Не свалка, а лесопилка. Всероссийская

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/10/773_d1082.jpg

Есть ли будущее у традиционного для нашей области лесопромышленного комплекса? Действительно ли лесная сфера у нас разорена, как подчас можно слышать? Какие проблемы в сфере природопользования стоят перед Северодвинском? Об этом мы беседуем с председателем комитета по природопользованию и лесопромышленному комплексу (ЛПК) Архангельского областного Собрания депутатов Александром ДЯТЛОВЫМ.

В областном Собрании уверены: регион может развивать современные производства без ущерба природе. И без иностранного диктата

Фото Елены Никитиной, Екатерины Курзенёвой

Фото Елены Никитиной, Екатерины Курзенёвой

Санкции в овечьей шкуре

— Александр Владимирович, какие проблемы из числа тех, которые решает ваш комитет, представляются вам наиболее важными?

— Партия «Единая Россия» поручила нам мониторинг законодательства, относящегося к ЛПК. Мы собрали рабочую группу с участием и крупных промышленников, и малого и среднего бизнеса. Участники рынка говорят: процесс работы тормозит ряд положений Лесного кодекса РФ. А законы почему-то принимаются без учёта мнения лесопромышленников. Решение практически любого важного вопроса в этой сфере замыкается на федеральный уровень, мы здесь можем лишь выступать с законодательной инициативой о тех или иных изменениях. Мы в рабочей группе проанализировали ситуацию и подготовили ряд поправок, сейчас нужно принимать их Собранием депутатов и направлять в федеральные органы власти. На прошлой сессии уже приняли одну законодательную инициативу и одно обращение к министру природных ресурсов и экологии России.

— В качестве примера: каких проблем касаются ваши инициативы?

— Мы считаем, что разные пункты 74-й статьи Лесного кодекса («Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности»), по сути, противоречат друг другу. Часть из них благоприятна для добросовестного арендатора — у него появляется возможность получить тот же участок в аренду на новый срок без проведения торгов. А значит, есть стимул вкладывать силы и средства в технику, в дороги, работать на будущее… Но есть и п. 7 ч. 2 этой статьи. По нему на такую автоматическую пролонгацию договора могут рассчитывать в основном лишь те арендаторы, которые имеют новый инвестиционный проект в области освоения лесов, включённый в официальный перечень приоритетных проектов. А это требует долгих — на несколько лет — бюрократических процедур, порой проекты просто теряют актуальность. На сегодня 22 предпринимателя лишились возможности продолжить работу на участках, в которые уже вложили немало ресурсов. Страдает и крупный бизнес: можно построить целое предприятие, а в итоге столкнуться с необходимостью участвовать в торгах и конкурсах на общих основаниях на новый срок за-ключения аренды.

Поэтому мы предлагаем пункт 7 части 2 статьи 74 Лесного кодекса исключить и продлевать таким арендаторам их договоры без конкурса и торгов, а также заменить аукционы на аренду лесных участков конкурсными процедурами.

— В чём разница?

— В аукционах может участвовать любой. При конкурсных процедурах областная законодательная власть может ввести ряд условий. Например, потребовать, чтобы участники имели социальные обязательства, направленные на развитие территории, чтобы зарегистрированы они были в нашем регионе и налоги платили здесь.

Теперь о нашем обращении к министру. Продавать лес в страны Евросоюза с некоторых пор можно только при наличии сертификата от экологических организаций. Зарубежных, конечно. 65-е решение (Motion 65) Генеральной ассамблеи Лесного попечительского совета (FSC) вводит с 1 января 2017 года новые, более жёсткие требования к сохранению так называемых малонарушенных лесных территорий. Отмечу, что российское законодательство такого понятия вообще не знает. А у того же FSC критерии таковы, что, например, во всём Лешуконском районе или в большей части Пинежского нельзя будет добывать лес на продажу в страны Европы. Нетрудно предвидеть экономические и социальные последствия этого.

Более того, эти неправительственные организации претендуют определять, где нам создавать такие вот зоны, где по существу запрещена всякая промышленная деятельность. А содержать всё это мы должны будем за свой счёт.

Мы просим федеральную власть принять меры, которые бы снизили негативное воздействие от принятия Motion 65. И вообще участвовать в процессе нашего диалога с подобными европейскими структурами.

— Может быть, у нас действительно не хватает охраняемых территорий?

— В нашей области четыре федеральных национальных парка, один заповедник, два заказника, два дендрологических и один ботанический сад — тоже федеральные. Есть также ровно сто региональных заказников и памятников природы и восемь охраняемых территорий местного значения. На всех этих территориях запрещена какая-либо хозяйственная деятельность: ни лес рубить, ни рыбу ловить — ничего нельзя. За соблюдением природоохранного законодательства следят правоохранительные органы, если есть эксцессы, то они пресекаются. И при всём этом теперь иностранные организации будут диктовать нам, как ещё охранять наши леса, а главное — ограничивать работу нашей промышленности? Я считаю, что мы имеем дело просто с разновидностью санкций против нашей страны: руками неправительственных организаций (НПО) под разными соусами иностранные государства устраняют наши предприятия как конкурентов на рынке. Не говорю уже о том, что эти НПО со своей стороны не несут никакой ответственности, даже не гарантируют, что их требования останутся стабильными, а не начнут нарастать.

Всё это не только наша озабоченность. Законодательные органы 22 субъектов Федерации уже поддержали наше обращение к министру, 17 субъектов — нашу инициативу относительно изменений 74-й статьи Лесного кодекса.

Лес рубят — заводы растут

— Как вообще обстоят дела в ЛПК нашей области, развивается ли он? Или эксплуатируются лишь остатки предприятий, что работали в советское время, а большая часть из них разорена?

— Это не так. Да, предприятия закрываются, банкротятся — те, которые используют устаревшие технологии. Но есть совсем иные примеры. Построен современный лесозавод 25 в Архангельске. В конце этого года или в начале следующего вступит в строй ЛДК-3, где будет создано 500 новых рабочих мест… Стоимость приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов Архангельской области — 38 млрд рублей, и это без учёта, например, пяти миллиардов, которые Владимир Буторин (владелец Устьянской лесоперерабатывающей компании. — Прим. ред.) вкладывает в развитие лесного комплекса в Устьянском районе, и 15 миллиардов, которые банкир Роман Авдеев (основной владелец Московского кредитного банка. — Прим. ред.) инвестирует в возрождение Соломбальского ЛДК. Всё это динамичные, современные, высокотехнологичные производства. Да, их меньше, чем было раньше, и людей работает на них меньше. Но это высококлассные специалисты, для привлечения и удержания которых собственники производств будут создавать и развивать и социальную инфраструктуру районов. И в итоге объёмы работ будут ничуть не меньше, чем в старые времена. Звание всесоюзной — теперь всероссийской — лесопилки мы вернём!

— С лесной промышленностью ясно. А что касается других сфер природопользования? Например, как складываются отношения населения с национальными парками и заповедниками, какова здесь позиция депутатов?

— По нашим данным, напряжение, например, вокруг парка «Онежское Поморье» уменьшилось — после того, как был разрешён запрещённый ранее населению вылов наваги. А на Соловках нам удалось добиться сохранения водорослевого комбината. (Несколько лет назад предприятие испытывало проблемы из-за создания на Соловках природоохранной зоны, сложностей в вопросах аренды земли и при привлечении инвесторов. — Прим. ред.).

Вылечить язвы на теле Земли

— Очень многое в экологии и природопользовании зависит у нас от федеральных предприятий и организаций. Как складываются отношения ваши с этими структурами?

— В качестве примера можно привести работу с корпорацией «Росатом». Ещё в 2013 году мы разрешили строительство хранилища для радиоактивных отходов на Новой Земле. За это голосовали и мы, северодвинцы, ведь это позволило бы вывезти отходы из нашего хранилища на Мироновой горе. Нами было принято соответствующее обращение. Будем надеяться, что Росатом всё же реализует этот проект, несмотря на сложное в финансовом отношении время.

— А если говорить о делах, связанных с Северо-двинском?

— Одна из острых проблем и Северодвинска, и Архангельска, и Новодвинска — городские полигоны ТБО. Попросту — свалки. Каждый год они горят, они не соответствуют никаким современным стандартам, и вообще это язвы на теле Земли — это не мной сказано. Был найден инвестор, готовый по современным технологиям построить мусороперерабатывающий завод. Мы, депутаты, убедились: в Нижегородской области такое предприятие действует успешно, эффективно и с экологической точки зрения вполне чисто. Но местное население не устроило ни одно из трёх возможных мест размещения. Между прочим, площадку, соответствующую стандартам, на наших болотистых землях найти непросто. Что ж, теперь проводим переговоры с Минобороны о предоставлении ещё одного подходящего участка… Наверное, нам нужно было проводить больше разъяснительной работы с гражданами.

— Некоторые другие депутаты, Александр Владимирович, ставят себе в заслугу как раз недопущение этого строительства: это забота об экологии…

— И что в итоге? Лишь разрастающиеся свалки, которые во многих местах давно пора закрывать, — есть и решения суда… А мы должны развиваться, я уверен. Делать шаги в новый век.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей