Уважаемый Михаил Аркадьевич! Обращаемся к вам как к председателю ассоциации «Арктические муниципалитеты».
Открытое письмо мэру Северодвинска от ветеранов ЦС «Звёздочка»
На VI международном форуме «Арктика — территория диалога» вы чётко сказали: «Наша задача — не только обозначить проблемы, но и предложить пути их решения. Иными словами, государство, прописывая в принимаемых законах правила игры в Арктике, должно учитывать мнение муниципалитетов как экспертов, знающих ситуацию изнутри, видящих благоприятные факторы, скрытые ресурсы и «подводные камни», и как главных участников любого масштабного проекта, развивающегося на их территориях. Основа освоения Арктики — это муниципалитеты. Без их развития и поддержки никогда не будет решена эта глобальная задача…»
Суть проблемы, которую мы снова поднимаем, — это сохранение от разрушения береговой линии, уникального ягринского бора, да, в конечном итоге, и всего острова Ягры. Началось разрушение после того, как стали проводиться дноуглубительные работы на десятикилометровом фарватере, идущем вдоль острова Ягры, для безопасного прохода судов и кораблей ВМФ на внутреннюю акваторию порта и заводов — Севмаша и «Звёздочки». Грунт, выбираемый при дноуглубительных работах, вывозится землечерпалками в море. А песок, который составляет основу выбираемого грунта, после окончания работы землечерпалок снова заполняет так называемую канаву-фарватер за счёт береговой линии. По многолетним наблюдениям старожилов, береговая линия разрушается со скоростью полтора метра в год. Характерным показателем разрушительного воздействия моря на берег являются фундаменты орудий, которые были установлены в начале Великой Отечественной войны на вершинах сопок. До береговой линии по приливу было в тот период от 50 до 100 метров. Сейчас, спустя 75 лет, эти фундаменты находятся в воде и до береговой линии во время прилива расстояние 25 метров и более, только в обратную сторону. Чтобы поставить заслон разрушению, необходимо укрепить берег шпунтом Ларсена и бетонированием на ширину минимум пять метров.
По предварительному нашему мнению, в идеале, укрепление берега выполнить в виде сплошного инженерного сооружения от южных Ягр до воинского мемориала. Строительному отделу мэрии с привлечением специалистов — инженеров-гидростроителей— поручить разработать технический проект производства работ по укреплению береговой линии. При проработке проекта рассчитать стоимость материалов и непосредственно самих работ. Определить в конечном итоге цену вопроса. Для финансирования работ необходимо подготовить обращения в отдел мэрии от бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок, от руководства заводов в адрес Минобороны как основного заказчика, в
адрес ОСК, спецпредставителя президента РФ по экологии Сергея Иванова и в другие инстанции. Вывод очевиден — если в технологическом процессе постройки и ремонта кораблей есть статья расходов на дноуглубительные работы, то должна быть статья расходов по предотвращению разрушения берега..
С уважением члены совета ветеранов
войны и профсоюзного комитета ветеранов войны
и труда АО ЦС «Звёздочка»
(всего 23 подписи)
Фото Станислава Зелянина