MENU
к-m

14.03.2018 • Город, Судостроение, Флот

Полгода подо льдами моря Белого

Среди атомных подводных лодок, которым «Звёздочка» дала вторую жизнь, немало с интересными судьбами. Но морская биография одной из них — уникальна. Это головной корабль проекта 667 Б К-279. Сразу замечу: эти ракетоносцы давно вышли из состава ВМФ и утилизированы

СУДЬБЫ КОРАБЛЕЙ: АПЛ К-279

Флотские острословы любовно называли АПЛ проекта 667 Б «букашками». К-279 построил Севмаш и передал Военно-морскому флоту в конце 1972 года, в канун 50-летия образования СССР.
Принимал корабль председатель правительственной комиссии Герой Советского Союза вице-адмирал А.И. Сорокин. Уводил К-279 в Заполярье капитан первого ранга В.П. Фролов.
Подводный крейсер мог нести на своём борту более мощное и тяжёлое оружие, чем корабли предыдущего проекта. Высокая степень автоматизации позволяла сократить время предстартовой подготовки в пять — семь раз, а старт всего боекомплекта мог осуществляться в одном залпе.
За успешное освоение новой техники В.П. Фролову было присвоено звание контр-адмирала. Экипаж удостоили вымпела министра обороны СССР.
Дальние походы, боевые службы между Гренландией и Новой Землёй дали о себе знать: К-279 предстоял средний ремонт.
В 1979 году подводный ракетоносец ошвартовался у причала «Звёздочки». Ведущим подразделением определили цех 15, ответственным сдатчиком назначили Л.Д. Абрамова, будущего чемпиона ягринской верфи по количеству сданных заказов, сдаточным механиком — Ю.Л. Юденко. Лодке повезло: её ремонт шёл в преддверии 26-го съезда КПСС, на заказе было широко организовано соцсоревнование. Его лидерами стали бригады слесарей-монтажников К.А. Сесь (цех 15 ), Г.В. Новожилова (цех 16), трубогибщиков А.В. Тюряпина (цех 9), участок столяров старшего мастера Е.В. Станкевича (цех 41).
За три дня до начала съезда — он открывался 23 февраля — 13 производственных бригад, работавших на заказе Абрамова, рапортовали о выполнении социалистических обязательств. Ракетоносец сдали флоту в конце декабря 1981 года. После ремонта на «Звёздочке» он и отличился.
С декабря 1982-го по май 1983-го, впервые в отечественном Военно-морском флоте, АПЛ К-279 несла боевую службу подо льдами Белого моря. Смена экипажей (командиры — капитаны первого ранга В.А. Журавлев и Ю.А. Голенков) проводилась с ледокола «Руслан», который и сегодня несёт вахты в Беломорской ВМБ.
В практически замкнутой, недоступной для потенциального противника акватории лодка несла службу в течение шести месяцев до весеннего таяния льдов. Это ли ни пример для подражания морякам-подводникам XXI века!
После ремонта на «Звёздочке» АПЛ К-279 служила флоту ещё около десяти лет, потом здесь же была утилизирована.
В заводском музее оформлен специальный уголок, посвящённый этому подводному ракетоносцу, поставлено штурманское оборудование, выставлена модель лодки,  сработанная в экипаже, оформлен фотостенд.

Фото из фонда музея

Comments are closed.

« »