Доска, треска и без тоски

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2018/01/679_d1095-m.jpg

С чёрно-белого артхаусного короткометражного мультфильма на Arctic Art Forum (Арктический художественный форум) стартовало обсуждение городского пространства Архангельска. Столица Поморья — это город с утраченными смыслами или с разбуженным потенциалом? На этот вопрос пытались ответить эксперты и гости форума — ведущие дизайнеры и архитекторы России, Норвегии, Финляндии и Дании.

Как улучшить городское пространство? Рассказали на Arctic Art Forum в Архангельске

Север — для сильных

Мультфильм Ивана Максимова «Ветер вдоль берега» показывает зрителю быт тихой деревушки на побережье. Условия жизни там суровые: поднявшийся ветер сносит всё на своём пути. Но жители в сложившихся условиях действуют по-разному: одни попросту прячутся, другие борются (кто успешно, кто нет), третьи умудряются даже извлекать из ситуации выгоду.
Из этого незамысловатого сюжета спикеры форума сделали один вывод: у нас в Поморье так же — и нужно приспосабливаться, учиться превращать минусы в плюсы. Сильные и находчивые на Севере выживают — особенно если действовать сообща.
Как заявляют организаторы, Arctic Art Forum — это место для встречи творческих сил, где заново открывается уникальное наследие Русского Севера.
Есть это наследие и в Архангельске, и в Северодвинске. Но как его сохранить? И, что куда важнее, как сделать так, чтобы жители Поморья чувствовали себя комфортно, выходя на улицу? Чтобы городские пейзажи вызывали не приступ уныния, а улыбку?

Дорогу молодым!

По словам главного архитектора Архангельска Александры Юницыной, у администрации идей по улучшению визуального облика достаточно. Не все они озвучиваются, так как каждая идея требует проекта, финансирования и воплощения в жизнь. Когда всё это есть, можно и вывести проект «в свет».
Разрабатывать идеи и доводить их до рабочего проекта должны молодые умы, считает Александра Юницына:
— Архангельск ассоциируется с тремя словами: доска, треска и тоска. И последний пункт — тоску — должна развеять молодёжь.

Резко и локально

О том, что дизайн может стать инструментом для улучшения города, может повлиять на его развитие, рассказала инженер и дизайнер Анастасия Малафей, которая сейчас работает в Осло. По её словам, для достижения быстрого и заметного эффекта нужно действовать как при иглоукалывании — резко, локально и одномоментно, но изменяя таким образом весь город.
Так, например, житель одного американского городка штата Техас загорелся идеей изменить привычные улицы к лучшему. И решил начать с игнорирования правил, которые ограничивали городское пространство и мешали сделать его комфортнее для жителей. «Что будет, если мы нарушим все эти правила в один день?» — задался он вопросом. И ответ на него нашёл на практике. В один день большинство горожан вышли на улицу, самовольно нарисовали «зебру» там, где удобно переходить дорогу. Уличные кафе и распродажи тоже расположились так, чтобы всем было удобно, невзирая на правила. И это сработало — город резко изменился. Позже это движение распространилось по всей стране.

Жители штата Техас нарисовали «зебры» там, где удобно переходить дорогу.

Жители штата Техас нарисовали «зебры» там, где удобно переходить дорогу.

Петербургский художник и дизайнер Андрей Люблинский также подчеркнул, что для изменения общего облика города эффективнее всего действовать локально. И не обязательно изменения эти должны быть дорогостоящими, многие свои арт-объекты он сделал из материалов, найденных на улице или купленных за бесценок. А в итоге они привлекли внимание и горожан, и туристов, даже становились локальными мемами*.
По словам Андрея Люблинского, если на фоне арт-объекта фотографируются — значит, он удался. А большинству людей всегда нужно фотографироваться на фоне чего-нибудь.

Отдых у воды

Но по-настоящему серьёзные проблемы городского пространства нельзя так просто решить несколькими арт-объектами. Отдельное выступление на форуме было посвящено набережным. Позитивным примером стал Копенгаген.
Главный тезис: у современных горожан должен быть доступ к воде, от этого зависит комфорт жизни. Но в России набережные чаще всего не выполняют положенные им функции.
В Санкт-Петербурге, например, много водоёмов, но набережные как общественные пространства там попросту отсутствуют, отмечает директор Института исследования и развития стрит-арта Альбина Мотор.
Похожая картина и в Северодвинске. Как на Яграх, так и на бульваре Строителей набережные не обустроены. И воду не видно, если не подойти совсем близко: всё загораживают жилые дома.
В Копенгагене же водное пространство не застраивают, а оставляют для людей. У воды не только отдыхают, но и проводят культурные, образовательные мероприятия. Проводить различные фестивали там можно бесплатно — достаточно получить разрешение.

Так выглядит одна из набережных в Копенгагене.

Так выглядит одна из набережных в Копенгагене.

В этом случае хорошим примером из Северодвинска могут стать «Музыка закатов» на берегу Белого моря и спортивные мероприятия там же. На набережной Паранихи тоже нередко проходит что-то массовое: различные фестивали и даже открытые тренировки.
Копенгаген хвалят за прокат каяков, а у нас есть целая база для любителей кайтинга и виндсёрфинга. Но до уровня Дании нам пока далеко — там для комфорта горожан работает всё пространство.

Северодвинск — Норвегия

Но не всегда нам приходится брать пример с других стран, случается и наоборот. Северодвинцы Илья Кузубов и Александр Менухов на форуме рассказали, как искусство может развивать северные территории.
У нас команда Ильи и Александра организует фестиваль «Тайбола», а на севере Норвегии, в городе Вардё, этим летом они создали арт-объект «Драккар-Левиафан».
Это внушительных размеров сооружение (высота 20 метров) совмещает в себе корабль викингов и скелет морского чудовища Левиафана. И сделан «Драккар» был для того, чтобы вернуть жизнь в город, который раньше считался центром российско-норвежской торговли.
Что немаловажно: население приняло проект, а сам он очень удачно вписался в местный ландшафт. Теперь многие туристы целенаправленно едут в Вардё, чтобы «познакомиться» с «Драккаром» (который, кстати, смотрит в сторону России). Арт-объект стал символом места.
А что это, если не показатель выполненной задачи?

*Мем — это информация (текстовая, графическая, звуковая или оформленная в видеоролик), получившая резонанс от большого числа интернет-пользователей.

МЕДЛЕННАЯ КУЛЬТУРА

Тема форума «Медленная культура» звучала как знак того, что качество важнее скорости и количества. Так, слово «быстро» отсылает к «фаст-фуду», а «медленно» — это сохранение традиций и уникальность.

СОХРАНИТЬ ДЕРЕВНИ

А иногда нужно не менять, а сохранять. Речь о Кенозерском национальном парке, который включает в себя около тридцати деревень с общим населением порядка двух тысяч человек. Сохраняется и изучается здесь не только природное, но и культурное наследие. Как отмечает заместитель директора нацпарка Александра Яковлева, это вовсе не музей, а жилая (и живая!) территория. Здесь реставрируются крестьянские деревянные дома XIX—XX веков, и в этой работе по восстановлению памятников обязательно принимают участие местные плотники. Архитектуру Русского Севера стараются сохранить всеми силами.

Фото Татьяны Воротынцевой. Илья Кузубов: самые интересные идеи лучше зафиксировать!

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Январь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архив записей