Ноу-хау для Арктики

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/02/1438_d1087.jpg

В начале прошлого века от архангельских берегов одна за одной уходили в Арктику экспедиции. Столетие спустя мы снова смотрим в сторону Северного полюса. Освоение огромных ледяных пространств с кладовыми полезных ископаемых на шельфе, восстановление инфраструктуры на протяжённой береговой черте, возрождение Северного морского пути объявлены стратегическим направлением в развитии России. Впереди новые свершения. В основу одного из них могут лечь предложения, разработанные северодвинскими корабелами. В канун Дня российской науки, который отмечается сегодня, 8 февраля, о них рассказал председатель совета региональной организации «НТО судостроителей им. академика А.Н. Крылова» доцент кафедры кораблестроения и сварки ИСМАРТ (Севмашвтуз) Вячеслав ПОПОВ.

Учёные Северодвинска работают над «методом распределённой верфи»

После оборонзаказа
— Вячеслав Михайлович, какое новое содержание вы вкладываете в понятие «метод распределённой верфи»? Ведь это то, чем сегодня занимаются наши предприятия: при создании подводных лодок они являются головными заводами, которые трудятся по предоставленным проектантами чертежам,  испытывают приборы и технику, поставляемую множеством контрагентов.
— Речь идёт об использовании технологий подводного кораблестроения в перспективных проектах морской арктической техники. Мы предлагаем применить в них проектно-конструкторские и технологические решения, отработанные при изготовлении прочных цилиндрических и конических конструкций большого диаметра. Это обеспечит загрузку северодвинских предприятий после выполнения гособоронзаказа. Мы заполним паузу, которая может возникнуть между строительством лодок четвёртого и пятого поколений. Кроме этого, новый «метод распределённой верфи» позволит задействовать по принципу кооперации производственные мощности предприятий северо-западного и центрального регионов России. Речь идёт о создании как нефтегазовых платформ, так и многофункциональных инфраструктурных комплексов по трассе Северного морского пути.
— Что за инфраструктурные комплексы?
— По сути это те же нефтегазовые погружные платформы, которые, закрепляясь основанием на дне, имеют полезную надводную часть. Её можно использовать по-разному. На ней могут быть размещены ремонтные боксы и склады, энергетические или жилые комплексы, вертолётные площадки и медицинские центры. Причём как в интересах нефтегазовых компаний, так и Атомфлота, МЧС, администрации Северного морского пути и других организаций.

Город на сваях
— Такие комплексы могут быть интересны и как часть инфраструктуры возрождаемых северных портов или использоваться для нужд населённых пунктов?
— Именно, ведь мы говорим об освоении Арктики через опорные зоны, внутри которых должны гармонично сочетаться интересы многих игроков. И помочь в этом могут морские инфраструктурные комплексы. Например, они выступят в роли транспортно-погрузочных терминалов. При этом не придётся проводить масштабных работ на берегу, что позволит сохранить экологию северных территорий. Более того, на этих комплексах могут быть развёрнуты посты экологического наблюдения.
— Проект действительно масштабный.
— Это стратегическая задача, новая кооперация с итоговой, финишной сборкой на берегах Белого моря. Точно так же, как мы делали с платформами «Приразломная» и «Арктическая». Да, обе они достраивались в Мурманске, там Гольфстрим, там можно круглогодично работать, но и у нас погодное окно не маленькое. Главное, что у нас — северодвинского судостроительного комплекса —  уже есть необходимые технологии, специальное оборудование, специалисты, оснастка. Мы гарантируем качество, надёжность, исполнимость. Других таких мощных предприятий нет. Создаётся база на востоке страны, рядом с верфью «Звезда» построен завод «Восток», но там нет такого отлаженного производства, как у нас, нет условий для проживания и отдыха работников.

