MENU
112_d1099-m

18.09.2018 • Колонка редактора

Поезд идёт по расписанию. Всегда

Северная железная дорога (СЖД) обслуживает территорию площадью более одного миллиона квадратных километров с населением более шести миллионов человек! Это Ярославская, Ивановская, Костромская, Вологодская и Архангельская области, Республика Коми, часть Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Владимирской и Тверской областей. В преддверии юбилея (16 сентября) руководством СЖД был организован пресс-тур для журналистов. Мне повезло стать его участником, присоединившись к туру в Котласе. Отсюда магистраль уходит через Республику Коми за Северный полярный круг

Северная железная дорога отметила 150-летие

116_d1099-m

Опозданиям здесь не место

«…Как я соскучилась по российским поездам, — пишет мне приятельница из Америки, — ни в одной другой стране нет такой роскоши».
И это действительно так. В прошлом году, будучи в Австралии, мы решили опробовать их сервис. И что вы думаете? Поезд из Мельбурна стартовал на 3,5 часа позже назначенного отправления.
А здесь не Австралия — Крайний Север. По весне два паводка: сначала таянье снегов с гор, затем — ледового покрова рек и тундры. Зимой сугробы достигают четырёх метров в высоту. Но поезда ходят чётко по расписанию!

Из Европы в Азию

Путешествие из Европы в Азию и обратно включало в себя поездку не только на поезде, но и на пароме, и, что совсем экзотично, на вездеходе!

Строгий Урал встречал нас хоть и солнечной погодой, но обильным снегом на вершинах. Пока в Салехарде, столице ЯНАО, нет железной дороги. Зимой Салехард связан со станцией Лабытнанги ледовой переправой через Обь, а летом — паромной. В межсезонье на выручку приходят вертолёты и суда на воздушной подушке. Мост здесь ждут все. Ведь одни работают на левом берегу, а живут на правом, а другие — наоборот.

Крупный работодатель в Лабытнангах — железная дорога. Поддерживать инфраструктуру на Севере, бороться со снежными заносами, обеспечивать безопасное движение поездов могут только опытные профессионалы. И только таких мы встречали на своём пути.
По приезде на самую северную точку маршрута нас ждала экскурсия по красивому зданию вокзала, а затем, переправившись через Обь, мы познакомились с Салехардом.
Именно здесь одна из главных осей СШХ (Северного широтного хода). Железнодорожная ветвь соединит Северную и Свердловскую железные дороги и станет элементом единой Арктической транспортной системы и инфраструктуры, обеспечивающей освоение природно-ресурсного потенциала российской арктической зоны. Ключевым объектом Северного широтного хода станет мост через Обь.

На Урал!

На станции Полярный Урал все обязательно фотографируются у знака «Европа — Азия». А на станции Елецкая мы сели в вездеходы и отправились в предгорья Урала, увидев не только девственную природу, но и неприятные следы рук человеческих. Генеральная уборка в тундре предстоит грандиозная: много брошенного строительного мусора и стальных тросов.

113_d1099-m
На станции в условиях почти изоляции постоянно живут 150 человек. Какая связь может быть с внешним миром, если поезд уже ушёл по расписанию, а нежданно заболевшего, например, надо срочно доставить в больницу? На помощь приходят вездеходы, которые легко преодолевают и снег, и воду, и болото.

111_d1099-m

Вокзал как музей

А мы меж тем от Полярного круга, вечной мерзлоты и нерастаявших снегов вернулись обратно в Котлас. Говорят, театр начинается с вешалки, а знакомство с любым городом, конечно, с вокзала. Многие вокзалы СЖД выглядят как дворцы. Они украшают облик северных городов. Архитектурно безупречны. Изящны. И даже торжественны.
Вокзал на станции Котлас Южный — один из самых крупных на СЖД. Одновременно здесь могут круглосуточно разместиться 500 пассажиров с поездов дальнего следования и 130 с пригородных. Кроме залов ожидания, есть большая библиотека, работают краеведческие и художественные выставки. Не вокзал, а целый музей!

Котлас на маршруте и в истории

В Котласе невозможно не обратить внимание на одно из красивейших зданий в городе, яркий памятник архитектуры, построенный в начале 50-х годов XX века. Гордая надпись на фронтоне здания гласит: «Управление Печорской железной дороги». Так оно и было до 1959 года. Это первое в городе здание с канализацией, водопроводом, паровым отоплением.
А в 1960 году в духе времени здание передали под школу-интернат. Сейчас в железнодорожной школе-интернате № 1 ОАО «РЖД» воспитанники живут и учатся, участвуют в областных и городских фестивалях, международных выставках и конкурсах, занимая призовые места. Школа-интернат остаётся уникальным образовательным учреждением. В одном из холлов вывешены вокзальные часы и колокол, возвращающий нас в историю железной дороги.
Отправляемся в вагонное депо увидеть, как идёт покраска и ремонт вагонов. Сегодня здесь ремонтируют пассажирские вагоны для всей Северной железной дороги (за год в цехах предприятия модернизируют более 450 вагонов). Трудятся 230 человек. Основная профессия — слесарь по ремонту подвижного состава.
*                              *                              *
Самая, конечно, радужная и ожидаемая перспектива СЖД — это ввод в эксплуатацию Северного широтного хода в 2023 году. Общепризнано, что он прекрасно дополнит Северный морской путь.

В ПРОЕКТЕ
Северный широтный ход — проектируемая железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе протяжённостью 707 км по маршруту Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево. Она должна связать западную и восточную части автономного округа, Северную железную дорогу со Свердловской.
Фото автора. СЖД обслуживает территорию площадью более одного миллиона квадратных километров.

Comments are closed.

« »