MENU
710_d1092-m

16.06.2017 • Общество

Крокодиловы слёзы по ОСАГО

Мы помним, что в Северодвинске на рынке ОСАГО в прошлом году развернулась настоящая драма. Получить полис было архисложно, и проблему впоследствии объяснили деятельностью мошенников-автоюристов. Законодатель пытался наладить систему оформления за счёт увеличения тарифов по ОСАГО, но это привело к тому, что часть водителей просто перестали покупать полисы. Количество договоров страхования по стране в 2016 году сократилось на 1,4 млн. К тому же повышение тарифа буквально озлобило автовладельцев, и они с большим энтузиазмом стали стремиться получить максимальную выплату со страховщиков, в том числе с помощью автоюристов

Куда податься автолюбителям, если автостраховщики опускают руки

Прогноз убытков

Обеспокоенность вызвал прогноз выплат по договорам ОСАГО, заключённым в 2016 году. По ним, уверяет исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, убыток страховщиков составит 12,3 млрд. руб.
Арифметика простая: 228 млрд рублей собрали по договорам ОСАГО, а общие выплаты по ним прогнозируются на 240,4 млрд, и заплатят ещё больше. Впервые отмечена убыточность отрасли ОСАГО. По словам Е. Уфимцева, средняя выплата по «автогражданке» уже обогнала КАСКО. По итогам четвёртого квартала 2016 года она составила 76 956 руб. при средней величине премии в 6 081 руб.
Вот такой финансовый удар по «автогражданке» нанесён масштабными мошенническими схемами, выстроенными для незаконного обогащения в системе ОСАГО. Как всегда, виной тому лазейки в законодательстве. И хотя к борьбе с мошенниками подключились силовики, знает о проблеме и президент страны, но сами страховщики требуют большего. В частности, они говорят о либерализации тарифов на ОСАГО, об увеличении региональных коэффициентов, расширении тарифного коридора. И приводят интересный аргумент: в других странах, мол, убытки от деятельности мошенников заложены в тариф, а у нас этого нет…
Тем не менее глава Центробанка не считает ОСАГО убыточным видом страхования.

Баланс мнений

Удивительно, но на банк почему-то не возымел действия «плач Ярославны», исполняемый автостраховщиками. По мнению председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной, сегмент ОСАГО    не является убыточным для страховых компаний. Хотя в этой проблемной отрасли и страховщики нуждаются в защите.
— Необходимо прекратить выбивание средств из страховщиков автоюристами, чьей целью является не восстановление нарушенных прав потерпевшего, а максимизация штрафов, взыскиваемых со страховщика в свою пользу в судебном порядке, — считает Набиуллина.
Несмотря на то что рынок ОСАГО подкосило падение курса рубля, за которым последовало удорожание запчастей, финансисты настроены решительно: меры для восстановления доступности ОСАГО в проблемных регионах будут приняты, поскольку в целом, повторимся, по словам Набиуллиной, этот вид страхования не убыточен. Возможно потому, что Центробанку удалось заглянуть в реальные активы на балансе страховщика…

Натуральный продукт

Одним из способов борьбы с мошенниками должен стать введённый институт «натуральной выплаты» по ОСАГО. Напомним, что новые правила будут действовать для договоров ОСАГО, заключённых с 29 апреля 2017 года.
Однако, считают эксперты, убыточность «автогражданки» эти правила не остановят. Наоборот, ряд страховщиков откажутся предоставлять этот вид услуг.
Тем не менее как раз приоритет натурального возмещения ущерба над денежным видится выходом из кризисной ситуации. Об этом говорит, например, замуправляющего отделением по  Архангельской области Северо-Западного главного управления Банка России Григорий Бондаренко:
— Банк России рассчитывает, что приоритет восстановительного ремонта над выплатой денег автовладельцу будет способствовать повышению доступности этого вида страхования в Поморье. Теперь автовладелец на этапе заключения договора ОСАГО (или при урегулировании убытка) выбирает из предложенного страховщиком списка станцию технического обслуживания (СТО), где будет ремонтироваться его автомобиль в случае ДТП. После осмотра повреждённого автомобиля и независимой технической экспертизы страховщик выдаёт потерпевшему направление на ремонт на выбранную СТО с последующей оплатой выполненного ремонта.
По мнению Григория Бондаренко, плюс натурального возмещения по ОСАГО в том, что по закону при оценке ремонта износ деталей и агрегатов не учитывается. То есть на повреждённый автомобиль будут устанавливаться новые запчасти, и автовладельцу не придётся за это доплачивать.
Есть ещё преимущество: ответственность за качество и сроки ремонта возложена на страховщика. Если автовладелец недоволен ремонтом, заявление в страховую организацию он может написать в течение гарантийного срока, после чего в рамках пяти дней автомобиль должны осмотреть и отправить на дополнительный ремонт, если информация о неисправностях подтвердится.
За нарушение сроков выдачи потерпевшему направления на ремонт и его осуществления предусматривается неустойка.

*   *   *
Всё это, конечно, хорошо. Однако сомнения в том, что автовладельцы Северодвинска вновь не столкнутся с сюрпризами на ниве оформления ОСАГО, эта информация никак не рассеивает.
Пока создаётся впечатление, что «автогражданка» для страховщиков как чемодан без ручки: и нести тяжело, и выбросить не так-то просто.
А что делать водителям? Самим рисовать себе полисы? Вот и надеются они на развитие интернет-канала продаж и рост доли электронных полисов ОСАГО.
Но и там от мошенничества никто не застрахован…

В ЦИФРАХ

Отрасль ОСАГО стала терять игроков на рынке.
Так, в 2014 году было 99 компаний-страховщиков, на конец 2016-го их осталось 72. Даже у лидера ОСАГО Росгосстраха доля «автогражданки» упала в прошлом году с 35,2 до 23,5%. И прогнозируется ещё большее сокращение числа страховщиков, в том числе их добровольный уход с рынка.

Фото с сайта img-fotki.yandex.ru

Comments are closed.

« »