Набережные Севмаша... Отсюда уходят на испытания и возвращаются к родному причалу подводные корабли. Отсюда их провожает в большую жизнь родительский дом. Запахом моря пропитан воздух, который несёт свежий беломорский ветерок, а ласковое весеннее солнце пытается заглянуть в каждый потаённый уголок береговой зоны. Всё это скоро увидит и почувствует на себе подводная лодка «Казань». Она пока на стапеле, но здесь её ждут, готовятся.
Вместе с кораблём придут на набережную из эллинга и люди: строители, испытатели, военные моряки. Чтобы стать одной большой сплочённой командой и прожить с подлодкой очередной и очень важный этап её становления.
К созданию корабля причастны сотни рабочих и специалистов Севмаша, и в их числе старший строитель Михаил Федяевский и строитель Павел Чертов. У каждого свой путь в профессию.
У Михаила всё началось с базового училища, где обучался сварочному делу. На предприятие пришёл в 2001 году, мастерство оттачивал в цехе 50 на дизельных подлодках. Работал и учился в Севмашвтузе. После армии работал на ледостойкой нефтедобывающей платформе «Приразломная». Когда её строительство завершилось, Федяевский перешёл в 5-й отдел, в правильности выбора убедился уже на строительстве и испытаниях АПЛ «Владимир Мономах». Участие в создании АПЛ «Казань» стало для него очередной страницей в трудовой биографии.
Дорога на Севмаш для Павла Чертова также прошла через Севмашвтуз. Первое время работал в центре связи, затем принят в 5-й отдел. Участвовал в строительстве атомной подлодки «Александр Невский». На ней в море был посвящён в подводники, и с того времени пошёл его отсчёт морским милям под водой. Всё это Павлу предстоит пройти и на новом корабле «Казань».
— От выходов в море осталось ощущение, что это тяжёлая работа. Спишь буквально несколько часов в сутки, остальное время приходится работать и работать, добиваясь нужного результата. И тогда приходит чувство удовле-творения, — говорит Павел Чертов.
В Северодвинске находится экипаж атомной подлодки «Казань». В его составе старший мичман Дмитрий Клиценко — техник-гидроакустик с большим опытом службы на АПЛ проектов 941 и 949А. Говорит, когда вернулся из отпуска и узнал, что назначен в экипаж нового корабля, расценил это как подарок судьбы.
С нашим городом Дмитрий уже знаком, в своё время на «Звёздочке» на ремонте стоял его корабль, а вот на Севмаше впервые. Впечатляют размах, мощь верфи. Дмитрий признался, что был несколько удивлён, увидев заполненный кораблями стапель, думал, всё гораздо скромнее. А тут кипит работа! Что касается «Казани», то она находится в высокой степени готовности, и это также было приятной неожиданностью.
Кстати, Дмитрий Клиценко из семьи, связанной с Северным флотом: отец — подводник, сейчас военный пенсионер, мама также была военнослужащей. Поэтому выбор сына после срочной службы остаться в подводном флоте был одобрен.
Из семьи военнослужащего и лейтенант Владимир Матвийчук, он вырос в Западной Лице. И это определило выбор профессии, тем более что отец всегда хотел, чтобы сыновья были при погонах. Мечта его сбылась. Младшему Матвийчуку недавно присвоили звание младшего лейтенанта МЧС России. А старший, Владимир, окончил питерский «Военмех». В подводный флот пошёл по собственному желанию, служил на АПЛ «Орёл». С «Казанью» связывает своё дальнейшее будущее. На Севмаше впервые, признаётся, что впечатляют масштабы строительства новых кораблей.
— В свободное время изучаем Северодвинск. Открыл для себя прекрасный сосновый бор на Яграх, — поделился лейтенант Матвийчук. — Я бывал во многих городах, каждый красив по-своему, есть свои достопримечательности, свои особенности. У вас Белое море, у нас сопки, вечный снег.
…Эти мужчины сделали свой выбор в жизни, они многое знают, умеют и продолжают совершенствоваться в профессии. А объ-единяют их море и корабли, служение Отечеству. Сегодня главное дело их жизни — атомная подводная лодка «Казань», которую строят корабелы Севмаша.
Людмила ТЕЛЬТЕВСКАЯ