MENU
7_d1095-m

12.12.2017 • Авторская колонка

Как воспитывать? Любить!

Открытые лекции для всех желающих проводит каждый месяц руководитель центра семейного творчества «Я-Самость» Людмила ЖИЛИБОВСКАЯ

В центре «Я-Самость» проходят уроки для мам и пап

На первой встрече говорили о том, какие кризисы переживают наши малыши. Справиться с ними порой сложно и взрослому, как же помочь ребёнку?
— Для начала важно понять, что кризис это не вредность ребёнка, а игнорирование родителями естественного пути развития, — приступила к рассказу Людмила Викторовна. — Кроме того, становление личности идёт по спирали, каждый виток — 12 лет. То есть сейчас мы разберём кризисы детей до 12 лет, но и в следующем 12-летнем цикле происходят похожие события.

1 год — доверие

Малыш до года ещё не понимает слов, но отлично ловит интонацию. Если он слышит только ласковые слова, если в доме, где он растёт, нет скандалов и его не окружают усталые раздражённые люди, если кроха накормлен, его часто обнимают и прижимают к себе любящие взрослые — он это обязательно запомнит. У такого малыша будет постоянное ощущение комфорта и доверия к жизни. В противоположном случае в год можно получить капризного малыша, и это будет не его вина, а родителей.
Прибавим к году ещё двенадцать лет, что получим? Ребёнок входит в подростковый возраст, и ему снова важно получить эту дозу доверия к непонятному миру взрослых. Нужны снова забота и безграничная любовь…

3 года — воля

Это возраст, когда малыш многое начинает делать сам. Он подражает взрослым и стремится стать похожим на них. Не мешайте! Хочет мыть посуду? Отлично! Да, он перебьёт всю посуду в первый раз, расколет несколько чашек во второй, но к третьему научится ставить тарелки аккуратно.
Ему просто жизненно необходимо давать попробовать всё: залезть повыше и спуститься самому, поколотить молотком по гвоздю, потрогать горячий чайник (проверьте сами его температуру, а затем позвольте прикоснуться пальцем — пусть удовлетворит любопытство и больше не трогает).
Если малышу в этом возрасте всё запрещать, если его чрезмерно опекать, то получим безвольного ребёнка, который будет бояться проявлять инициативу. Не бойтесь истерик в этом возрасте — запреты все трёхлетки воспринимают болезненно, пусть лучше он выскажет своё неудовольствие, чем внешне спокойно переживёт проблему в себе.
Как действовать, если малыш не послушался и нашкодил? «А я тебе говорил!» — совершенно непродуктивное высказывание: ребёнок и урока не извлёк, и, в чём проблема, не понял. «Я расстроился, это была любимая ваза, давай вместе уберём!» — так лучше: опыт получен, ответственность возложена правильно.

7 лет — ответственность

С трёх до семи ребёнок учится общаться. До пяти лет вырабатываются навыки игры, до девяти он активно играет и через игру познаёт мир. В этом Людмила Викторовна видит проблемы многих первоклашек: в школу родители стремятся отдать детей как можно раньше. А с точки зрения психологии, до девяти лет ребёнок должен играть, а не сидеть за партой.
С игрой вырабатывается организованность, ребёнок учится слышать, наблюдать, думать, запоминать и, говоря проще, ровно сидеть на попе столько, сколько это нужно. Правда, Людмила Викторовна замечает: всё это относится только к тем случаям, когда игра организована и проходит по правилам.
Один секрет от ведущей встречи: если вы хотите узнать, играют ли в саду дети друг с другом, посмотрите, как расставлены столы. Если как парты в школе — нет, здесь коммуникацией не пахнет. Играть можно только в кругу.
Если до семи лет ребёнок не играл со сверстниками, можем получить кризис социализации, и малыш станет изгоем в коллективе. Если же он играл и умеет брать ответственность за соблюдение правил, честную игру и возможный проигрыш — кризиса вы не заметите.

12 лет — достоинство

Если в год ребёнок был любим и обласкан, в три  ему позволяли учиться самостоятельности, а к семи годам он научился общаться со сверстниками, то к двенадцати мы получим человека с чувством собственного достоинства, уверенного в себе, уважаемого окружающими.
Не получили? Подумайте над тем, где же был упущен момент и как всё наверстать. Потому что через очередной виток все проблемы вернутся.

ДЕЛО НЕ В САДИКАХ

— Сейчас многие малыши впервые пошли в сад, начались адаптация и болезни, родители тут же находят виновных — в саду кто-то чихнул или покашлял, форточки открыли, не так на прогулку одели, — очень точно описывает знакомую всем ситуацию психолог. — Сады практически стерильны, моют их так, как дома у немногих получается. В подъездах, по которым вы проходите каждый день не по разу, грязи больше. А в магазинах, куда заглядываете с детьми, больше чихающих и кашляющих.
Дело не в садиках, а в том, что до трёх лет отдавать малышей в сад я считаю преступлением. Ребёнок ещё не отделился от мамы, ему плохо. И если ваш малыш пошёл без капризов, не радуйтесь — он просто смирился со своей участью.

Ирина КАЛАЧЁВА
Фото с сайта ozsoyanaokulu.com

Comments are closed.

« »