С чёрно-белого артхаусного короткометражного мультфильма на Arctic Art Forum (Арктический художественный форум) стартовало обсуждение городского пространства Архангельска. Столица Поморья — это город с утраченными смыслами или с разбуженным потенциалом? На этот вопрос пытались ответить эксперты и гости форума — ведущие дизайнеры и архитекторы России, Норвегии, Финляндии и Дании.
Как улучшить городское пространство? Рассказали на Arctic Art Forum в Архангельске
Север — для сильных
Мультфильм Ивана Максимова «Ветер вдоль берега» показывает зрителю быт тихой деревушки на побережье. Условия жизни там суровые: поднявшийся ветер сносит всё на своём пути. Но жители в сложившихся условиях действуют по-разному: одни попросту прячутся, другие борются (кто успешно, кто нет), третьи умудряются даже извлекать из ситуации выгоду.
Из этого незамысловатого сюжета спикеры форума сделали один вывод: у нас в Поморье так же — и нужно приспосабливаться, учиться превращать минусы в плюсы. Сильные и находчивые на Севере выживают — особенно если действовать сообща.
Как заявляют организаторы, Arctic Art Forum — это место для встречи творческих сил, где заново открывается уникальное наследие Русского Севера.
Есть это наследие и в Архангельске, и в Северодвинске. Но как его сохранить? И, что куда важнее, как сделать так, чтобы жители Поморья чувствовали себя комфортно, выходя на улицу? Чтобы городские пейзажи вызывали не приступ уныния, а улыбку?
Дорогу молодым!
По словам главного архитектора Архангельска Александры Юницыной, у администрации идей по улучшению визуального облика достаточно. Не все они озвучиваются, так как каждая идея требует проекта, финансирования и воплощения в жизнь. Когда всё это есть, можно и вывести проект «в свет».
Разрабатывать идеи и доводить их до рабочего проекта должны молодые умы, считает Александра Юницына:
— Архангельск ассоциируется с тремя словами: доска, треска и тоска. И последний пункт — тоску — должна развеять молодёжь.
Резко и локально
О том, что дизайн может стать инструментом для улучшения города, может повлиять на его развитие, рассказала инженер и дизайнер Анастасия Малафей, которая сейчас работает в Осло. По её словам, для достижения быстрого и заметного эффекта нужно действовать как при иглоукалывании — резко, локально и одномоментно, но изменяя таким образом весь город.
Так, например, житель одного американского городка штата Техас загорелся идеей изменить привычные улицы к лучшему. И решил начать с игнорирования правил, которые ограничивали городское пространство и мешали сделать его комфортнее для жителей. «Что будет, если мы нарушим все эти правила в один день?» — задался он вопросом. И ответ на него нашёл на практике. В один день большинство горожан вышли на улицу, самовольно нарисовали «зебру» там, где удобно переходить дорогу. Уличные кафе и распродажи тоже расположились так, чтобы всем было удобно, невзирая на правила. И это сработало — город резко изменился. Позже это движение распространилось по всей стране.
Петербургский художник и дизайнер Андрей Люблинский также подчеркнул, что для изменения общего облика города эффективнее всего действовать локально. И не обязательно изменения эти должны быть дорогостоящими, многие свои арт-объекты он сделал из материалов, найденных на улице или купленных за бесценок. А в итоге они привлекли внимание и горожан, и туристов, даже становились локальными мемами*.
По словам Андрея Люблинского, если на фоне арт-объекта фотографируются — значит, он удался. А большинству людей всегда нужно фотографироваться на фоне чего-нибудь.
Отдых у воды
Но по-настоящему серьёзные проблемы городского пространства нельзя так просто решить несколькими арт-объектами. Отдельное выступление на форуме было посвящено набережным. Позитивным примером стал Копенгаген.
Главный тезис: у современных горожан должен быть доступ к воде, от этого зависит комфорт жизни. Но в России набережные чаще всего не выполняют положенные им функции.
В Санкт-Петербурге, например, много водоёмов, но набережные как общественные пространства там попросту отсутствуют, отмечает директор Института исследования и развития стрит-арта Альбина Мотор.
Похожая картина и в Северодвинске. Как на Яграх, так и на бульваре Строителей набережные не обустроены. И воду не видно, если не подойти совсем близко: всё загораживают жилые дома.
В Копенгагене же водное пространство не застраивают, а оставляют для людей. У воды не только отдыхают, но и проводят культурные, образовательные мероприятия. Проводить различные фестивали там можно бесплатно — достаточно получить разрешение.
В этом случае хорошим примером из Северодвинска могут стать «Музыка закатов» на берегу Белого моря и спортивные мероприятия там же. На набережной Паранихи тоже нередко проходит что-то массовое: различные фестивали и даже открытые тренировки.
Копенгаген хвалят за прокат каяков, а у нас есть целая база для любителей кайтинга и виндсёрфинга. Но до уровня Дании нам пока далеко — там для комфорта горожан работает всё пространство.
Северодвинск — Норвегия
Но не всегда нам приходится брать пример с других стран, случается и наоборот. Северодвинцы Илья Кузубов и Александр Менухов на форуме рассказали, как искусство может развивать северные территории.
У нас команда Ильи и Александра организует фестиваль «Тайбола», а на севере Норвегии, в городе Вардё, этим летом они создали арт-объект «Драккар-Левиафан».
Это внушительных размеров сооружение (высота 20 метров) совмещает в себе корабль викингов и скелет морского чудовища Левиафана. И сделан «Драккар» был для того, чтобы вернуть жизнь в город, который раньше считался центром российско-норвежской торговли.
Что немаловажно: население приняло проект, а сам он очень удачно вписался в местный ландшафт. Теперь многие туристы целенаправленно едут в Вардё, чтобы «познакомиться» с «Драккаром» (который, кстати, смотрит в сторону России). Арт-объект стал символом места.
А что это, если не показатель выполненной задачи?
*Мем — это информация (текстовая, графическая, звуковая или оформленная в видеоролик), получившая резонанс от большого числа интернет-пользователей.
МЕДЛЕННАЯ КУЛЬТУРА
Тема форума «Медленная культура» звучала как знак того, что качество важнее скорости и количества. Так, слово «быстро» отсылает к «фаст-фуду», а «медленно» — это сохранение традиций и уникальность.
СОХРАНИТЬ ДЕРЕВНИ
А иногда нужно не менять, а сохранять. Речь о Кенозерском национальном парке, который включает в себя около тридцати деревень с общим населением порядка двух тысяч человек. Сохраняется и изучается здесь не только природное, но и культурное наследие. Как отмечает заместитель директора нацпарка Александра Яковлева, это вовсе не музей, а жилая (и живая!) территория. Здесь реставрируются крестьянские деревянные дома XIX—XX веков, и в этой работе по восстановлению памятников обязательно принимают участие местные плотники. Архитектуру Русского Севера стараются сохранить всеми силами.
Фото Татьяны Воротынцевой. Илья Кузубов: самые интересные идеи лучше зафиксировать!