Чемпионы воли

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/10/t21420_d1086.jpg

Юные спортсмены упорно натягивают тетиву своих луков, стрелы разгоняются и со свистом летят в цель. И какое счастье потом вынимать их из самого центра мишени! В этом ряду, несмотря на разные рост, вес, цвет глаз, все они одинаковы — одинаково увлечены любимым делом. И могут рассказать немало историй о том, как лук и стрелы помогли состояться им в жизни.

Федерация стрельбы из лука развивает адаптивное направление для людей с ограниченными возможностями

И. Пономарёва умеет найти подход к каждому ученику. Фото Екатерины Курзенёвой

И. Пономарёва умеет найти подход к каждому ученику.
Фото Екатерины Курзенёвой

Шанс есть у каждого

— Как только я узнала, что заниматься этим видом спорта можно без ограничений по здоровью, сразу увидела перспективу для социализации детей, — признаётся тренер секции стрельбы из лука Ирина Пономарёва. — У меня самой в детстве была куча болячек, в секции не брали. Обидно! Хотелось сделать так много. А здесь столько шансов — и для детей, и для взрослых.

Адаптивное направление северодвинские лучники активно развивают с 2012 года. Этот красивый вид спорта способствует не только укреплению мышц спины, но и оттачивает координацию и математические способности: нужно рассчитать траекторию движения стрелы в зависимости от того, как падает свет и дует ветер. Главное — стрельба из лука дарит ощущение: я такой же, как все, я могу победить себя!

А началось всё с мальчика с астигматизмом, который пришёл заниматься в секцию годом ранее. Поскольку по первому образованию Ирина медик, а по второму — дефектолог, взялась, не раздумывая. Самое интересное: очки он потом снял. И это вдохновило!

Сегодня в секциях областной федерации стрельбы из лука в Северодвинске и Архангельске занимаются около 300 человек. И 20 процентов из них — люди с особыми потребностями, которым нельзя заниматься другими видами спорта. У кого-то порок сердца или протез глазного яблока, у кого-то врождённая глухота, у кого-то астма или проблемы с вестибулярным аппаратом. А у кого-то, как у Светланы Чураковой, врождённое отсутствие конечности.

 

Саму себя взяла на «слабо»

Многие обычно интересуются, не занимается ли она баскетболом: рост у Светы завидный — 198 см! Но потом замечают протез правого предплечья, с которым она ходит с полутора лет. В секцию стрельбы из лука пришла, как сама признаётся, чтобы утереть нос подругам.

Вспоминает, как увлекалась реконструкцией XIV—XV вв. и поехала в 2014 году на исторический фестиваль в Выборг. Всем предлагали пострелять из лука. Ей же стыдно было признаться, что она не может натянуть тетиву.

Потом подруги пошли в секции, начали делиться фото с занятий. Тогда Света и нашла контакты руководителя областной федерации стрельбы из лука Руслана Блейхера. Долго собиралась с духом.

— Помню, заходит застенчивая девочка в километровом шарфе, — рассказывает Ирина Пономарёва. — Стоит, со стенкой сливается, бледнеет. А у самой в глазах черти скачут, притом с рогатками. Ну, думаю, она себя покажет. И как только она элегантно взяла в руки лук, в неё влюбились все наши ребята.

Сам снаряд Света держит протезом, тетиву натягивает левой рукой. Признаётся, получаться стало не сразу: мышцы правого предплечья ослабли, протез начинал «ходить», из-за чего сбивалась траектория движения стрелы. Но сейчас, прозанимавшись почти два года, легко попадает в десятку.

Сама себя на «слабо» взяла — и получилось!

— Видишь путь стрелы, слышишь звук, с которым она втыкается в цель, или треск, когда одна стрела попадает в другую. Тогда и входишь в настоящий раж, — признаётся девушка.

Пока совмещать тренировки с работой непросто, а трудится Светлана корреспондентом на ГТРК «Поморье». Но не сомневается: когда-нибудь выйдет на всероссийские соревнования по стрельбе не в рядах инвалидов, а наравне со всеми. Сейчас она ждёт высокотехнологичный протез, который работает от мышечного импульса, а под него — специальный блочный лук для левшей.

 

Лук помог заговорить

Рядом с ней на тренировке восьмилетний Глеб Котельников, который учится в сурдологическом классе школы № 21.

Он не говорил до шести лет, а потом процесс вдруг пошёл. Особенно после того, как побывал в лагере под Котласом с друзьями-лучниками. Хочется же, чтобы все тебя понимали, — пришлось проговаривать слова. С тренером же полувзгляда хватает.

— Как удаётся найти подход ко всем? — спрашиваю я.

— Нужно просто любить каждого. И уважать. Это когда говоришь: «Я в тебя верю», показываешь, как делать, и аккуратно поправляешь ошибки. Иногда и пошутить или пожурить надо. Постепенно у ребят появляются уверенность и блеск в глазах.

Вот и Глеб втянулся настолько, что стал самостоятельно уходить на тренировку с продлёнки. Заметно вырос за последний год, окреп, стал более ответственным и упорным. В секцию его отдавали для социальной адаптации, физической нагрузки и выплеска энергии. Но результат ожидания превзошёл.

— Те, кто знают, каким он был и каким стал, замечают большую разницу, — признаётся мама Наталья.

Есть среди подопечных Ирины Пономарёвой и ребёнок, болеющий астмой. Сейчас у него стадия ремиссии, приступы прошли.

— Это не значит, что его вылечил именно лук, — рассказывает она. — Вылечил спорт: перед выстрелом концентрируешься, начинаешь правильно дышать, успокаиваешься.

Иногда, конечно, её посещают мысли: «Боже, как я это смогу? Неужели ребёнок справится?». Но упорство тренера и настырность самих учеников делают своё дело. А перспектива есть у каждого, уверена Ирина. Известен случай, когда спортсмен с 90-процентной потерей зрения был даже в числе олимпийских призёров! Как? Сработал закон биомеханики: человек-лук.

— Это как в прописях одинаковые завитки ставить. Мы даже у себя проводили эксперимент: дети снимают очки и стреляют без них лучше.

Впрочем, здесь уважают выбор каждого — стрелять для себя или на разряд. Ведь главное, как ни крути, здоровая душа. А к ней и всё остальное обязательно приложится.

 

Острота зрения не играет роли в успешности выступления на соревнованиях по стрельбе. У меня в секции в Архангельске метко стрелял и глухой мальчик — ему, правда, нужно было увидеть, что я говорю. А в короткие перемены ещё и в шахматы успевал всех обыгрывать.

 

Три года назад ко мне подошла мама: «Спасите спину ребёнка!». Представьте себе «вопросительный знак»: мышцы были вялые, голову не мог прямо держать, месяц каждая тренировка была как первая.

Сейчас у него взрослый разряд, на тренировках выполняет норматив кмс. Бонусом — отличная осанка, разворот плеч, гордая посадка головы. Вот что значит трудяга! Родители гордятся успехами своих детей, но многим важна просто красивая осанка, даже если ребёнок не станет спортсменом.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей