Здесь, у надежды на краю

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2018/02/322_d1083-m.jpg

Мы с вами находимся на Крайнем Севере, то есть в Арктике. И, конечно же, нам, северянам, как никому другому, очень бы хотелось, чтобы государственная программа по развитию приполярных регионов заработала как можно скорее. Чтобы люди, которые живут и трудятся в суровых условиях, не просто задерживались в наших краях, а чтобы качество их жизни повышалось. Как бьётся пульс государственной работы в этом направлении, мы попросили рассказать председателя межрегиональной организации «Ассоциация «Арктические муниципалитеты» Михаила ГМЫРИНА.

Чем живёт и как работает Ассоциация арктических муниципалитетов

Объединили нас полярные широты

И начинаем мы беседу с зарождения интереса к Арктике ещё во времена Советского Союза:
— Уже тогда были определены территории Крайнего Севера или приравненные к ним. Соответственно и вопрос, кто к этим районам относится, а кто — нет, актуален не одно десятилетие. Отсюда необходимость в неких критериях, которые помогают определить, возможно ли данную территорию включить в Арктическую зону. Эти критерии в разные времена и в разных странах — свои, и до сегодняшнего момента единого подхода не сформировано.
В нашей стране принято считать, что в Арктическую зону входят территории, которые относятся к Северному Ледовитому океану и обладают набором сопутствующих факторов, например они должны омываться морями. Однако есть и другие критерии. Об этом говорит тот факт, что в июне часть Карелии была присоединена к Арктической зоне. Кстати, и Архангельская область не полностью включена в эту зону: наши арктические муниципалитеты — это Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Приморский, Онежский, Мезенский районы и Новая Земля.
— Кто выступил инициатором создания Ассоциации арктических муниципалитетов?
— Это инициатива губернатора Архангельской области Игоря Орлова непосредственно после выхода указа президента о сухопутных территориях, входящих в Арктическую зону, в целях реализации основ государственной политики на период до 2020 года и дальнейшую перспективу в части развития стратегии арктических зон РФ. Учредителями этой организации в 2014 году стали три муниципальных образования: Северодвинск, заполярный район Ненецкого автономного округа и Приморский район. А сегодня в состав Ассоциации входят 112 муниципальных образований по всей Российской Федерации.

Авиация, бизнес…

— А какими вопросами занимается организация?
— Активно участвует во всех мероприятиях, связанных с Арктикой. В марте 2017 года прошёл Форум арктических муниципалитетов, где были представлены практически все регионы, входящие в Арктическую зону. Участниками принята резолюция, которую мы направили в правительство РФ, Госдуму и Совет Федерации. И впоследствии многие из поставленных вопросов рассматривались на комитетах Госдумы и Совета Федерации РФ.
— Над чем конкретно работаете?

1198_d1086-m
— Представителями Ассоциации подготовлены как законодательные инициативы, так и предложения по изменению действующих законов. В частности, Водного кодекса, Закона об Арктике, который не проработан. С моей точки зрения, это должен быть Кодекс законов об Арктике, сборник, куда бы вошли документы, связанные с ресурсами, транспортом, связью и т.п. Также отмечу, что буквально на днях в Госдуме прошло рассмотрение вопроса, инициатором которого выступала именно Ассоциация арктических муниципалитетов. Речь идёт о проблеме местной авиации, в большей степени медицинской и МЧС, поскольку их отлаженная работа — гарантия помощи в экстренной ситуации населению труднодоступных территорий.
— Занимаетесь ли вы проблемой оттока населения?
— Да, и постоянно с этой точки зрения мониторим ситуацию в муниципальных образованиях, расположенных на территории Арктической зоны. Нас интересует, сколько людей за последние десять лет покинули высокие широты. Какие категории уехали — молодёжь, средний возраст, если специалисты, то какие? Эти исследования нужны для того, чтобы иметь представление о трудовом потенциале территории, которую мы собираемся развивать. Также в зоне нашего внимания льготы, которые работают в Арктической зоне. Какого они уровня — федеральные, областные или местные? Эту работу Ассоциация ведёт, чтобы ответить на вопрос, что делается в муниципалитетах, чтобы удержать людей, какие для них создаются условия.
— Касаетесь ли вы вопросов работы малого и среднего бизнеса?
— Бизнес в Арктической зоне если и развивается, то крайне тяжело, особенно малый и средний. Несравнимы условия для ведения предпринимательской деятельности в средней полосе и у нас, где, пожалуй, кроме торговли заниматься чем-то ещё сложно. Топливо дороже, тарифы выше, дороги и зима длиннее, население малочисленнее… К сожалению, политика, которая идёт по линии Фонда поддержки моногородов, эту специфику не учитывает, пока подход ко всем одинаковый. И об этих нюансах на федеральном уровне узнают через нашу Ассоциацию, из наших предложений о том, как целесообразно использовать особенности арктических городов, в том числе и с монопрофильным характером экономики.

В монопрофильном разрезе

— Как вы прокомментируете работу Фонда развития моногородов? Известно, что его задача — уводить от монопрофильности.
— Нужно понимать, что от неё ряд муниципалитетов (например, Северодвинск) уйти не сможет. Даже если градообразующие предприятия перейдут исключительно на выпуск гражданской продукции, будут обслуживать суда ледового класса или нефтедобывающие платформы, сути это не изменит. Экономика города по-прежнему будет напрямую связана с градообразующими предприятиями. Но именно специфику производства нужно выводить в качестве арктического вектора Северодвинска.
В перспективе Северодвинск может стать технической базой для обслуживания Арктики. И по этой линии в город возможен приход федеральных средств. Наш город вообще сильно отличается от других муниципальных образований своей активностью, тем, что по многим моментам он выступает с разумными предложениями. По итогам 2016 года Северодвинск занял первое место по социально-экономическому развитию среди городов Арктической зоны РФ. Удалось привлечь федеральные средства по линии моногородов, несмотря на то, что город корабелов считается в общем благополучным на фоне других. Считаю, что эту работу необходимо продолжать, тем более что наши предложения на федеральном уровне слышат, обсуждают и идут навстречу. Постепенно формируется понимание, что к таким городам, как Северодвинск, необходим особый подход и прежде всего — правовая основа.
— Наметился ли в этом плане какой-то прорыв на федеральном уровне?
— Процесс идёт, в том числе в Госдуме, где создан экспертный совет, куда вхожу и я. Богатые ресурсами недра, а это не только углеводороды, но и алмазы, золото, другие металлы, находятся совсем рядом. И эта огромная ресурсная база определит будущее страны. Но приходится признать, что для реализации планов нужно создать какой-то орган с определёнными полномочиями, который был бы хозяином Арктики, определял стратегию её развития, изучал и согласовывал нормативные документы для территории. Словом, занимался бы Арктикой продуктивно.
— В заключение хотелось бы узнать, началась ли подготовка к такому грандиозному событию 2019 года, как архангельский международный форум «Арктика — территория диалога»?
— Первое организационное совещание губернатор провёл, задачи на сегодня определены. Так что процесс подготовки идёт, и нас ждёт большая работа!

Фото Андрея Сторожилова и Евгении Легостаевой

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Февраль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728  

Архив записей