Поезд идёт по расписанию. Всегда

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2018/09/112_d1099-m.jpg

Северная железная дорога (СЖД) обслуживает территорию площадью более одного миллиона квадратных километров с населением более шести миллионов человек! Это Ярославская, Ивановская, Костромская, Вологодская и Архангельская области, Республика Коми, часть Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Владимирской и Тверской областей. В преддверии юбилея (16 сентября) руководством СЖД был организован пресс-тур для журналистов. Мне повезло стать его участником, присоединившись к туру в Котласе. Отсюда магистраль уходит через Республику Коми за Северный полярный круг.

Северная железная дорога отметила 150-летие

116_d1099-m

Опозданиям здесь не место

«…Как я соскучилась по российским поездам, — пишет мне приятельница из Америки, — ни в одной другой стране нет такой роскоши».
И это действительно так. В прошлом году, будучи в Австралии, мы решили опробовать их сервис. И что вы думаете? Поезд из Мельбурна стартовал на 3,5 часа позже назначенного отправления.
А здесь не Австралия — Крайний Север. По весне два паводка: сначала таянье снегов с гор, затем — ледового покрова рек и тундры. Зимой сугробы достигают четырёх метров в высоту. Но поезда ходят чётко по расписанию!

Из Европы в Азию

Путешествие из Европы в Азию и обратно включало в себя поездку не только на поезде, но и на пароме, и, что совсем экзотично, на вездеходе!

Строгий Урал встречал нас хоть и солнечной погодой, но обильным снегом на вершинах. Пока в Салехарде, столице ЯНАО, нет железной дороги. Зимой Салехард связан со станцией Лабытнанги ледовой переправой через Обь, а летом — паромной. В межсезонье на выручку приходят вертолёты и суда на воздушной подушке. Мост здесь ждут все. Ведь одни работают на левом берегу, а живут на правом, а другие — наоборот.

Крупный работодатель в Лабытнангах — железная дорога. Поддерживать инфраструктуру на Севере, бороться со снежными заносами, обеспечивать безопасное движение поездов могут только опытные профессионалы. И только таких мы встречали на своём пути.
По приезде на самую северную точку маршрута нас ждала экскурсия по красивому зданию вокзала, а затем, переправившись через Обь, мы познакомились с Салехардом.
Именно здесь одна из главных осей СШХ (Северного широтного хода). Железнодорожная ветвь соединит Северную и Свердловскую железные дороги и станет элементом единой Арктической транспортной системы и инфраструктуры, обеспечивающей освоение природно-ресурсного потенциала российской арктической зоны. Ключевым объектом Северного широтного хода станет мост через Обь.

На Урал!

На станции Полярный Урал все обязательно фотографируются у знака «Европа — Азия». А на станции Елецкая мы сели в вездеходы и отправились в предгорья Урала, увидев не только девственную природу, но и неприятные следы рук человеческих. Генеральная уборка в тундре предстоит грандиозная: много брошенного строительного мусора и стальных тросов.

113_d1099-m
На станции в условиях почти изоляции постоянно живут 150 человек. Какая связь может быть с внешним миром, если поезд уже ушёл по расписанию, а нежданно заболевшего, например, надо срочно доставить в больницу? На помощь приходят вездеходы, которые легко преодолевают и снег, и воду, и болото.

111_d1099-m

Вокзал как музей

А мы меж тем от Полярного круга, вечной мерзлоты и нерастаявших снегов вернулись обратно в Котлас. Говорят, театр начинается с вешалки, а знакомство с любым городом, конечно, с вокзала. Многие вокзалы СЖД выглядят как дворцы. Они украшают облик северных городов. Архитектурно безупречны. Изящны. И даже торжественны.
Вокзал на станции Котлас Южный — один из самых крупных на СЖД. Одновременно здесь могут круглосуточно разместиться 500 пассажиров с поездов дальнего следования и 130 с пригородных. Кроме залов ожидания, есть большая библиотека, работают краеведческие и художественные выставки. Не вокзал, а целый музей!

Котлас на маршруте и в истории

В Котласе невозможно не обратить внимание на одно из красивейших зданий в городе, яркий памятник архитектуры, построенный в начале 50-х годов XX века. Гордая надпись на фронтоне здания гласит: «Управление Печорской железной дороги». Так оно и было до 1959 года. Это первое в городе здание с канализацией, водопроводом, паровым отоплением.
А в 1960 году в духе времени здание передали под школу-интернат. Сейчас в железнодорожной школе-интернате № 1 ОАО «РЖД» воспитанники живут и учатся, участвуют в областных и городских фестивалях, международных выставках и конкурсах, занимая призовые места. Школа-интернат остаётся уникальным образовательным учреждением. В одном из холлов вывешены вокзальные часы и колокол, возвращающий нас в историю железной дороги.
Отправляемся в вагонное депо увидеть, как идёт покраска и ремонт вагонов. Сегодня здесь ремонтируют пассажирские вагоны для всей Северной железной дороги (за год в цехах предприятия модернизируют более 450 вагонов). Трудятся 230 человек. Основная профессия — слесарь по ремонту подвижного состава.
*                              *                              *
Самая, конечно, радужная и ожидаемая перспектива СЖД — это ввод в эксплуатацию Северного широтного хода в 2023 году. Общепризнано, что он прекрасно дополнит Северный морской путь.

В ПРОЕКТЕ
Северный широтный ход — проектируемая железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе протяжённостью 707 км по маршруту Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево. Она должна связать западную и восточную части автономного округа, Северную железную дорогу со Свердловской.
Фото автора. СЖД обслуживает территорию площадью более одного миллиона квадратных километров.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей