MENU
1159_d1094-мазур

15.11.2017 • Колонка редактора

Не знаете историю? Тогда мы идём к вам!

Члены правительства и руководители регионов России, иностранные послы, знаменитые писатели, артисты и телеведущие — кого только не было среди гостей Севмаша! И практически все они приходят в музей предприятия. Для кого-то знакомство с суперверфью этим и ограничивается, а для кого-то лишь начинается — скажем, для северодвинских школьников, многие из которых со временем приходят на Севмаш работать. Но в любом случае первые впечатления от завода — это музейная экспозиция и рассказ музейного работника. Особенно такого увлечённого своим делом и харизматичного, как научный сотрудник Александр МАЗУР

Александр Мазур находит подход к любому гостю музея Севмаша — от министра до школьника

Завод как огромный мир

Сегодня он в несколько непривычной для себя роли — по нашей просьбе проводит «экскурсию» о себе самом:
— Родился я в Северодвинске в 1984 году. Учился в 23-й школе, поступил в профессиональное училище № 1 на специальность «слесарь-ремонтник», на заводе в 3-м цехе проходил практику. Но… Время было, как помните, непростое — пришлось начать работать раньше, чем успел окончить учёбу. Работал в сфере общепита. Однако в 2009 году вновь пришёл на завод — грузчиком в цех 30. Полное среднее образование получил в вечерней сменной школе. В 2012-м поступил в САФУ, в институт социально-гуманитарных и политических наук. На первую же практику пришёл в наш заводской музей — и директор Ирина Игоревна Рипинская предложила мне работать здесь…
Кстати, среди тех, кто оказал мне особую поддержку, нужно упомянуть и ведущего специалиста управления делами предприятия Александра Борисовича Холодова с его глубокими и содержательными рассказами о производстве, а также начальника бюро презентаций Сергея Константиновича Железнёва: он очень помогает в реализации проектов и экспозиций. Ну и, конечно, большое спасибо всему коллективу музея. И моей семье — тем людям, которые всегда приходят ко мне на помощь. Это здорово, когда близкие с терпением и пониманием относятся к тому, что я делаю. Ведь приходится брать работу на дом, решать какие-то задачи и в выходные…
Моя первая серьёзная собственная экспозиция — посвящённая Молотовскому порту времён Великой Отечественной войны. Тщательно сверяли все детали с источниками, с данными немецкой аэрофотосъёмки — в итоге получили, я считаю, самый точный макет нашего порта из всех, что есть на сегодня.
— Почему именно музейная работа, Александр Валерьевич, что вы нашли в ней?
— Очень долго горожане не имели представления, что и как делает завод. Да и работник предприятия не сразу осознаёт масштабы работ. Более того, целостной картины в ходе повседневной деятельности у кого-то может так и не сложиться: многие ведь всю жизнь работают на одном участке, изготовляют те или иные узлы определённого типа…
А музей позволяет сразу увидеть наш завод как огромный мир, пусть и в миниатюре. Здесь понимаешь, какие мощные корабли строят у нас, какую важную задачу выполняют завод и город. Здесь проникаешься историей. Я сам историей увлекался с детства, участвовал и в реконструкторском движении — в клубах «Форн» и «Северная Двина». Но очень многое о родном городе узнал только здесь, в нашем музее. Это захватило сразу! Захотелось узнать ещё больше. И чем больше работаешь, тем больше погружаешься в материал!

Быль о «Золотой рыбке»

— А вас самого что больше всего удивляет из того, что вы узнали о заводе?
— Самое удивительное — то, насколько мощным и эффективным может стать предприятие по производству сложной военной техники за столь короткий срок с даты его основания. Ведь первые корабли заложены в 1939 году, подводным кораблестроением занимаемся с 1942 года — и каких успехов добились, как выдвинулись в число лидеров, как долго удерживаем этот статус — всё это дорогого стоит.
— Есть у вас планы или, быть может, мечты, связанные с работой?
— Хотелось бы переработать экспозицию о четвёртом поколении АПЛ. И выделить особо легендарные корабли: ту же «Золотую рыбку» — самую быструю в мире АПЛ, и корабли проекта 705 — скоростные титановые лодки, далеко опередившие своё время по уровню автоматизации, и «Комсомолец» — самую глубоководную из боевых субмарин, и «Акулы» проекта 941.
В этом же ряду представить и «Ленинский комсомол» — первую АПЛ в истории нашего кораблестроения и флота. А в каком-то смысле, я считаю, и в мире. Американский «Наутилус» был стендовым кораблём, построенным в единственном экземпляре, а мы строили серию АПЛ. Наш корабль значительно превосходил американский по целому ряду параметров: начиная от формы корпуса, например, — отсюда и скорость надводного и подводного хода, глубина погружения. По этим параметрам наши лодки проекта 627 явно были более передовыми, многие решения — принципиально новаторскими, от формы корпуса до применяемых марок стали…
Правда, в плане музеефикации американцы нас, несомненно, обогнали. Их «Наутилус» давно принимает экскурсантов в Пёрл-Харборе. Хочется верить, что и в России с «Ленинским комсомолом» удастся решить вопрос так же.

Мэтры и мэры

— От коллег знаем, что ваша экскурсия произвела большое впечатление, скажем, на мэтра журналистики Владимира Познера. А вам самому кто из посетителей запомнился больше всего?
— Познер, безусловно. Очень интересный человек, с огромным кругозором. Но больше всех, пожалуй, обратил на себя внимание мэр Ульяновска, посетивший закладку одноимённого корабля летом этого года: очень открытый в общении, имеющий широкое понятие о производстве — со знанием дела расспрашивал об организации работ в судостроении, проводил параллели с авиастроением…
Экскурсанты у нас самые разные, от школьника до министра. Экскурсию подбираешь под каждого индивидуально. Манеру общения тоже. С кем-то перешутишься, с кем-то, конечно, всё сугубо официально. Интересно общаться с конструкторами, учёными, академиками: у них всегда можно что-то почерпнуть.

1155_d1094 - маз

Каверзными вопросами не испугаешь! Александр Мазур проводит экскурсию для мэтра журналистики Владимира Познера.
— Какие вопросы задают чаще всего? Какие наиболее интересны для вас?
— Пожалуй, всех интересует, насколько наши корабли конкурентоспособны по сравнению с американскими. Отвечаю, высказывая и мнение экспертов, и своё собственное… А неинтересных для меня вопросов нет, все по-своему хороши. Как и экскурсанты.
Больше всего экскурсий, пожалуй, со школьниками примерно девятого класса — теми, кого ждёт выбор: где далее получать образование. Доставляет удовольствие, когда видишь, что история и настоящее завода захватывают ребят.
Но и экскурсии для младших не менее интересны. Радует, что уже третьеклашки порой немало знают об истории города. Оказывается, учителя рассказывают факультативно, и чувствуется, что это у них идёт от сердца. Здорово!
Но, к слову, и коллеги на Севмаше работают так же. В нашей видеолаборатории снят фильм «Молотовск в годы войны». Замечательный!
На днях прошла в музее встреча, посвящённая 50-летию сдачи флоту головного корабля проекта 667А — первого стратегического ракетоносца второго поколения. Были и участники строительства легендарного заказа № 420 и других кораблей «золотой серии», и те, кто служил на «азухах» (так в разговоре называют лодки проекта 667А — «аз». — Прим. ред.). Удивительные люди!

Играем в «войну»

— Начало биографии у вас рабочее. В нынешней вашей деятельности это помогает?
— Конечно. Некоторые моменты понятны «изнутри». И конечно, есть своё мнение в вечном споре о том, кому легче: рабочему или инженерно-техническому работнику! (Улыбается).
— А что увлекает вас помимо работы?
— Я вообще по жизни увлекающийся человек. Работы, конечно, много. Но хобби есть. Люблю велосипед — спортсменом себя не считаю, но дорогу на Солзу или узкоколейку на Белое Озеро знаю и люблю. Ещё одно увлечение — военно-исторические мероприятия, страйкбол. Оружие там по массе, габаритам и внешнему виду соответствует реальному, шарики летят так, что стрельбу можно вести очередями и через кусты, — эффект впечатляющий, это захватывает. Время от времени уезжаем с друзьями в лес и устраиваем там небольшие «войны» — непременно сюжетные, с продуманной фабулой.
— Какую-нибудь войну последних лет берёте за основу?
— Знаете, реальных конфликтов стараемся не касаться.

 
Фото из архива Александра Мазура и Максима Воркункова. Познать историю лучше помогает военно-историческая реконструкция. Наш герой в роли моряка Черноморского флота времён Великой Отечественной войны.

 

 

 

 

 

 

Comments are closed.

« »