MENU
т2576~1115_d1094 - м

17.11.2017 • Авторская колонка, В защиту потребителя

Вред нечаянный — спор отчаянный

В магазине во время примерки брюк на них сломалась застёжка-молния. Продавец нахамила мне, заставила заплатить 200 рублей за замену молнии, продолжая грубить. Жалобную книгу дать отказалась. Я пошла к директору: мне сказали, что эта дамочка — ИП, арендует место и никому не подчиняется. Можно ли как-то наказать нахалку, в суд подать? И законно ли взимание денег за ремонт? Мне кажется, вещь была изначально некачественная.

Л.Д

Можно было не платить

В подобных ситуациях покупатель вправе отказаться платить за повреждение ещё не оплаченного товара. Обратимся к Гражданскому кодексу РФ.
В соответствии со ст. 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества лежит на его собственнике — то есть в данном случае на продавце товара. На покупателя, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск переходит «с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю» (ст. 458, 459 ГК РФ).
Заставить платить покупателя за повреждение ещё не купленного товара продавец может только в судебном порядке, причём продавцу придётся доказывать, что покупатель нанёс ущерб умышленно.
Однако, если покупатель, не знающий своих прав, заплатил добровольно, получается, что он согласовал этот момент с продавцом. Можно ли постфактум доказать, что сделано это было под давлением, и «наказать нахалку»?

Будьте взаимно вежливы!

Ситуацию комментирует юрист Дмитрий БАРАБАШ:
— Для начала надо определить, кто из участников описанного события является нахалкой. Ею может быть продавец, которая нахально потребовала от посетителя возместить причинённый ущерб от повреждения вещи. Ею может быть посетитель магазина, которая нахально взяла для примерки вещь не того размера. Можно попытаться навесить ярлык «нахалка», например, на директора магазина или на швею, изготовившую некачественную вещь. По толковому словарю, нахал — это наглый, беззастенчивый, бесцеремонный человек. Употребляется как порицающее или бранное слово.
В суд обращаются за защитой нарушенного или оспариваемого права. Обратиться в суд за наказанием лица, которое просто вам не нравится, не получится. Стоит сосредоточиться на том, какое ваше право было нарушено другим лицом, и в суде потребовать восстановления этого права. Взимание денег за ремонт молнии
(в данном случае 200 рублей) законно, если продавец и посетитель магазина согласовали это, например совершили передачу денег.
С точки зрения закона, нести ответственность за повреждение продаваемой вещи в магазине должен тот, кто виновен в её повреждении.
Если вещь намеренно повредил посетитель магазина, то он виновен в причинении ущерба собственнику вещи и должен его возместить.
Если повреждение случилось ненамеренно, вины посетителя нет. В таком случае риск убытков от повреждения вещи (ремонт, замена, списание) несёт продавец.
В случае спора о наличии вины в повреждении вещи заинтересованная сторона может обратиться в суд за защитой своего права, которое она считает нарушенным.
Если спор среди прочего будет касаться качества вещи, то продавец должен будет провести независимую экспертизу, чтобы доказать надлежащее состояние вещи до повреждения, соответствующее обычно предъявляемым к такой вещи требованиям.
Повреждение товара покупателями — явление не такое уж редкое. К сожалению, это событие почти всегда оставляет неприятный осадок как у покупателя, так и у продавца. Обоим приходится выслушивать немало нелестных слов в свой адрес.
А чтобы избежать этого и не попадать в конфликтные ситуации, достаточно проявить чуточку взаимного уважения, доброты и участливости. Эти качества защитят иногда лучше матёрого юриста-сутяжника. Мы часто забываем, что благодаря именно этим качествам приобретаем новых друзей и успешно теряем врагов.
Интересно, много ли людей согласится получить порцию скорблений и угроз судебной расправой за 200 рублей?

За оскорбление — к ответу?

Впрочем, иногда дело не в деньгах, а в нравственных страданиях, причинённых оскорбительным поведением. С 2016 года взыскание за оскорбление предусматривает статья 5.61 КоАП, состоящая из следующих категорий:
•публичное оскорбление — это беспардонные унижения, нанесённые человеку при свидетелях: на собраниях или рабочих местах, в средствах СМИ, в социальной сети (штраф здесь установлен от 5 000 до 50 000 руб.);
•личное унижение (максимальный штраф 3 000 рублей; такая сумма взимается только с физических лиц, а при совершении правонарушений должностными или юридическими лицами — 30—100 тыс. рублей).
В любой конфликтной ситуации достаётся обеим сторонам. Вопрос в том, переступил ли продавец (или покупатель) рамки дозволенного, использовал ли бранные выражения, являлись ли слова оскорблением или «оценочным мнением».
Если обращаться в суд, надо иметь доказательную базу: свидетельские показания, аудио- или видеоматериалы. При этом истец должен понимать, особенно если и сам был не вполне корректен, что ответчик может подать встречный иск.
И ещё важный момент. Если дело о порче товара дойдёт до разбирательства в суде и продавец сумеет доказать, что покупатель повредил товар умышленно, то последний в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях будет обязан и возместить ущерб, и заплатить административный штраф от 300 до 500 рублей (ст. 7.17 КоАП РФ).

Фото с сайта www.today.com

Comments are closed.

« »