MENU
АПЛ проекта 667АУ. Фото из фонда музея «Звёздочки» АПЛ проекта 667АУ. Фото из фонда музея «Звёздочки»

11.08.2017 • Судостроение

Строили и служили Герои

Многие атомные подводные лодки, проходившие ремонт на «Звёздочке», чем-то были знамениты. Одни — походом к Северному полюсу, другие — погружением на предельную глубину, третьи — первыми пусками ракет из-под воды. А вот АПЛ К-245 проекта 667А (заводской номер 451) известна тем, что к её судьбе причастны аж шесть Героев — два Советского Союза, три Социалистического Труда и один России. В этом году исполняется 35 лет, как после среднего ремонта наш завод передал К-245 Военно-Морскому Флоту.

Построил этот подводный ракетный крейсер, 19-й по счёту, Севмаш. В конце декабря 1971 года корабль включили в состав Северного флота. В 1972 году
К-245 первой из подводных лодок своего проекта всплыла на Северном полюсе для выполнения ракетной стрельбы, которая прошла успешно, за что экипаж наградили вымпелом министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». Руководил походом Герой Советского Союза контр-адмирал В.Н. Чернавин, походный штаб возглавлял Герой Советского Союза Л.А. Матушкин, уводивший в Заполярье в 1964 году первую АПЛ К-33 (заказ № 902), отремонтированную на нашем предприятии. Такого количества Героев, связанных с судьбой подводного корабля в отечественном ВМФ, не бывало.
В выше названном походе К-245 показала надёжность в эксплуатации, боевую мощь, высокий профессионализм экипажа. У лодок проекта 667А было много новинок. Одна из них — боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Туча» — первая отечественная многоцелевая автоматизированная система, обеспечивающая применение ракетного и торпедного оружия. И в дальнем походе, и по возращении из него экипаж К-245 не раз добрым словом вспоминал корабелов, которые её строили, и среди них бригады слесарей-монтажников Севмаша В.А. Репина и
М.И. Титова, ставших впоследствии Героями Социалистического Труда, сдаточного механика Д.Г. Пашаева — будущего гендиректора Севмаша и Героя России. После боевых служб и боевых дежурств лодка в 1980 году пришла для среднего ремонта на «Звёздочку». Ответственным сдатчиком назначили
М.И. Генина, сдаточным механиком — В.Г. Петрушенко. Заказ переоборудовали под проект 667АУ.
По обязательствам корабль предстояло сдать в 1982 году, когда страна отмечала 60-летие образования СССР. Под знаменем этой даты на предприятии и шло соцсоревнование, лидерами которого были бригады слесарей-монтажников Героя Социалистического Труда Г.М. Толстоногова, сварщиков А.А. Ивашковского (цех 10), трубогибщиков Д.И. Варлыгина, изолировщиков Н.П. Григи (цех 9), сборщиков-достройщиков  П.А. Семко (цех 40), столяров Н.А. Савосты (цех 41). Сдали лодку к Дню Военно-Морского Флота.  Уводил её в Заполярье капитан 2-го ранга В.А. Попов, будущий адмирал и командующий Северным флотом.
В декабре 1983 года с АПЛ К-245 произошла авария. В Мотовском заливе в результате навигационной ошибки лодка села на прибрежные камни, повредив обшивку легкого корпуса и обтекатель гидроакустического комплекса. Исключили К-245 из состава ВМФ в 1992 году.

Comments are closed.

« »