Талант искать таланты

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/01/910_d1087.jpg

Кто из детей, росших в советское время, не помнит феерически смешные и в то же время трогательные и добрые фильмы «Усатый нянь», «Шла собака по роялю» и другие работы режиссёра Владимира Грамматикова? Впрочем, и современные дети могут познакомиться с Владимиром Александровичем. И не только по фильмам, но и ближе, как с наставником!

Владимир Грамматиков о цензуре, о том, легко ли обратить внимание на Кристиана Бейла, и о толпе на улицах Северодвинска

Встреча журналиста «Северного рабочего» с замечательным актёром и режиссёром прошла недавно в Москве в рамках общенационального благотворительного проекта компании МТС «Поколе-ние М». В ближайшее время мы подробнее расскажем об этом проекте и о том, какие возможности он открывает перед юными северодвинцами, как и перед их сверстниками со всей России. Пока же — несколько вопросов для маэстро.
— Проект «Поколение М» может открывать и открывает новые таланты. Владимир Александрович, а как происходит это — открытие дара в подростке, молодом человеке?
— Сейчас у меня пятый набор творческой мастерской во ВГИКе. Только что отснял одиннадцать сцен объяснения в любви по русской классике. Смотрю на учеников… Знаете, это лотерея своего рода: иногда мы ошибаемся. И к сожалению, система нашего образования тоже играет свою роль. Надо бы набрать на курс человек тридцать и половине через полгода сказать: знаешь, тебе продолжать не надо, у тебя другое хорошо получится. Это было бы справедливо и честно. А у меня на бюджетном отделении одиннадцать студентов…
— Система образования в искусстве требует изменений? Она неэффективна?
— Нет, у нас есть своя устоявшаяся система. Но есть в ней элементы рутины. И ещё одно. Скажем, в США 800 киношкол — у нас только две: ВГИК и Российский государственный институт сценических искусств, бывший ЛГИТМиК. Ну, ещё у Саши Митты хорошая школа… И всё.
— Но тем радостнее, наверное, всё же открывать талант. Вот вы в своё время открыли мировую звезду — Кристиана Бейла. Увидели в нём, двенадцатилетнем, нечто выдающееся, вы-брали его из двух тысяч юных артистов, дали первую главную роль на большом экране…
— Кристиана было видно сразу. (В советско-британско-шведском фильме «Мио, мой Мио» по сказке Астрид Линдгрен, снятом В.А. Грамматиковым в 1987 году, юный Кристиан Бейл играл одну из главных ролей. — С.З.) В последнем туре отбора я предложил сыграть в такой ситуации: ты приходишь домой, и мама говорит тебе, что уходит от отца… Задание для двенадцатилетнего мальчика?
— Да уж…
— Кто-то с максимальным надрывом кричал: «Ты бросаешь меня!..». А Кристиан сыграл внешне почти спокойно, но на каких-то потрясающих вибрациях! «Попробуйте ещё. Для меня…» — эту интонацию не заметить было нельзя… Конечно, для мира Бейла открыл не я, а Стивен Спилберг. Однако наш фильм «Мио, мой Мио» был снят раньше, чем «Империя Солнца» Спилберга. Знаете эту историю с «Мио, мой Мио», что было после съёмок?
— Кажется, компания «Мирамакс» купила фильм и придержала его выход до выхода «Империи Солнца»…
— Да.
— Вопрос, без которого в последнее время нельзя обойтись в беседе с артистом, режиссёром: как относитесь к проблеме цензуры?
— У творческого человека должна быть самоцензура. Строить творчество на эпатажности неправильно. Но понимание этого должно сидеть в самом художнике. Хотя государство и должно ограничивать вседозволенность, но чиновники могут злоупотребить таким правом… В общем, нужна золотая середина. А нам её так не хватает! Нет у нас чувства меры.
— На себе вы чувствовали цензуру прежде? Или чувствуете сейчас?
— Одна моя картина вообще не увидела свет. Ни в советское время, ни после. Фильм «Вера, надежда, любовь». Одна из первых киноролей Володи Стеклова, первый сценарий Валеры Залотухи, впоследствии автора сценариев «Мусульманина» и «72 метров», замечательного писателя. Фильм о гражданской войне. Мне хотелось в нём понять, что же происходит с людьми, когда брат идёт на брата… Уже в постсоветское время я пробовал выяснить, где этот фильм, — не нашёл никаких следов.
И всё-таки редактура нужна. Ведь сейчас в кино можно слышать такой язык — это ужас, такого не может, не должно быть.
— В заключение, Владимир Александрович, не можем не задать вопрос о нашем городе. Вы ведь бывали у нас?
— В Северодвинске я бывал несколько раз. Впервые ещё в советское время, очень давно. Снимали фильм об атомной подводной лодке, я играл врача экипажа. (Имеется в виду фильм режиссёра Вилена Новака «Третье измерение», снятый в 1981 году. — С.З.) Снимали на Кольском полуострове, но выезжали и в Северодвинск. Запомнились ваши белые ночи и то, как улицы как-то внезапно заполнялись народом…
— Смена на заводе заканчивалась.
— Наверное. Так давно это было!

Талант искать таланты

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Январь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив записей