Не надеясь на русское авось

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/10/549_d1086.jpg

— Да я же, можно сказать, парень деревенский, северный, — огорошил меня в начале интервью Андрей Ким, один из первых предпринимателей в истории Северодвинска. Пауза повисла в воздухе. Я не знала, как бы покорректнее сформулировать свой вопрос: — ...А как же ваша совсем не поморская фамилия и восточная внешность? И наш герой рассказал весьма интересную историю.

Андрей Ким — о секретах выживания в бизнесе, о воспитании детей и о восточном характере

На производстве мы «изобретаем» макеты, печатаем плакаты, вырезаем буквы. Фото Валентина Капустина

На производстве мы «изобретаем» макеты, печатаем плакаты, вырезаем буквы.
Фото Валентина Капустина

Поморское детство

Андрей Вениаминович Ким действительно может считать себя истинным жителем Русского Севера. Мама Ангелина Николаевна — коренная поморка, уроженка Красноборска. А вот папа — Вениамин Николаевич — кореец, служил в Северодвинске, здесь и познакомился с будущей женой. Он был из числа множества корейских семей, депортированных властями с Дальнего Востока. Согласно официальной версии, в 1937 году, когда были напряжённые отношения с Японией, под предлогом «пресечения проникновения японского шпионажа» советские власти принудительно отправили их подальше от «горячей» границы. Дед А. Кима был в их числе.

После окончания службы Вениамин вместе с женой и маленьким Андреем переехали из Северодвинска в Ташкент. Но что-то не сложилось в молодой семье, и мама с сыном вскоре вернулись в Северодвинск. А вот школьное детство мальчик провёл в деревне Белая Слуда Красноборского района: мама уехала туда к своим родным. Так вот откуда разговоры о деревенском детстве!

— Я не жалею, что провёл детство на селе, — рассказывает А. Ким. — Деревня быстро учит трудиться. С малых лет знал, что такое ходить за водой, колоть дрова, топить печь, копать грядки, ухаживать за скотиной. А какие красивые леса и заливные луга в Белой Слуде! Стройные сосны, лес светлый и прозрачный и, конечно же, как неотъемлемый атрибут — множество грибов, особенно белых. Недаром, побывав в тех местах, бывший губернатор Ефремов назвал Белую Слуду царством белого гриба.

 

С завода — в свободное плавание

— Вы же и на Севмаше успели поработать, участвовали в строительстве подлодок?

— Да, после школы я поступил в Северодвинский техникум, а когда получил диплом судомеханика, пришёл на работу в цех 50 Севмаша, на участок центровки.

Эта работа меня тоже многому научила — воочию смог увидеть масштабы корабельного производства и оценить мастерство наших рабочих, сам участвовал в монтаже и центровке главных механизмов. На Севмаше я сделал первые шаги в профсоюзной работе, пытаясь на деле бороться за права трудящихся.

Какое-то время спустя понял, что каждый раз приходится прошибать стену государственного нежелания, чтобы чего-нибудь добиться. И тогда решил, что хочу реализовать себя сам, в своём деле. Это был 1989 год, в стране вовсю бушевала перестройка, и появился шанс испытать себя.

Сначала я устроился в кооператив к знакомому, где мы занимались ремонтно-строительными работами, работали на подряде с отделениями связи и другими организациями.

Затем уже в составе другого предприятия руководил ремонтно-строительным участком, тогда мы и освоили технологию нанесения рисунка на кафельную плитку методом трафаретной печати. Это было время, когда люди начинали активно обустраивать свои квартиры, поэтому продукция пользовалась спросом. Затем, в самом начале 90-х, была либерализация цен на энергоносители, и с обжигом кафеля пришлось закончить.

Но развитие бизнеса в стране уже шло полным ходом, в городе всё больше становилось частных компаний. Им нужны были вывески, таблички, логотипы, буклеты, а бизнесменам — визитки. И мы переориентировались на рекламную полиграфию и наружную рекламу и делаем это по сей день.

Кстати, до сих пор наружная реклама в компании «Экстра» — основное направление. Одними из первых в области мы купили оборудование для лазерной резки и гравировки, плоттер для широкоформатной печати и один из самых больших по формату планшетных фрезеров, освоили технологии рекламного производства, и сегодня мы можем считаться одной из опытнейших компаний, работающих в сфере рекламы. Шутка ли — 25 лет на плаву!

 

Особенности национального бизнеса

— Согласны ли вы с утверждением, что нынешний период — один из самых сложных для ведения бизнеса?

— Для меня самым болезненным стал 1998 год, когда рубль рухнул в одночасье, когда закрывались банки, а у людей пропадали заработанные деньги. Это была катастрофа.

Ты как честный бизнесмен выполняешь свои обязательства, переводишь деньги за материалы поставщику и вдруг узнаёшь, что твой партнёр денег не получал — они остались в банке. И потом этот банк, прямо скажем, тебя кидает, просто закрывая перед твоим носом двери на замок.