Смотреть вперёд
— Хватит ли у наших заводов места для строительства арктической техники, да ещё не в единственном экземпляре?
— Стапельные места могут быть заняты, потребуется модернизация — создание открытых компактных сборочно-монтажных площадок, как практикует Норвегия и другие страны. Много было на этот счёт предложений. Рассматривалось их размещение и в дельте Северной Двины, и в Северодвинске в районе Ягр, и на других площадках. Все предложения надо рассматривать и предлагать к внедрению.
Для этого нужна чёткая постановка задачи — согласно закону «Об Арктике» для обеспечения социально-экономического развития северных территорий нужен такой инфраструктурный комплекс в таком-то составе. Нельзя не использовать наш потенциал, надо думать, как учили нас наши руководители: заглядывать на 8—10 лет вперёд. Чтобы не повторилась история 90-х годов, когда заказы для Северодвинска закончились и заводы встали. Поэтому ещё на этапе кампании по выборам в Государственную думу VII созыва я передал тогда ещё кандидату Дмитрию Юркову наши предложения о создании Центра строительства и обеспечения жизненного цикла морской арктической техники. С головным офисом либо в Северодвинске, либо в Архангельске — в городе, открытом для свободного посещения иностранцами, что будет иметь важное значение в перспективе.
— Почему?
— Зарубежные страны хотят прийти к нам, хотят сотрудничать, у нас выгоднее строить арктическую технику, и сейчас они уже ищут способы обойти санкции. А это уже выход на экспорт, это валютная выручка для страны. Норвегия хочет работать совместно, Южная Корея заявила, что хочет работать на Северном морском пути. Им выгодно, на треть сокращается доставка грузов из Центральной и Северной Европы в Азию. Они хотят у себя создать центр, через который можно снабжать другие страны нефтью или газом, доставляемым, например, из порта Сабетта.

У нас уже есть реализованные проекты для нефтегазовой отрасли. Например, платформа «Арктическая». Фото из архива СПО «Арктика»

У нас уже есть реализованные проекты для нефтегазовой отрасли. Например, платформа «Арктическая». Фото из архива СПО «Арктика»

Подводные горизонты
— Ваше предложение предусматривает привлечение в качестве субподрядчиков предприятий малого и среднего бизнеса?
— Точно так. Они готовы, они хотят работать и просят конкретики. На одном из совещаний они сказали: дайте нам пробную работу, чтобы мы могли показать наши возможности. Это здорово, это нужно развивать, регулировать. Через госпрограммы, фонды. Почему и предлагается создать упомянутый центр. Сначала работаем по платформам и комплексам по нефтегазу и Севморпути, а в перспективе, за пределами 2030 года, по подводно-подлёдным конструкциям, которые будут работать без выхода на поверхность. Тут уж нам карты в руки.
— Фантастика…
— Ничего невозможного нет, это высокоавтоматизированные, роботизированные комплексы. Кстати, об этом в 2014 году писал Дмитрий Рогозин в своей статье. Жизнь такова, что обороноспособность страны на первом месте, но ничего не мешает использовать отработанные решения в гражданском судостроении и создании морской техники.
— Резюмируем: несмотря на то, что идея о создании в Госдуме комитета по Арктике не прошла, появилась только профильная комиссия, наши предложения об использовании опыта и потенциала северодвинских корабелов понемногу продвигаются и в парламенте, и в правительстве страны.
— Будем надеяться. Кроме всего прочего, в курсе губернатор, председатель правительства Архангельской области, областной министр экономического развития. Копия письма передана президенту Российского союза промышленников и предпринимателей Александру Шохину. Президент ОСК Алексей Рахманов на одной из выставок в Санкт-Петербурге сказал, что при создании
арктической техники нужно использовать «метод распределённой верфи». Мы также рассчитываем выступить с докладом на Арктическом форуме.
Воплотить идею в жизнь
В качестве доверенного лица партии «Единая Россия» Вячеслав Попов был участником XVI съезда, во время работы которого передал первому заместителю председателя Госдумы Александру Жукову предложения северодвинских корабелов.
Вячеслав Михайлович был избран в генеральный совет партии, в составе которого намерен отстаивать идеи своих соратников — в области как науки, так и производства.
Если учесть, что одним из безусловных приоритетов единороссы назвали внимание к нуждам регионов, повышение качества жизни граждан (не случайно площадка, на которой работал Вячеслав Попов, называлась «Экономика и благосостояние народа»), то новая трактовка «метода распределенной верфи» имеет неплохие шансы для воплощения.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Февраль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728  

Архив записей