По мнению организатора Ольги Шафран, каждая пятая женщина в Северодвинске танцевала восточный танец. Мы поговорили с ней о том, как увлечение стало делом всей её жизни.
Конкурсу-фестивалю «Кубок Поморья» по восточному и индийскому танцам исполняется десять лет
За границами возможностей
— Ольга, расскажите, почему вы решили преподавать восточные танцы.
— Первое образование у меня педагогическое. На втором курсе я поняла, что это не моё. Когда в Германии начала обучаться танцам — нашла своё предназначение в жизни. Это была любовь с первого взгляда. Так что я не порвала с педагогикой. Просто поменяла профиль. Нужно мыслить шире, видеть не границы возможностей, а то, что за ними. Для кого-то постоянные тренировки — муки ада. А я так устроена: понимаю биомеханику, геометрию тела и чувствую пространство.
— Заканчивается ли знакомство с Востоком танцем?
— Когда преподаётся восточный танец, не обходится только танцевальной культурой. Есть целый спектр: лингвистические, музыкальные особенности, страноведческий материал. Заниматься этим может любой желающий, ориентальные танцы социальны. Но чтобы участвовать в конкурсе, например таком, как Кубок Поморья, нужно танцевать не менее года.
Первый блин не комом
— А вы помните, как прошёл конкурс в первый раз?
— В 2007 году мы зарегистрировали федерацию, потом появился конкурс. В то время на восточные танцы был большой спрос. По телевизору показывали сериал «Клон». Жизнь в России была не очень сладкой, и все витали в этой красивой восточной сказке. Сейчас в классах студии восточного танца занимается человек 15—20. А на тот момент была даже не одна, а несколько групп по 40 девушек. Спрос рождает предложение. Человек учится танцевать, и ему нужна мотивация, зачем он это делает. На концертах, где мы выступаем, нет спортивного духа, а в человеке заложено стремление быть лучше, сильнее. Конкурсы и устраиваются для того, чтобы дать участникам возможность роста.
— С какими трудностями столкнулись в первый год?
— Каждый год мне не хватает волонтёрской помощи. Часто возникают промахи именно из-за человеческого фактора. Учтёшь ошибки прошлого года — появятся новые сложности. Всё предугадать невозможно. Так набирается опыт. Работа с людьми, особенно со спонсорами, требует мягкости в решении вопросов. Но я считаю, что все трудности преодолимы.
Свежая кровь
— Помогает ли конкурс популяризировать направление?
— Обычно зрители — женщины, которые любят смотреть на восточные танцы. Но они, как правило, не приходят заниматься. Люди, которые идут в классы, давно хотели танцевать. Для их привлечения есть другие инструменты. Перспективная аудитория для развития — это дети. Для женщин в категории «взрослые-2» и «синьоры» танцевальное будущее часто недолгое. Поэтому надо делать ставку на девочек, из которых могут вырасти сильные танцовщицы.
Кубок — это статус
— Как менялись номинации в конкурсе?
— За десять лет появилось много новых номинаций. Восточный танец требует камерного исполнения, всё должно быть аутентично (подлинно). Три года подряд я приглашаю ливанского музыканта Оссаму Шахина. Он играет на дарбуке — восточном ударном инструменте. Это всегда захватывающе, когда конкурсантки импровизируют под живую музыку. Чёткая градация идёт по возрасту, есть специальные номинации. Название именного кубка судьи зависит от того, кто будет спецгостем. В этом году лучшую танцовщицу лично выберет судья международной категории IDO Ваагн Тадевосян. Мы ввели новую номинацию «Дочки-матери», где танцуют два поколения.
— В чём изюминка Кубка Поморья?
— Прежде всего, в призе конкурса — кубке. На других соревнованиях победители получают дипломы, грамоты, медали. Но кубок — это престижно, авторитетно и ко многому обязывает. В Архангельской области мой конкурс самый организационно правильный. Всегда есть участницы из Северодвинска, Архангельска и Новодвинска. К нам приезжают из Плесецка, Мирного, Котласа, Череповца и Мурманска. Только я работаю с государственной поддержкой, пишу и выигрываю гранты. Кубок Поморья освещается СМИ: телевидением, газетами, радио. На других конкурсах узкая тусовка, они приглашают только своих.
— Какие специальные гости приезжали на конкурс?
— Все гости, которые к нам приезжали, были в те годы звёздами. Время меняется, появляются новые имена. Звёздами гостей делает публика, их раскручивают организаторы. Оссаму Шахина я приглашаю в третий раз за качество музыкального исполнения. Кроме того, он носитель восточной культуры.
Другая философия
— Что вы ждёте от десятого конкурса?
— Я надеюсь, что он превзойдёт все остальные. Он станет последним, я не вижу перспектив развития Кубка. Мы с девочками активно готовимся, для них шьют новые костюмы. Репетируют и маленькие детки: учат фольклорный восточный танец для своего дебюта. Артист несёт ответственность перед публикой. Зрители купили билеты, нашли время прийти и посмотреть. И танцорам перед конкурсом всегда тяжело: недоедание, недосыпание, нервные срывы. Но это нужно просто перетерпеть.
— Чем займётесь после «Кубка Поморья»?
— Всему есть начало — всему есть конец. У меня в голове свежие идеи. Хореография никуда не уйдёт из моей жизни. Мне интересно фламенко, самба, где другой градус, другая философия. Я уже беру элементы из других направлений, чтобы обогатить привычные движения. Сам конкурс для меня как ребёнок: я его родила, выносила и теперь отпускаю.
Анна АЛЯСКА