Я до сих пор помню, как ездил к поставщикам, договаривался о рассрочках и в течение года каждые две недели ездил с наличными и гасил долги, чтобы только сохранить свою компанию и репутацию. Да сколько было таких, как я, в те годы, и бизнесменов, и простых граждан?

Сейчас, к сожалению, тоже не лучшие времена. Законодательный прессинг всё усиливается. В этом плане работать стало сложнее.

Предугадать развитие бизнеса на будущее тоже невозможно, поскольку постоянно меняются условия игры.

Количество законов и подзаконных актов растёт с огромной скоростью и, к великому сожалению, имеет в основном фискальную направленность, совершенно не отвечая условиям сегодняшнего дня. Порой задаёшь себе вопрос: насколько компетентные люди сидят там, наверху? Да, говорить они научились складно, но очень уж оторваны от народа, реальности и от тех, кто работает на производстве, в бизнесе, на селе.

— И всё-таки, несмотря на сложность ведения бизнеса, ваш сын пошёл по вашим стопам. Вы не настояли на том, чтобы он шёл работать в госструктуры, на предсказуемую должность.

— Роману уже 30 лет. Он окончил Севмашвтуз по специальности «Информационные системы в экономике», но по специальности не работал. После вуза трудоустроился… в конкурирующую компанию. Тоже начал работать в сфере рекламы. Меня это нисколько не удивило: он с детства видел, как мы в офисе «изобретаем» макеты, печатаем, вырезаем буквы. Часть заданий мы поручали нашим детям, например подбор печатных листов для брошюровки журналов.

— Это как дети актёров проводят детство за сценой, а ваши, получается, узнавали все тонкости рекламного процесса у полиграфических станков…

— Согласен. Он поработал какое-то время в одном рекламном агентстве, потом мы в шутку сказали друг другу: «Хватит воевать» — и стали трудиться вместе. Я никогда не хотел, чтобы сын был в моей тени, поэтому поддерживаю его инициативу создания своего дела.

 

Всегда идти вперёд

— Андрей, вы с любовью говорите про Русский Север, а замечаете ли восточные черты в своём характере?

— Знаете, был период в детстве, когда я ненавидел свою фамилию. Потому что в Советском Союзе негласно процветал расизм. Всем, кто отличался цветом кожи или разрезом глаз, приходилось защищаться и учиться отстаивать своё место под солнцем. По мере взросления стал всё больше отмечать в себе такие черты, как усердие, терпение, ответственность, порой даже возведённые в энную степень, дотошность по отношению к делу. Такие истинно русские поговорки, как «надеяться на авось», извините, не про меня. Но не только в моих азиатских корнях кроется ответ на ваш вопрос о том, как 25 лет оставаться в одном и том же бизнесе, несмотря на кризисы и экономические потрясения в стране.

Самый живой пример ответственного отношения к делу — это моя мама! Она всю жизнь работала
не покладая рук, спать ложилась далеко за полночь, а на работу вставала в четыре утра и никогда не жаловалась!

— Есть ли у вас девиз? Какая мечта?

— «Идти вперёд, не оборачиваясь назад». Даже если случилась неприятность, не надо сокрушаться по поводу того, что было сделано неправильно. Я в таких случаях говорю: «Стоп. Это всё равно, что идти затылком вперёд». Если ничего нельзя изменить, извлеки урок и строй новые планы.

А мечта — мир во всём мире, как бы пафосно это ни звучало! Чтобы безо всяких опасений можно было поехать в любую точку планеты и познакомиться с разными культурами. Хотелось бы посетить восточные страны, в том числе и Корею. А из реальных желаний — чтобы у детей, а у меня есть ещё четырнадцатилетняя дочь Лиза и трёхлетний Артём, было все хорошо, чтобы они стали достойными людьми и нашли своё место в жизни.

— А что вы предпочитаете из кино и литературы?

— Любимый писатель — Эрих Мария Ремарк, я прочитал всё, что было переведено на русский язык. Каждый раз наслаждаюсь фильмом «Любовь и голуби» — этот говор, деревенские ужимки, народный юмор — настолько точно схвачено. Это всё знакомо и близко ещё с детства.

— Не пытались ли вы идти в политику, чтобы изменить общую ситуацию в отношении бизнеса?

— Однажды я был делегатом съезда малого предпринимательства в Москве в середине 90-х, когда выбирали Ельцина на второй срок. Нам организовали встречи в Налоговой инспекции РФ, Госдуме, с разработчиками законов, с представителями госструктур. Мы подготовили массу писем с расчётами и предложениями по улучшению взаимодействия власти и бизнеса, особенно в налоговой сфере, все эти документы были переданы в соответствующие инстанции, но ни на одно письмо или предложение не поступило даже маленькой отписки! А один из депутатов Госдумы честно признался, что если он выйдет с нашей инициативой к своим коллегам, то (цитирую) они его сожрут. Что тут можно сказать? И я ещё раз убедился, насколько крепка вышеупомянутая государственная стена.

Поэтому лучше буду полезен здесь, в своей компании, делая хорошее и нужное дело для города, который я считаю родным.

Беседовала Наталья ТРОФИМОВА

 

 

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей