MENU
мозаика-m

27.09.2017 • Город

Ремонт или варварство?

Фонтан у вокзала кто-то даже обидно называл клумбой: в самом деле, воды в нём нет, пожалуй, с начала 90-х годов, на дне чаши росла трава. И всё же его своеобразный силуэт и облицованная настоящей мозаичной смальтой чаша стали привычными. И когда фонтан закрыли забором и начали на нём бетонные работы, общественные градозащитники искренне возмутились

Работы на фонтане у вокзала обострили полемику между защитниками старины и сторонниками прагматизма

Доживём до 1 ноября

И недовольство понятно. Скажем, ни горожанам, ни прессе не предъявили эскиз проекта ремонта, а ведь даже строители магазинов сейчас размещают на видном месте изображение будущего здания.
И почему отбивают дорогостоящую, пригодную для высокохудожественных работ смальту? Не уничтожение ли это памятника искусства под видом ремонта и при попустительстве власти, равнодушной к сохранению облика города?
Власть, впрочем, отреагировала на возмущение быстро и по-деловому. Правда, не для печати некоторые чиновники искренне удивляются: что вообще за речь о художественной ценности стандартного позднесоветского (построен к 50-летию Северодвинска) фонтана и неужели для общественности лучше сохранение статус-кво с треснувшей чашей, заросшей травой?.. Но это тоже эмоции.
Председатель комитета ЖКХ, транспорта и связи администрации Северодвинска Михаил Тарасов сообщил, что фонтан был в аварийном состоянии, железобетонная чаша со временем треснула, её форма нарушилась, потому и необходимы осуществляемые в настоящее время заливка бетоном и армирование конструкции. Оформление из смальты на 30 процентов утрачено, но проект работ предусматривает оформление чаши новой стеклянной мозаикой, которая по цветовому решению, форме деталей и фактуре будет идентична прежней, заверил Михаил Юрьевич; в первозданном виде останутся и мозаика над чашей, и металлические детали, и фигуры чаек.
Напомним, что ремонт фонтана осуществляется в рамках программы «Формирование комфортной городской среды». Подрядчик, ООО «РСО-Д», определён по итогам электронного аукциона на сумму немногим более одного миллиона рублей.
Неделю назад, по данным администрации, фонтан был  готов на 35 процентов. Срок сдачи объекта по контракту — 1 ноября.
Добавим всё же, что даже позднесоветская штамповка сейчас воспринимается иначе, нежели во время её создания: она не только напоминает об эпохе расцвета города, но и в лучшую сторону отличается от многих образцов штамповки нынешней. И очень хочется, чтобы результаты работы соответствовали обещанному.

Слово художнику

Так уж получилось, что обе стороны дискуссии ссылаются на мнение уважаемого профессионала — художника-монументалиста Валерия Сакова.
По правде сказать, ажиотажа общественников именно вокруг привокзального фонтана Валерий Викторович не понимает. Композицию его — невысокую и упрощённо горизонтальную, но с массивными вертикальными, по его выражению, «палками» — он считает лишённой особенных изобразительных эффектов. Смальта — материал дорогой, это правда. Но, во-первых, он на фонтане действительно в значительной мере разрушен. А во-вторых…
Увы, Северодвинску следует знать гораздо более печальные примеры. Скажем, где прекрасные резные панно замечательного художника Александра Мартынова, украшавшие кафе «Дружба», «Парус» и ресторан «Белые ночи»? Валерий Саков считает, что именно гибель этих оригинальных работ привела к смерти его талантливого коллеги.
А где фрески, выполненные Алексеем Михайловичем Голубцовым — лично и в соавторстве? Неужели необходимо было, к примеру, закрасить жёлтой краской росписи Голубцова и Сакова на стене кинотеатра «Прибой»?
Почему в ходе ремонтов бывшего профессионального училища № 1 мало кто обратил внимание на исчезновение масштабных мозаик, выполненных в своё время московскими художниками?
Кстати о ПУ-1: 72 квадратных метра витражей, выполненных Валерием Саковым в фойе из хрустального стекла, в своё время… нет, не разбили, но зашили деревом: видимо, понадобились стены для размещения стендов.
А ремонт фасада 17-го лицея? Валерию Сакову, по его словам, не так давно предложили восстановить роспись, которая была у крыльца. Художник ответил: во-первых, не он выполнял роспись, а во-вторых, не он её уничтожил. И недоумённо спрашивает: «Как объяснить, что это варварство?».
Словом, из крупных произведений монументалистики в Северодвинске остались, пожалуй, витражи и мозаики Дома корабела да мозаика на 38-й школе (ул. Гагарина). За ними тоже нужен особый присмотр, замечает В. Саков. Может, продумать варианты с подсветкой фасада 38-й школы? Да и просто тщательно и бережно промыть смальту? Чтобы не пришлось вновь возмущаться гибелью знакомой уже нескольким поколениям красоты.

Фото с сайта severodvinska.net

 

Comments are closed.

« »