MENU
899_d1096-m

02.04.2018 • Город, Судостроение

Водники отработали на две пятёрки

Когда едешь по Ягринскому мосту на Розовый остров, обращаешь внимание на территорию «Звёздочки», на акваторию Никольского устья, покрытую белым снегом в зимние месяцы или сверкающую серебристой рябью воды под летним солнцем. Дополняют красоту стрелы портальных кранов, направленные к кораблям и судам, застывшим у причала в ожидании буксировки в док-камеру или выхода в море после ремонта. Впечатляющее зрелище!

КОЛЛЕКТИВЫ-ЮБИЛЯРЫ

Как всё начиналось

А его «режиссёр» — доко-водно-такелажный цех 22, которому 1 апреля исполняется 55 лет!
В этот весенний день 1963 года директор предприятия Григорий Просянкин подписал приказ № 84 о начале деятельности нового подразделения. Начальником цеха назначили Александра Артюшкина, участника Великой Отечественной войны, бывшего корабельного старшину катера Волжской военной флотилии.
К заводскому причалу для ремонта стали швартоваться дизельные подводные лодки. В год открытия цеха их было три и плюс два сторожевых корабля, а на следующий — к стенке причалили две первые для предприятия АПЛ К-33 и К-11. Завод их ремонтировал, а водный цех обслуживал.
В 1965 году предприятие приняло в эксплуатацию наливную док-камеру для подъёма кораблей и судов из воды и спуска их обратно. Забот у цеха прибавилось. Команда док-камеры под руководством первого докмейстера Михаила Антушева новое дело освоила быстро и стала принимать на стапель-палубу заказы не только летом, но и в зимний период.
К слову, зимой заводить корабли в док-камеру не предусматривалось проектом. Однако производственная необходимость заставила пересмотреть этот вопрос.
Заводские водники пошли на риск: в зимние месяцы док-камера стала принимать в наливной бассейн лодки, которые сопровождали огромные куски льдин. Экзамен был выдержан, ущерба док-камера не понесла. Зато как от этого выигрывало предприятие! Министерство судостроения этот факт не оставило без внимания: впоследствии М. Антушев был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
В 1968 году на заводе стал действовать комплекс: судоподъёмное сооружение, устройство перемещения судов (трансбордер), судовой поезд. Введение новшества позволило заводить заказы в эллинги цехов 10 и 15, что дало возможность ремонтировать корабли под надёжным прикрытием. Михаила Антушева сменил Алексей Кордумов, его — Юрий Кувардин, который руководит док-камерой по сей день. За минувшие десятилетия через неё прошли многие-многие десятки кораблей и судов различных рангов. Среди них легендарная АПЛ «Ленинец», эсминец «Бесстрашный», ракетный крейсер «Маршал Устинов», морской ледокол «Диксон», первый корабль, построенный на ягринской верфи в XXI веке, — «Звёздочка».

У цеха надёжная флотилия

Большую роль в выполнении сдаточной программы предприятия играет флотилия цеха 22. Сегодня в неё входят: флагманский морской буксир «Александр Зрячев», буксиры-кантовщики «Витязь», «Беломор», «Добрыня», а также речные буксиры-толкачи «Буй» и «Бакен», спецсудно «Осетия», несколько плавучих контрольно-дозиметрических постов, плавкран. Колёсник «Н.В. Гоголь» является туристско-экскурсионным судном.
Добрыми словами водники вспоминают старые суда — морской буксир «Садко», ходивший до Новой Земли, речные буксиры-толкачи «Волхов» и «Малахит». Они сегодня в холодном отстое.
Уместно вспомнить и первых капитанов предприятия — Фёдора Ганзикова, который привёл «Садко» из Ленинграда, Александра Кузнецова, который на «Садко» сопровождал на ходовые испытания первый в мире атомный ледокол «Ленин», проходивший капремонт на «Звёздочке».
Сегодня должность капитана предприятия выполняет опытный мореход Николай Андреев. Его можно видеть на каждом заказе, идущем на морскую экзаменовку.
В подразделении водников есть и другие колективы, которые добросовестно выполняют производственные задания: это служба механика, которую возглавляет Дмитрий Кононов; служба энергетика (Николай Шолохов); такелажный участок (Дмитрий Вознюк).
В цехе трудилось немало рабочих, которые пестовали новые поколения. В их числе крановщик портального крана Нина Буланова, слесарь-ремонтник Николай Абрамов, электрик Пётр Харьковский, такелажники Христофор Левин, Пётр Коробов.

Впереди грандиозные планы

За 55 лет в водном цехе сменилось всего четыре начальника: Александр Артюшкин, Геннадий Шайтанов, Николай Жарихин (руководил коллективом 25 лет), Олег Плотицин. У каждого было что-то своё в работе.
Под руководством Жарихина был проведён капремонт парохода «Н.В. Гоголь», заводская флотилия пополнилась плавкраном-83, буксирами «Беломор» и «Добрыня», буксиром-тяжеловесом «Александр Зрячев». Николай Васильевич принимал участие в проработке более 500 транспортных и доковых операций.
При Олеге Плотицине, возглавляющем цех с сентября 2013 года, появились два новых буксира-толкача — «Буй» и «Бакен». Впереди — реконструкция мелководной набережной, приобретение портального крана грузоподъёмностью 100 тонн и морского буксира мощностью в 3 000 лошадиных сил, строительство двухсотметровой спецнабережной и современного судопоезда для АПЛ новых поколений.
В канун 50-летия цеха была выпущена книга, в которой есть фамилии практически каждого работника. А в честь 55-летия выйдет приказ генерального директора, которым будет поощрена большая группа водников.

Фото из архива автора. В док-камеру заводят эсминец «Бесстрашный» (2000 год).

Comments are closed.

« »