Его звезда сияет Севмашу

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/11/973_d1086.jpg

1 ноября Анатолий Макаренко, генеральный директор предприятия с 1986 по 1988 год, отметил 80-летие

977_d1086

В 1986 году А.И. Макаренко назначили генеральным директором. Д.Г. Пашаев становится главным инженером.  Фото из архива Севмаша

В 1986 году А.И. Макаренко назначили генеральным директором. Д.Г. Пашаев становится главным инженером.
Фото из архива Севмаша

«Мы в тельняшках»

Его направила на Севмаш сама судьба. В сентябре 1958 года после окончания Владивостокского высшего инженерного морского училища по распределению инженер-механик А.И. Макаренко приехал в наш город. Считаю большой удачей, что мне довелось работать вместе с его дальневосточными однокашниками. Это Василий Фёдорович Ткаченко (был сдаточным механиком головного корабля проекта 667А, знаменитого заказа 420, а потом заместителем начальника 5-го отдела); Валентин Иванович Левченко, в своё время заместитель начальника 9-го отдела; Александр Григорьевич Рыжук, заместитель начальника ОТК. Они много рассказывали мне об этом удивительном человеке.

Его трудовая деятельность на нашем заводе началась в конструкторском отделе. Ветеран предприятия Александр Рыбников в своих воспоминаниях, опубликованных в книге «Флагман отрасли», так говорил о том времени: «Я хорошо помню тот далёкий 1958 год. Тогда механмонтажное бюро конструкторского отдела пополнилось энергичными парнями в тельняшках. Фразу «Мы в тельняшках» я неоднократно слышал от одного из них — Анатолия Макаренко. Этим он подчёркивал, что полученное задание будет выполнено и сомнений по этому поводу быть не должно».

 

Напутствие Егорова

Вскоре директор завода Евгений Павлович Егоров предложил Макаренко перейти в отдел строителей кораблей. На его сомнения (справится ли?) ответил: «Ну что ты беспокоишься. Работай — будем помогать, не справишься — снимем». Обсуждать приказ Егорова бессмысленно. С таким директорским напутствием Макаренко и приступил к работе в 5-м отделе. Постепенно у молодого специалиста выстраивались перспективы и планы. Были и радости, и удовлетворение, было и искреннее восхищение и волнение, потому как в отделе работали ответственные сдатчики — «зубры» с огромным опытом сдачи подводных кораблей. Анатолий Иннокентьевич работал строителем на атомных подводных лодках, ответственным сдатчиком корабля проекта 675 (заводской номер 536). В дальнейшем стал заместителем начальника 5-го отдела.

Напомню: то было время жёсткого соперничества в мире за превосходство на море. В Советском Союзе принимается крупнейшая в истории военного кораблестроения программа создания отечественных атомных подводных крейсеров стратегического назначения. Наш завод приступает к строительству крупной серии подводных лодок проекта 667А с баллистическими ракетами.

 

Главный инженер

Через 16 лет трудовой деятельности, в 1974 году, Анатолий Иннокентьевич назначается главным инженером — первым заместителем директора. При этом он по настоянию первого заместителя министра судостроительной промышленности Советского Союза И.С. Белоусова остаётся ответственным за обеспечение сдаточных программ предприятия. И поэтому его участие в постройке кораблей не изменилось. Понятно, что работы прибавилось из-за необходимости заниматься штатными делами главного инженера: реконструкцией производства, новой техникой, вопросами охраны труда и т.п. Замечу, перспективному руководителю исполнилось всего 38; пост главного инженера он будет занимать 12 лет.

Наиболее ответственным периодом своей деятельности на посту главного инженера Анатолий Иннокентьевич считает период подготовки производства к созданию подводных ракетоносцев 3-го поколения проектов 941 и 949 и само строительство головных кораблей (заказы 711 и 605). Для этого потребовалась серьёзная реконструкция завода, в результате которой производственные мощности предприятия существенно увеличились. Построены дополнительный корпусосборочный цех, крупный участок металлообрабатывающего цеха с линией правки, очистки и автоматической резки листового металла больших толщин, цех стеклопластиковых конструкций, несколько цехов машиностроения, цех амортизирующих устройств, гальванический цех. Завершено строительство нового эллинга (самого крупного в мире), реконструирован наливной бассейн, обустроена новая набережная № 3 с уникальным крановым оборудованием, спущены на воду транспортный плавдок «Онега» и спусковой плавучий док «Сухона». В итоге задача, некогда поставленная министром Борисом Евстафьевичем Бутомой — «на стапеле не строить корабли, а собирать», была решена.

Создание головного корабля проекта 941 (знаменитая АПЛ «Акула», ныне «Дмитрий Донской») отличалось совершеннейшей организацией напряжённого режима работ (работа в три смены без выходных, проверки в десять вечера). Министр судостроения по согласованию с ЦК КПСС назначил Анатолия Макаренко ответственным за своевременную сдачу суперкорабля. Работа была сделана в срок и с отменным качеством. Анатолий Иннокентьевич спецтелеграммой доложил руководству страны об успешном окончании строительства головного стратегического ракетоносца. За свой труд в феврале 1984 года главному инженеру Севмашпредприятия присвоено звание Героя Социалистического Труда. Убеждён, Золотая Звезда Макаренко сияет трудовому коллективу Севмаша и сегодня.

