«Матильда»: много шума из ничего?

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/11/987_d1094-m-e1620174606246.jpg

Не помню другой картины, которая бы вызвала столь широкий общественный резонанс ещё задолго до выхода.

Протест Натальи Поклонской, свято чтущей память последнего русского императора, к которому присоединились некоторые общественные организации, призывы запретить фильм, угрозы, вплоть до попыток поджога кинотеатров… И несмотря на такую шумиху, казалось бы, обязанную подогреть интерес, фильм Алексея Учителя не стал лидером проката в первые выходные, уступив по сборам «Последнему богатырю» Дмитрия Дьяченко производства компании Disney в России.

Но что ни говори, жениться по любви…

Об исторической достоверности «Матильды» можно говорить весьма условно. Да, имел место факт связи наследника престола со знаменитой балериной.

«Московский комсомолец» недавно опубликовал фрагменты из дневников самого Николая II. Процитируем запись от 1 апреля 1892 года: «Весьма странное явление, которое я в себе замечаю: я никогда не думал, что два одинаковых чувства, две любви одновременно совместимы в душе. Теперь уже пошёл четвёртый год, что я люблю Аликс Г. и постоянно лелею мысль, если Бог даст, когда-нибудь жениться на ней!.. А с лагеря 1890 г. по сие время я страстно полюбил (платонически) маленькую К. Удивительная вещь наше сердце! Вместе с тем я не перестаю думать об Аликс Г. Право, можно заключить после этого, что я очень влюбчив? До известной степени — да. Но я должен прибавить, что внутри я строгий судья и до крайности разборчив!».

По ленте Учителя же выходит, что Николай (Ларс Айдингер) вроде бы и вовсе не любит Аликс (Луиза Вольфрам) — женитьба запланирована только из династических соображений, зато Матильдой (Михалина Ольшаньская) увлечён так, что готов ради женитьбы на ней отказаться от престола — и женился бы, если б не почитал её трагически погибшей.

В прологе фильма — сцена коронации царственных супругов. Матильда в наряде невесты врывается в храм, убегает от начальника сыскной полиции Власова (Виталий Кищенко), появляется на хорах, кричит: «Ники!». Николай Александрович, увидев «покойницу», падает в обморок, корона Российской империи, так и не коснувшись его головы, катится на пол… Не иначе, как чей-то сон или видение, весьма символическое. Корона действительно падёт, только 23 года спустя, и кровавая Гражданская война накроет Россию. Но искать причинно-следственные связи между ролью прима-балерины в судьбе цесаревича и последующей историей России — это заниматься мифотворчеством

Огонь, вода и элементы стимпанка*

Вершителями судеб выступают императрица Мария Фёдоровна (Ингеборга Дапкунайте), при всей откровенной неприязни к принцессе Александре настаивающая на выборе «правильной невесты», и упомянутый шеф полиции, сначала по-хорошему отговаривающий танцовщицу от авантюрных планов, а в финале не брезгующий методами, больше похожими на террористические, чем на полицейские.

Взрывающийся паром над водной гладью — это же так зрелищно! Как и балетные пачки, расшитые светодиодами. И чудовищная лаборатория сумасшедшего врача-психиатра Фишеля (Томас Остермайер), который по сговору с шефом полиции пытает арестанта графа Воронцова (Данила Козловский), отчаянного поклонника Матильды, в этаком стимпанковском кубе с водой.

Козловский изначально планировался на роль самого цесаревича, но буквально портретное сходство Ларса Айдингера с Николаем II поразило Учителя настолько, что он изменил планы, а для Козловского ввёл нового персонажа.

Немецкий актёр, конечно, очень похож на последнего российского императора — но не в возрасте 22 лет! Может, это тоже сыграло роль в том, что любовная линия в фильме получилась недостаточно убедительной — у меня, например, сложилось впечатление, что «киношной» Матильдой движут скорей амбиции, чем истинное чувство

Между историей и фэнтези

Больше страсти могло бы быть в вымышленной линии с Воронцовым — но она так и не была раскрыта. Матильда и понятия не имела, на какие жертвы ради неё пошёл молодой поручик. Увы, красавец погибает, предварительно убив злодея-доктора, чьи эксперименты и влияние на Аликс могли бы добавить интриги сюжету — если бы автор решил снять фэнтезийный фильм в жанре «альтернативной истории».
Но, претендуя на историчность картины, Учитель был буквально вынужден избавиться от искусственно встроенных вымышленных персонажей, пока они не успели оставить след.

В итоге мы имеем просто некую мелодраму, визуально очень красивую — надо отдать должное. Оскорбиться в этом фильме можно скорей за Александру, чем за Николая — образ принцессы Гессенской подан почти карикатурно, чтобы на фоне бледной немки Матильда казалась ещё очаровательней.

Но как всё было на самом деле — предоставим разбираться историкам. В СМИ летом прошла информация, что режиссёр-документалист Сергей Алиев намерен снять документальный фильм «Ложь Матильды», который призван «развенчать мифы» вокруг личности Николая II.

___________
*Стимпанк (от англ. steampunk: steam — «пар» и punk — «панк») — направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин.

Фото с сайта www.youtube.com

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архив записей