В прошлом веке «Звёздочка» вернула флоту после ремонта около тридцати боевых надводных кораблей. Новый, XXI век верфь ознаменовала ремонтом эсминца «Бесстрашный» (ныне «Адмирал Ушаков»), который передала ВМФ в 2003 году. Как говорится, начало было положено. Затем завод принимал участие в ремонте тяжёлого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий», большого противолодочного корабля «Адмирал Левченко» и авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»
СДАТОЧНЫЕ ЗАКАЗЫ
.
Второе рождение
В 2011 году к нам прибыл для восстановления технической готовности ракетный крейсер Северного флота «Маршал Устинов». О том, как проходило второе его рождение, мы регулярно сообщали в заводской и городской прессе.
В прошлую среду, 30 ноября, крейсер вернулся из Белого моря с приёмо-сдаточных ходовых испытаний, начавшихся 30 октября. Под звуки марша «Прощание славянки» корабль ошвартовался в 6.15 утра у заводского причала. Командир крейсера капитан 1-го ранга Сергей Алантьев доложил начальнику штаба Беломорской ВМБ капитану 1-го ранга Сергею Чередниченко о результатах испытаний.
Они положительные: план и программа, поставленные перед экипажем и сдаточной командой, выполнены в полном объёме, приёмо-сдаточная документация оформлена, корабль после заправки топливом готов к переходу к месту постоянного базирования.
Из 207 пунктов программы ходовых испытаний закрыты в полном объёме 196, что составляет 95% от общего объёма испытаний. Выявленные в походе замечания в тот же день стали устранять. Испытания прошла корабельная техника боевых частей: штурманской, связи, электромеханической и общекорабельной, радиотехнической…
К примеру, по штурманской боевой части проведены испытания навигационного комплекса «Салгир-У3», корабельной гидрометрологической станции «Характер-К», корабельной системы автоматического приёма картографической информации. Завершены испытания главных газотурбинных двигателей на всех режимах эксплуатации. Достигнута скорость корабля в 30 узлов, что не проверялось с момента сдачи крейсера при постройке на верфи города Николаева.
На ходовых испытаниях
В ходовых испытаниях принимали участие специалисты и рабочие цехов 10, 15, 16, 40, V отдела, КО, ОКК, УТНиСО, УРД, специалисты почти тридцати контрагентских организаций, в том числе МФ АО «Воентелеком», ЗАО «БИУС», АО «СПО «Арктика», АО «РЗ «Прибор», АО «Морские навигационные системы». Все участники внесли достойный вклад в выполнение испытательной программы корабля. Как она проходила, покажем на нескольких примерах работы сдаточной команды «Звёздочки».
Так, слесари-монтажники цеха 10 Игорь Ульянов, Иван Рвачёв и инженер-механик Олег Тупицын слаженно обслуживали общекорабельные системы. Инженер-механик Илья Шубин вместе со слесарем-монтажником Андреем Коракиным профессионально восстановили работу системы своего заведования. Сдаточный механик Николай Копытов проявил свои знания по вводу в строй кормового подъёмно-опускного устройства буксируемого носителя. Слесари-монтажники цеха 15 под руководством Константина Губина выполнили сложную работу, заменив электродвигатель на антенне «Фрегат» РЛС. За действиями смельчаков наблюдали и переживали свободные от вахт члены экипажа и сдаточной команды.
Работа была проведена успешно, что позволило контрагентам выполнить отработку комплекса с авиацией. Хорошо показали себя и мореходы цеха 16. Механик Андрей Горпинченко надёжно обеспечивал работу противопожарной системы управления «Каспий-64». Слесарь-монтажник Виталий Штереб внимательно отслеживал работу системы кондиционирования воздуха, а наладчик Дмитрий Крапивин — машины вентиляции. В одном материале трудно назвать фамилии всех участников испытаний, но перечисленные факты говорят о том, что «экзаменовали» крейсер знающие своё дело корабелы.
В этом походе было немало ребят, которые впервые вышли в море, что говорит о достойной новой смене. Среди них представители цеха 10 слесари-монтажники Алексей Гмырин, Максим Попов, Алексей Минин, механики Павел Тетеревенков, Алексей Анисимов. Цех 16 послал на испытания в первый раз слесарей-монтажников Дмитрия Шардина, наладчиков Алексея Лобина, Виталия Штереба. Их непосредственный руководитель Максим Рассохин сказал, что они с достоинством несли морские вахты.
Не только о работе
Известно, флотская служба нередко зависит от настроения людей, и здесь немаловажную роль играет хороший обед. На мой вопрос некоторым членам сдаточной команды, как они оценили приготовление блюд, ответ был: «Четыре с плюсом». Значит, старший мичман Борис Ефимов, возглавляющий камбузную службу, об экипаже и корабелах заботился должным образом.
В том, что программа приёмо-сдаточных испытаний корабля прошла успешно, сыграли свою роль деловые взаимоотношения командования 43-й дивизии, к которой приписан крейсер, и 16-й бригады строящихся и ремонтирующихся надводных кораблей Северного флота, Беломорской военно-морской базы, а также замначальника 5-го отдела по строительству надводных кораблей Александра Никитина, ответственного сдатчика Дениса Ануфриева и сдаточного механика заказа Евгения Макарова.
Уместно заметить, что всё время, пока «Маршал Устинов» проходил ремонт, экипаж корабля был тесно связан с коллективом «Звёздочки». Он участвовал во многих совместных мероприятиях, приуроченных к знаменательным событиям в масштабе России, области и города, члены экипажа освоили сцену заводского НТЦ «Звёздочка», спортзалы и стадионы, ледовую арену.
Традиционно завод готовит к выпуску книгу, посвящённую истории крейсера «Маршал Устинов» и ходу его ремонта, авторы которой — специалисты ОИО и заводского информвестника «Трудовая вахта». В музее будет оформлен фотостенд. Такие события на «Звёздочке» не забывают.