 

Под контролем директора

В 1986 году Анатолия Иннокентьевича назначили генеральным директором (Д.Г. Пашаев становится главным инженером). Каким был руководитель крупнейшего предприятия отрасли? Заместитель генерального директора Севмаша в 1979—2008 годах Виктор Иванович Дарда в своих воспоминаниях, опубликованных в газете «Корабел», так ответил на этот вопрос: «Нам, заместителям директора, А.И. Макаренко запомнился как руководитель демократичного типа, доверяющий своим помощникам, не опекающий по мелочам; руководитель, который давал возможность раскрыться, проявить инициативу и полностью нести за это ответственность. Спросить с подчинённых Макаренко умел, выговор его даже с юмором глубоко доходил до любого, и уж вторично попадать на острый язык директора никому не хотелось, хотя до оскорблений он никогда не опускался. Как директор он всегда видел и держал под личным контролем главные вопросы, прежде всего загрузку завода работой».

А.И. Макаренко выпало счастье общаться с выдающимися учёными нашей страны. Это академики А.П. Александров, Н.Н. Исанин, С.Н. Ковалёв, В.П. Макеев, В.А. Трапезников, В.Н. Челомей, Е.П. Патон, И.Д. Спасский, Н.В. Горынин, В.Г. Пешехонов, Н.А. Семихатов, В.М. Пашин. И они ценили генерального директора Севмаша.

 

Энергия лидерства

Анатолий Иннокентьевич обладал видением логики развития непростых событий во время строительства и испытаний подводных лодок, интуицией, энергией лидерства, умением и способностью брать ответственность на себя. Его отличали дисциплинированность и трудолюбие. Знающие люди говорят, что работа у него была напряжённая. Достаточно сказать, что с восьми утра начинались директорские проверки в цехах, затем совещания, решение неотложных производственных и организационных вопросов, а домой к семье — только поздно ночью…

Еще скажу вот о чём. Когда А.И. Макаренко был руководителем Севмаша, над предприятием висели сотни рекламаций, поступивших из эксплуатирующих организаций ВМФ. Тогда стало понятно, что недостаточно заниматься только качеством оборудования, нужно думать и о проблемах надёжности. Особенно это волновало начальника 5-го отдела Ю.Н. Гречкова, решительного и опытного инженера, предложившего создать бюро надежности. И генеральный директор поддержал инициативу Юрия Николаевича и создал такое подразделение, непосредственно подчинив его начальнику 5-го отдела. Из этого примера видно, как Анатолий Иннокентьевич проявлял государственный подход и руководствовался интересами дела.

 

Душой с Севмашем

В мае 1988 года Герой Социалистического Труда Макаренко расстался с Севмашем в пору своей инженерной зрелости, деловой активности и известности среди крупнейших отечественных учёных, военных, чиновников. Несомненно, он был прекрасным директором и одним из блестящей плеяды организаторов судостроения 60—80-х годов XX века.

И вот он в Москве. Заместитель, а затем первый заместитель министра судостроительной промышленности СССР Макаренко работает на укрепление всей отрасли. Дел — громадьё, нужно успеть многое. Он курирует строительство надводных боевых кораблей и создание минно-торпедного вооружения, участвует в сдаче уникального спасателя «Алогез» в городе Николаеве, а также тяжёлого атомного крейсера «Калинин» на Балтийском заводе, руководит межведомственным координационным центром по сдаче авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». И даже в той министерской круговерти Анатолия Иннокентьевича никогда не покидали тонкое остроумие и лёгкий юмор. Расскажу один случай, свидетелем которого мне посчастливилось стать.

По предложению начальника 5-го отдела я поехал вместе с замдиректора Севмаша по качеству Владимиром Петровичем Балашовым в Москву, в министерство. Коллегию по качеству вместо министра проводил Макаренко. Анатолий Иннокентьевич вёл заседание демократично, изумляла его компетентность. Никакого зазнайства. По ходу он рассказал очень остроумный анекдот, чем по-доброму разрядил накалившуюся обстановку. На меня это произвело сильное впечатление; я понял, что на коллегии людям без юмора делать нечего. Ведь ещё академик Дмитрий Лихачёв говорил: «Без юмора нет ума». В перерыве я не удержался и сказал Балашову: «Не кажется ли вам, Владимир Петрович, что Севмаш потерял выдающегося директора?» Помню, Балашов со мной согласился.

В тот, министерский, период жизни Анатолий Иннокентьевич говорил: «Без лукавства скажу, что все годы, где бы ни был, душой и сердцем оставался на берегах Белого моря, на родном Севмашпредприятии».

В последующем, возглавляя закрытое акционерное общество «Судостроение», действительный член Российской инженерной академии и член-корреспондент Международной инженерной академии, кандидат технических наук Макаренко много внимания уделял нашему предприятию.

Вчера Анатолию Иннокентьевичу исполнилось 80 лет. Нет сомнений, в этот день он услышал много поздравлений и пожеланий отличного здоровья, благополучия и удачи. В том числе, конечно, и от бывших коллег из Северодвинска.

 

Леонид БОРОДИХИН, кавалер медалей имени академиков В.П. Макеева и Н.А. Семихатова

 

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Архив записей