Крутится, вертится шар голубой

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/02/1382_d1087.jpg

Завязка сюжета в новом фильме Фёдора Бондарчука «Притяжение» — появление в атмосфере Земли объекта, оказывающегося инопланетным кораблём. Огромный шар, чем-то напоминающий изображение глаза в учебнике анатомии, вращается, переливается разными цветами... Пожалуй, не менее причудлива и трудноуловима и жанровая и вообще стилистическая природа нового фильма.

Жанр фильма «Притяжение» определить сложно. Легче ответить, что сильнее бессмертия

Фантастический боевик
Конечно, на первый взгляд это, вне всякого сомнения, фантастический блокбастер. В этом ключе сделан был официальный трейлер фильма, и с «прицелом» на это шли на премьеру многие зрители.
Все элементы жанра вроде налицо. Во-первых, инопланетный корабль, его таинственный пилот с не менее таинственной вплоть до финала миссией, эффектно (хотя и не так, чтобы полностью отвлекать на себя внимание) снятые технологии иной цивилизации. Во-вторых, мощь российских Вооружённых cил и спецслужб — в общем, «летят самолёты, и танки горят». Ну, не танки, но бронемашины — однако сняты со вкусом.
И коллизии, связанные с первым контактом людей и пришельцев. Конечно, ситуация эта знакома по продукции Голливуда и иже с ним со всеми возможными вариациями, и режиссёр к этому готов, так что киноманы могут увлечённо подсчитывать цитаты из «Района № 9» или «Дня, когда Земля остановилась».
Но едва ли не впервые этот сюжет «русифицирован», встроен в мир вполне узнаваемых современных российских реалий. И в этом, пожалуй, особенность фильма, которая заставляет соотносить его с другими жанрами, а стало быть, и воспринимать и судить немного по другим законам.

Социальная драма
Есть в «Притяжении» и её элементы. И удельный вес их даже весьма велик.
Вот гротескный образ депутата Госдумы — честолюбивого, трусоватого и бестолкового. И фигуры ещё более высокопоставленных политиков, требующих решительных мер. Вот рядовые жители спального района, сами по себе вполне симпатичные, но сплачивающиеся в безликую и страшную толпу перед лицом того, что незнакомо. Вот теленовости, вольно или невольно разжигающие ненависть в людях. Об этих программах главная героиня в эффектном исполнении дебютантки большого экрана Ирины Старшенбаум говорит: мол, опасная штука! Даже почти удивительно, что такая фраза мелькает в фильме, снятом при участии «России 1». «Притяжение», можно сказать, приближается к грани, за которой начинается то, что Салтыков-Щедрин называл «невосхищением начальством»!
Впрочем, ни разу её не пересекает. Даже тот же малосимпатичный депутат объявлен представителем какого-то «межфракционного объединения» — наверное, чтоб никто в Думе на свой счёт не принял. Военные, конечно, заварили кашу, сбив НЛО. Но, во-первых, иначе они и не могли — подчёркивается, что все другие страны при появлении грозного объекта тоже привели свои силы в состояние боеготовности. А во-вторых, как виртуозно и при этом миролюбиво действуют товарищ полковник в исполнении Олега Меньшикова и его подчинённые! (Сей герой вообще загадка фильма: армейский офицер и на авианосце командует, и всю полноту власти в мятежном районе столицы берёт, и вообще подчиняется, кажется, только прямо президенту… Впрочем, без этого не было бы сюжета: ведь полковник — отец главной героини!) Перед лицом руководства страны неустрашимый офицер настаивает на максимальной осторожности, к участникам беспорядков, имея все полномочия, применяет самое большее удар прикладом. И вообще разрушающая сила в фильме — только инстинкт толпы, неполиткорректные демагоги и социальные сети.
К слову, о политкорректности. Лозунг «Это наша земля!» провозгласить да при этом ещё и кулак показать положительный герой не может — если, конечно, речь не о временах Великой Отечественной. И это правило в «Притяжении» соблюдено свято. Впрочем, за роль демагога надо сказать спасибо Александру Петрову: характер и мотивацию своего героя он стремится представить максимально неоднозначно, но на выходе получился всё равно отталкивающий образ.
Очевидно, что в центре внимания сейчас отношения не людей с инопланетянами, а коренных жителей с мигрантами. И сложности, возникающие в связи с этим. «Притяжение» на условном языке убедительно показывает эти проблемы. Правда, в исключительно политкорректной, а значит, отчасти тоже односторонней  форме, когда все сложности сводятся к агрессивному нежеланию «местных» что-то понять.

Семейное кино
Да-да, нашлось здесь место и стилистике мелодрамы. Так, полковника Лебедева и Юлию, отца и дочь, связывают сложные отношения — тут и обида дочери за невнимание и непонимание, и память о смерти жены и матери…
А ещё есть здесь остроумные комические сцены. И любовный треугольник. И почти что притча о том, что бывает в чувствах людей нечто такое, что сильнее не только смерти, но и бессмертия. Постигнет ли это ино-планетный разум? И есть ли в этой силе надежда для человечества?..

Общий знаменатель
А что же перед нами в итоге? На наш взгляд, вполне добротное кино, безусловно заслуживающее свой коммерческий успех. Наверное, не более того. Но и не менее.
Да и горе было бы нам, если некую прежде незнакомую правду о себе мы узнали бы из блокбастера! Однако есть в «Притяжении» некая «информация к размышлению». «Сказка ложь, да в ней намёк…».

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Февраль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728  

Архив записей