Будет ли кольцевая дорога?

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/12/Povorot-990_d1086.jpg

О программе развития Северодвинска, в целом и по отдельным направлениям, «Северный рабочий» писал неоднократно. На газетных полосах освещались как достижения, так и проблемы. Пришло время подвести некоторые итоги и заглянуть в будущее. Наш собеседник — заместитель главы администрации Северодвинска по финансово-экономическим вопросам Мария СПИРИДОНОВА.

Шесть лет назад был утверждён комплексный инвестиционный план развития Северодвинска как моногорода: итоги и перспективы

Сколько средств привлечено

— Мария Павловна, давайте вспомним, с чего начиналась программа развития Северодвинска как моногорода, что сделано и что осталось завершить.

— Комплексный инвестиционный план модернизации на 2010—2020 годы был утвержден 23 ноября 2010 года. Федеральный бюджет выделил Северодвинску более одного миллиарда рублей. В период 2011—2012 годов средства федеральной поддержки были направлены на следующие цели: 972 миллиона —на строительство и реконструкцию Архангельского шоссе (7 149 метров), 40 миллионов использовали на капремонт многоквартирных домов (введены в эксплуатацию 26 новых лифтов), 8,67 миллиона рублей направили на поддержку малого и среднего предпринимательства. Последнее было воплощено созданием Фонда микрофинансирования, который в период с 1 июня 2011 года по 2 декабря 2016 года предоставил 249 микрозаймов на общую сумму свыше 162 миллионов рублей.

Далее, за шесть лет (2010—2015 годы) реализации проектов комплексного плана было привлечено финансирование в объёме 7 миллиардов 422 миллионов рублей. Большую часть от этой суммы — 5 миллиардов 45 миллионов — составили средства федерального бюджета. В целом комплексный план насчитывает 32 инвестпроекта. На сегодня полностью реализовано 6 проектов, выполняется 24. Одним из результатов является создание 715 постоянных рабочих мест и 295 временных рабочих мест.

В 2016—2017 годах градообразующими предприятиями планируется продолжить реализацию 8 инвестиционных проектов с привлечением финансирования в объёме 8,3 миллиарда рублей.

Соединить Окружную и Юбилейную

— А администрация, в свою очередь, готовит пакет документов в Фонд развития моногородов по реконструкции и строительству двух участков Окружного шоссе…

— Да, в рамках этого проекта мы хотим соединить современной дорогой улицу Окружную и улицу Юбилейную. Тем самым Северодвинск фактически обретёт кольцевую дорогу. В результате такого строительства город получит возможность не только улучшить свою транспортно-логистическую схему, но и добиться максимального экономического эффекта от прилегающей к трассе территории. Рядом с намеченными к реконструкции участками расположено более 20 предприятий малого бизнеса, которые из-за несовершенства транспортных артерий испытывают затруднения в доставке готовой продукции. Строительство нового участка дороги позволит им избавиться от этих и других издержек.

Также мы рассчитываем, что новая трасса станет одним из мощных стимулов для появления здесь других предприятий. А это новые рабочие места, зарплата и налоги, которые пополняют местный бюджет и направляются на развитие города, делая его ещё более уютным, красивым и комфортным для проживания.

Кроме этого, с окончанием строительства дороги станут более доступными многочисленные культурно-исторические и природные достопримечательности, находящиеся в Северодвинске и его окрестностях.

— Мария Павловна, сколько стоит строительство?

— Проектно-сметная документация и положительное заключение государственной экспертизы по каждому участку получены. Строительство участка дороги от улицы Юбилейной до улицы Окружной (1 126 метров) оценивается в 679,95 миллиона рублей, реконструкция второго — от улицы Коммунальной до путепровода (1 432,8 метра) — составляет 165,35 миллиона рублей.

— Насколько я знаю, федеральный бюджет готов выделить средства на реализацию этого проекта на особых условиях. Расскажите, в чём они заключаются.

— Чтобы ответить на ваш вопрос, мы должны вернуться в 2014 год. До этого времени проектами развития моногородов занимались профильные структуры правительства России. И упор был сделан на модернизацию городской инфраструктуры через потребности градообразующих предприятий. Например, реконструкция Архангельского шоссе была необходима как Севмашу, так и Северодвинску в целом. Затем полномочия были переданы в учрежденную Внешэкономбанком некоммерческую организацию «Фонд развития моногородов». Изменились и подходы к оценке моногородов. В зависимости от социально-экономической ситуации они были разделены на три категории. Федеральная поддержка предусматривалась только для монопрофильных населённых пунктов с тяжёлой экономической ситуацией. Северодвинск, как один из наиболее благополучных, сначала был отнесён ко 2-й категории, а затем к 3-й. Следствием этого стал тот факт, что в 2015 году мы не имели шансов претендовать на финансовую помощь.

Снова претендуем на поддержку

— А сейчас что изменилось?

— В июне 2016 года фонд изменил правила предоставления субсидий. Был сделан акцент на создание производств, не связанных с градообразующими предприятиями (новые рабочие места), и за счёт частных инвестиций. Нововведения сняли ограничения для всех категорий моногородов и позволили нам снова претендовать на поддержку наших инфраструктурных проектов.

Отмечу, что Северодвинск был единственным из моногородов Архангельской области, который представил полностью подготовленные к реализации проекты как на совещании при губернаторе области, так и на состоявшемся в июле заседании рабочей группы по модернизации моногородов при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции с участием 10 субъектов РФ.

Из наработанного массива с учётом обновлённых требований в июле 2016 года был выбран важный инфраструктурный проект — реконструкция и строительство Окружного шоссе. Его цель — формирование заявки в Фонд развития моногородов для привлечения федерального финансирования.

Для наполнения заявки инвестиционными идеями мы обратились к предприятиям, которые ведут бизнес в территориальной привязке к улице Окружной. Отрадно, что северодвинские предприниматели отнеслись с пониманием к важности задачи и подключились к серьёзной работе.

— Перечислите их, пожалуйста.

— Отправной точкой стал проект развития тепличного хозяйства ООО «Северодвинский агрокомбинат», который реализуется в рамках Комплексного инвестиционного плана развития моногорода. Откликнулись компания ООО «РДМ-сервис» и индивидуальный предприниматель Вериго Э.К. с новыми производственными планами по обработке стекол и зеркал, распиловке ламината. Ещё два производственных проекта представило АО «Северный рейд». Инвестиционную разработку комплексной застройки территории в районе улицы Окружной привнесло ООО ПСК «Высота», создание туристического комплекса «Волость» представлено ООО «Полярные зори», а создание тренировочно-спортивной базы полного цикла «Скай-Парк» — индивидуальным предпринимателем Володькиным А.В.

— Какой экономический эффект рассчитывает получить город от этих проектов и когда они должны осуществиться?

— Реализация проектов, находящихся в разной степени готовности, запланирована на 2017—2019 годы. Общий размер инвестиций ожидается в размере 1 миллиарда 367 миллионов рублей. Количество новых постоянных рабочих мест — 176. Подчеркну, что речь идёт о постоянной занятости, поэтому городская казна будет регулярно пополняться налоговыми отчислениями с них. Кроме этого, планируется создать 141 временное рабочее место, которые также внесут свой вклад в местный бюджет. Очень важно, что мы говорим о создании производств, не связанных с градообразующими предприятиями. Этот вектор развития значим для Северодвинска, поскольку помимо судостроения и судоремонта в городе достаточно много не использованных до конца возможностей для ведения бизнеса. Причём бизнеса востребованного. Ещё одним эффектом от новых производств станет благоустройство территории.

— А если ещё кто-нибудь из предпринимателей захочет присоединиться к проекту, примете в компанию?

— С удовольствием. Как вы понимаете, мы смогли пообщаться далеко не со всеми представителями бизнес-сообщества, которые имеют деловые интересы в районе Окружного шоссе. Не исключаем, что кто-то сейчас оформляет землю, кто-то готовится начать строительство производственных помещений и так далее. Такие предпринимательские идеи нам очень нужны, будем рады любому новому участнику. Напомню, что на создание одного нового рабочего места фонд отвечает моногороду софинансированием в размере 1 миллиона рублей. Но есть один очень важный момент: у предпринимателя, пожелавшего стать участником проекта, должен быть не только собственный инвест-проект и бизнес-план, но и твёрдый настрой довести начатое дело до конца. Контроль со стороны фонда будет очень строгим.

— Мария Павловна, можно обозначить хотя бы примерные сроки начала строительства и реконструкции Окружного шоссе?

— Планируем в марте 2017 года получить одобрение нашей заявки в фонде, тогда станут понятны перспективы по объёмам финансовой поддержки на реализацию нашего проекта. Далее — процедуры торгов для выбора подрядчика на проведение работ по строительству и реконструкции двух участков шоссе. Очень надеемся на благополучный вариант развития событий и начало работ в будущем году.

— Спасибо за беседу.

В Архангельской области монопрофильными являются семь муниципальных образований: Северодвинск, Новодвинск, Коряжма, Онега, Североонежск (Плесецкий район), посёлки Кизема и Октябрьский (Устьянский район).

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей