«Ребёнок в ящике»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/07/1322_d1092-m.jpg

Взяться за эту тему нас подвигло письмо нашей читательницы. Глубоко личная история вылилась в рассуждения о том, чем можно помочь женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. На её взгляд, поддержка в такой период особенно необходима, что предостережёт женщину от необдуманных шагов. Одна из таких форм поддержки — беби-боксы, которые уже работают в некоторых регионах при родильных домах или детских больницах и куда можно анонимно принести грудного ребёнка, передав заботу о нём государству. В чём плюсы и минусы подобной инициативы?

Беби-боксы: польза или вред?

А могло бы быть всё по-другому…

Кто-то может быть и «за» или «против» новоявленных беби-боксов, но я хочу рассказать о своём непростом жизненном опыте.
Родилась я первым ребёнком через несколько лет после войны. Через два года родился мой брат, который был у всех любимчиком, в том числе у меня. К сожалению, моя мама трагически ушла из жизни, когда мне исполнилось семь лет, а брату — пять.
Как ни банально сегодня звучит, но причиной смерти стала незапланированная беременность. Жизнь с моим отцом не складывалась, он часто не ночевал дома, пил. Мама много работала. В общем, третий ребёнок был никому не нужен. Мама очень хотела жить,  ради нас, но ей надо было избавиться от «лишнего» ребёнка. Аборты в то время были под великим запретом. И вот какой-то медик дал ей специальные таблетки, якобы для выкидыша, она выпила их очень много и отравилась.
В больницу мама попала в выходные дни, когда на дежурстве было мало врачей. Поэтому ей не успели вовремя сделать переливание крови. Мама умерла в
30 лет. На похоронах я слышала: «Как же так? Ушла такая молодая, оставив двух малышей». Мой дедушка (отец мамы) не прожил и года после смерти единственной дочери. Но успел написать заявление о приёме меня в первый класс школы-интерната, чтобы я не видела гулянок отца, который через месяц после гибели мамы привёл в наш дом мачеху. Восемь лет я училась в школе-интернате, через два года там же стал учиться мой брат. Благодаря помощи замечательных учителей и воспитателей я смогла получить аттестат о восьмилетнем образовании с одними пятёрками.
Стоял вопрос: «Куда идти дальше?». Мачеха настаивала на техникуме (чтобы я побыстрее стала работать), но я уговорила её продолжить свою учёбу в классе с математическим уклоном. После школы я решила поступать в институт и выбрала специальность, которая была только в Ленинградском университете. Если честно, то  чтобы уехать подальше от родного дома. Поступила, хоть и не с первого раза, на дневное отделение. Стипендии не хватало.  Где только ни приходилось подрабатывать! На разгрузке вагонов, на овощной базе, помощником почтальона и т.д.
После 4-го курса я вышла замуж и родила первенца-сына. Наконец-то у меня появились настоящие родители — мама и папа мужа, благодаря которым я смогла окончить институт.

Повторить судьбу мамы?

Казалось бы, стало всё хорошо. Но кто знал, что мне предстоит в чём-то повторить судьбу мамы…
Вместе с мужем пришлось покинуть Питер и переехать жить в другой город. Почти сразу начались сложности с жильём на новом месте. Тут не замедлил появиться на свет и второй ребёнок. Думаю, что из-за моих неурядиц на работе и жизненных переживаний с мужем (во время моей беременности он тайно «загулял» с замужней женщиной) малыш родился с проблемами. При родах он был обвит пуповиной и получил кислородное голодание мозга (асфиксию). Сын не закричал сразу, его унесли и не приносили ко мне на кормление пять дней. Оказывается, врачи боролись за жизнь моего малыша. Я лежала в палате с другими, счастливыми женщинами и всё время плакала. Потом мне принесли сына — на него страшно было смотреть. После выписки домой малыш постоянно срыгивал всё молоко, иногда были судороги. В общем, пережили мы с ним много:  и бесконечный энурез, и задержку речи, и походы к врачам, и издевательства со стороны сверстников. На переменах в школе он прятался у гардеробщицы, чтобы никто его не обидел… Виновата я и перед старшим сыном, что не уделяла ему должного внимания. Но он был очень самостоятельным и умным. Муж мой тем временем периодически продолжал крутить роман с той женщиной.
Неожиданно я узнала, что жду третьего малыша. Что делать? Не сказав ничего мужу и начитавшись советов, попыталась сама избавиться от беременности. Дома была одна, мне стало дурно, чувствовала, что умираю. Тут я и вспомнила свою маму и поняла, какая же я глупая! Опомнилась и из последних сил добралась до мужа, который был в гараже. Всё ему поведала. Больше ничего не предпринимала. Решила родить ещё и потому, что боялась смерти второго сына, который был слаб. А одного ребёнка всё-таки иметь нельзя.
Но у самого младшего тоже начались проблемы. Через месяц после рождения младенец очень сильно похудел из-за краснухи. Потом у него обнаружили паховую грыжу и в два месяца под общим наркозом ему сделали операцию. А позже — повышенный билирубин, недостаток железа, ухудшение зрения. Я чувствовала себя виноватой:  наверное, это всё из-за того, что он получил в моём животе испуг, когда я хотела от него избавиться! На мне был этот грех.
После третьих родов я не успела начать снова предохраняться и опять забеременела. Третий сын в это время болел. Что делать? Я решила сделать первый и последний в своей жизни аборт. В больницу надо было поступать вечером накануне операции, так как с женщинами проводили беседы, чтобы они одумались. Я не поехала из-за больного ребёнка и прибыла утром. Провели операцию быстро, но душевных переживаний было потом очень много. До сих пор во сне бывает ощущение, что ребёнка (а я почему-то уверена, что это была девочка) удалось спасти.
Увы, муж из-за сложной жизни то пил, то «ударялся» в спорт. Поменял много мест работы из-за своего характера. Около года назад он ушёл из жизни из-за алкоголизма. Жизнь моя была непредсказуемой, на мне была ответственность за судьбу и здоровье своих детей. К счастью, к взрослому возрасту у младших сыновей основные проблемы со здоровьем решились.
Итог моего длинного рассказа таков: жизненные перипетии могут быть у всех, но надо дать шанс женщине! Бывают разные обстоятельства, а женщины в отчаянии могут покалечить и себя, и свои судьбы. Пусть будут беби-боксы, куда они могли бы отнести своих новорождённых детей. А вдруг потом у мамы изменятся жизненные обстоятельства в лучшую сторону и она спохватится, вспомнит о своей кровиночке и заберет её. И даже если нет — ребёнок будет спасён.

Надежда МИХАЙЛОВСКАЯ
(фамилия изменена)

Фото kfaktiv.ru

К ИСТОРИИ ВОПРОСА

В Госдуму РФ в разное время были внесены два законопроекта. Первый был инициирован сенатором Константином Добрыниным в августе 2015 года и предлагал установку беби-боксов, а второй, противоположный, подготовила сенатор Елена Мизулина. Она предлагала полностью запретить беби-боксы. Потому что, согласно положению из Конвенции о правах ребёнка, любой ребёнок имеет право знать, кто его биологические родители.

Нужны ли в нашем регионе

Прокомментировать письмо читательницы мы попросили главного врача Северодвинского родильного дома Елену АРАСЛАНОВУ:
— Действительно, как говорит ваша читательница, ситуации бывают разные. Но в отличие от опыта предыдущих лет, сегодня женщина не остаётся один на один со своей проблемой. В Архангельской области, да и в целом по стране в роддомах работают медицинские психологи, созданы специальные кризисные центры. Например, в нашей женской консультации работает кабинет психолога, создан телефон доверия, куда можно позвонить и поделиться своей проблемой. А специалист уже определит, куда дальше направить женщину, как её поддержать.
Что касается проблемы беби-боксов, она активно обсуждается. Сейчас в Госдуме на рассмотрении находится законопроект, который законодательно закрепит эту процедуру.
В нескольких регионах страны беби-боксы уже внедрены, но в качестве эксперимента. Если появится регламентированный механизм, то каждый регион будет самостоятельно определять, вводить ли такую систему поддержки у себя или нет.
В ноябре прошлого года я принимала участие в качестве эксперта в заседании «круглого стола», который был организован депутатом Госдумы, заместителем председателя комитета по делам семьи, женщин и детей Елены Вторыгиной. На встречу были приглашены врачи и социальные работники, члены общественных организаций, представители церкви из всех регионов России. Высказывались самые разные мнения.
Те, кто против, уверены, что система поощряет социальное иждивенчество, провоцирует мать отказаться от ребёнка, поэтому их нужно запретить.
И всё-таки большинство присутствующих были за установку беби-боксов. Всё-таки их цель — профилактика абортов и убийств новорождённых. На «круглом столе» выступали представители Московской области, где система действует уже несколько лет. Там это особенно оправдано — в регионе много мигрантов, многие из которых без работы и жилья. Там действительно много случаев, когда мамы относили малышей в беби-боксы лечебных учреждений и даже записку с именем прикладывали. И хорошо, что есть возможность не оставить ребёнка на улице (или не дай бог покалечить его), а сохранить ему жизнь.
Насколько необходимо появление таких устройств в Архангельской области? Не могу сказать точно, в каком районе или городе они должны появиться — выводы нужно делать на основании данных статистики. В Северодвинске, на мой взгляд, беби-боксы не будут востребованы. Город у нас компактный, закрытый для иностранцев, здесь всё на виду. Основная масса приезжающих — это семьи военнослужащих и работники судостроительных предприятий, а не мигранты. Да, у нас есть случаи отказов от младенцев в роддоме, но мамы все состояли на учёте, документы оформляются официально. Возможно, в областном центре такая система была бы полезна. Там в прошлые годы в криминальную статистку попадали случаи убийства новорождённых детей. Это ужасные истории, и, если система беби-боксов поможет спасти даже одну жизнь малыша, появление их оправдано.

Подготовила Наталья ТРОФИМОВА

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей