Нет, фильм «Аустерлиц» совсем не о тяжёлом для русской армии сражении с Наполеоном. Название документальной ленты Сергея Лозницы отсылает к одноимённому роману Винфрида Зебальда, посвящённому памяти о Холокосте. И всё же, может, в каком-то смысле уместны и естественные для русского зрителя ассоциации с «Войной и миром», с первыми её частями — о трагедии 1805 года.
Перед нами многофигурное полотно, при этом внешне почти совершенно лишённое динамики. Всё снято неподвижной камерой, планы за полтора часа меняются лишь, кажется, десяток раз. На экране в аскетичных чёрно-белых тонах — посетители музеев и мемориалов в бывших концлагерях и лагерях смерти Третьего рейха.
Посетители поглядывают по сторонам; иногда сосредоточивают внимание на том, что показывают экскурсоводы; делают селфи у столбов, на которых вешали заключённых; улыбаются, перекусывают, вновь делают селфи…
Фоном для уикенда в интересном месте и хорошей компании идут бывшие тюремные камеры и камеры газовые, крематорий и печально знаменитый лозунг «Arbeit macht frei» («Труд освобождает») на решётчатых воротах. Но они в фильме показаны мельком, внимание нас, зрителей, сосредоточено на посетителях мемориалов. На таких же, как мы.
Или не таких? В это отчаянно хочется верить. Но возможно ли тут и уместно ли ощущение, что мы лучше? Мысль о том, что «у нас это невозможно», всегда и в любом обществе опасна — будь то успокоение по поводу невозможности где-то «у нас» диктатуры или самообольщение относительно собственной духовности. Нет, кажется, и среди нас немало тех, кто пережил собственное духовное поражение, собственный Аустерлиц, и не способен принять близко к сердцу трагедию прошлого или даже, может быть, просто с пониманием выполнять требования обычного для памятного места этикета.
К слову, на бесплатном показе этого пронзительного фильма в Северодвинске присутствовали четыре зрителя. Включая двух журналистов.
За трансляцию «Аустерлица» в нашем городе спасибо театру-студии «Премьер» и кинопрокатной компании Cinedoc.
Фото с сайта expertrt.ru