоровье». Наталья Ивановна — очень опытный и образованный человек. У неё несколько высших образований. Не только медицинские, но и педагогическое. Аксёнова окончила в том числе знаменитую «Бехтеревку» — Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт имени В.М. Бехтерева.

Психотерапевт-психоаналитик Наталья Аксёнова о проблемах современного общества

Самые бесправные пациенты

149_d1099-m— Наталья Ивановна, профессия врача — одна из самых тяжёлых и неблагодарных. Тем не менее вы выбрали её.
— В детстве я много болела простудными заболеваниями. Вот и решила, что, когда вырасту, обязательно стану врачом, чтобы помогать людям. Готовилась к этому со школы, где была отличницей. Хорошо писала сочинения, к экзаменам готовилась серьёзно. Для меня было очень важно ответить на все вопросы, которые задаёт учитель.
Затем был медицинский. Студенты кто на танцы, кто куда, а я в больницу учиться. Когда пришло время летней практики, всех поставили работать санитарками, а меня — медсестрой в реанимацию. Врачи спокойно оставляли со мной пациентов, в том числе тяжёлых. Однажды привезли с пляжа девушку в коме с приступом бронхиальной астмы. Её пытались реанимировать, но результат был отрицательный. Мне сказали: «Через два часа в морг, отключайте аппаратуру». Я стала убираться — в процессе реанимации по полу раскидали бинты, инструменты, растворы. И вдруг вижу: заработал дыхательный аппарат. Сбегала за заведующим. И девушка осталась жива.
— А почему стали именно психотерапевтом?
— Я считаю, что из всех пациентов самые бесправные — люди с психическими заболеваниями. У них нет прав, нет выбора. Их лечат психотропными препаратами, которые практически никак не помогают, но дают побочные эффекты. Пациенты от них просто никакие. Если больному плохо, у него начинается приступ, паническая атака, то его привязывают за руки и за ноги к кровати и ставят капельницу. Даже если он добровольно приходит за помощью.
— В народе отношение к психотерапии, прямо скажем, своеобразное.
— Кто-то называет психотерапевтов психологами. Но психолог — человек, к которому можно прийти, рассказать, поплакаться в жилетку. А психотерапевт должен найти корень проблемы. Из всех наук только психоанализ помогает устранить причину психических заболеваний. Всё остальное просто методы.
Мы меняем психологию мышления пациента — для того, чтобы изменить его отношение и к своему состоянию, и к тому, что происходит вокруг.

Главное — хотеть вылечиться

— Ваш главный принцип в работе с пациентами?
— Пока я не увижу, что у пациента только психологические проблемы и нет никаких других (гастрита, к примеру), лечение не начинаю. Важно видеть, что пациента беспокоит не физическая боль или дискомфорт, а нарушено именно его психическое состояние.
Нередки случаи, когда пережитый стресс проявляется болью в организме — в сердце, например. Это называется психосоматикой.
Надо убрать стрессовый фактор, разобраться в причинах, понять, что вызывает ухудшение состояния. Бывает, что пациент гипертонией мучается много лет, а ему анализ мочи никто не назначил за это время. Смотришь — а там пиелонефрит, который сопровождается гипертонией.
Надо внимательно, грамотно, правильно собирать анамнез. И ещё должно быть желание доктора помочь пациенту.
— Бывает, что и желание у доктора есть, а люди лечиться не хотят.
— Да. С такими я стараюсь не иметь дел. Мне важны пациенты, которые хотят вылечиться. Например, от алкогольной зависимости. Была у меня два года назад женщина — мать троих детей. Человек хороший, но сильно пьющий. Первый раз, когда она ко мне пришла, вы-глядела очень плохо. Лет на 70. А ей всего 36. Я попросила её не пить два-три дня и снова прийти на приём. Потому что она должна слышать меня, когда я с ней разговариваю. В следующий раз мы беседовали два с половиной часа. Ей же показалось, что минут 15—20. Потом она пришла через неделю и спросила: «Наталья Ивановна, что вы со мной сделали? Я запах алкоголя не переношу». А я всего лишь очень хотела ей помочь. Она ещё пару раз ко мне заходила просто так, поболтать о жизни.
Всех, кто обращался ко мне с алкогольными проблемами, я вылечила. Главное, чтобы человек сам хотел бросить, и тогда я ему обязательно помогу.

Проблемы межличностного общения

— Вы часто бываете в Северодвинске. Составили какой-то психологический портрет города?
— Не то чтобы портрет… У студентов, например, по большей части проблемы межличностного общения. У некоторых присутствует синдром отличника. Вообще девушки и парни плохо идут на контакт друг с другом. Может быть, в силу того, что это суровый северный край. Отмечу, что по сравнению с другими регионами, где мне приходилось бывать, в Северодвинске очень высокие требования к образованию. Высокий уровень подготовки школьников.
Здесь медики хорошо относятся друг к другу как к коллегам. И с пациентами внимательны. В этом плане Северодвинск мне очень нравится.
Но вот пациенты ведут себя порой вызывающе.
— А что не так с пациентами?
— В Москве, Питере, Калининграде пациенты спокойно сидят и ждут, когда их вызовут. Северодвинцы же требуют мгновенного приёма, много высказывают претензий. Не проявляют к врачам уважительного отношения. Думаю, пациентам в вашем городе надо учиться культуре поведения. Чтобы хорошо работать, врач не должен нервничать, не должен постоянно находиться в стрессовом состоянии.

Любовь к самому себе

— Как и многое в этой жизни, психологические проблемы тоже начинаются с семьи?
— Я семейными парами занимаюсь лет 25 и абсолютно убеждена, что всё начинается с заботы о ребёнке. Родители должны всегда очень ответственно подходить к его рождению. От того, как мама ведёт себя на ранних сроках, насколько она спокойна, зависит и протекание её беременности, и благополучные роды, и психологическое состояние ребёнка. И если в младенчестве она правильно ухаживает за ним, то воспитывает в нём любовь не только к окружающим, но и к самому себе.
Если взрослые любят детей, они всегда будут правильно себя вести. А если любви нет, они никогда не станут на позицию ребёнка. Когда мама кричит на него, он это воспринимает как что-то страшное, ведь она самый близкий человек…
В будущем ребёнок обязательно создаст семью по образцу той, в которой он жил.
— И напоследок вопрос: а как не избаловать любовью?
— Детей надо любить. Но не надо перед ними заискивать. Не надо баловать игрушками, чтобы не провоцировать истерики в магазинах. Я вообще рекомендую всем родителям не водить туда детей.

Наталья Аксёнова:
— Любые психологические проблемы легче устранять в начале их появления, пока они не перешли в серьёзное заболевание, не начали мешать человеку нормально жить. Особенно это касается семейных пар. Когда создаются семьи, а у каждого из супругов есть свои проблемы, то им труднее находить общий язык. Тем более если вскоре появляются дети, которые требуют повышенного внимания. Именно они и страдают в итоге, ведь, чтобы быть успешными в жизни, дети должны расти в счастливых семьях.

Только психоанализ помогает устранить причину психических заболеваний.
Фото из архива Натальи Аксёновой и с сайта vz.kiev.ua

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей